Синопсис На пике своей международной карьеры, Марию Эндерс (Жюльет Бинош) просят сыграть в возрожденной пьесе, которая сделала ее известной двадцать лет назад. Но тогда она играла Сигрид, соблазнительную молоденькую девушку, которая лишает почвы под ногами и в конечном итоге доводит своего босса Хелену до самоубийства. Теперь ее просят выйти на сцену в другой роли, взрослой Хелены. Она уезжает со своей ассистенткой (Кристен Стюарт) репетировать в Зильс-Марию; удаленный регион Альп. Молодая голливудская актриса со склонностью к скандалу (Хлоя Грей Моретц) получила роль Сигрид, и Мария оказывается по другую сторону зеркала, лицом к лицу с неоднозначно очаровательной женщиной, которая является, по сути, тревожным отражением ее самой.
Плавающие облака: Заметки режиссера Этот фильм, который имеет дело с прошлым, нашими отношениями в нашем собственном прошлом, и тем, что сформировало нас, отличается длинной историей. Той, которую мы с Жюльет Бинош оба косвенно пережили.
Мы впервые встретились в начале обоих наших карьер. Вместе с Андре Тешине я написал «Свидание», историю, наполненную призраками, где, в возрасте двадцати, она сыграла в главной роли. Тогда этот фильм заметили, и карьера молодой актрисы начала подниматься вверх с более выдающимися ролями. С тех пор наши пути шли параллельно, пересекшись спустя много времени, когда мы снимали «Летнее время» вместе в 2008.
Это именно Жюльет, у которой первой возникло это чувство упущенных возможностей, или скорее фильм, который выглядел как виртуальный тур нашей общей разделенной истории, и что это вернет нас обоих к истокам. Постоянно размышляя об том, я начал делать заметки, затем вдохнул жизнь в персонажей, а затем в саму историю, которая ждала своего времени очень долго.
Писательство – это тропинка, и эта тропика ведет к заоблачным высотам, к времени между началом и становлением. Не удивительно, что вдохновляли меня изображения горных пейзажей и крутых тропинок. Здесь нужен был весенний свет, прозрачность воздуха, и туманы прошлого, этот облачный феномен Малойя («Maloja snake» - так жители швейцарской долины Верхний Энгадин называют природное явление, когда теплый воздух поднимается из ущелья вверх по склонам к перевалу Малойя, превращаясь на своем пути в облако, и ветер растягивает его в огромный длинный лоскут). Тропинка, которая привела меня к тому, с чего все началось, для Жюльет и меня, и к тому, где мы оба находимся сегодня, в нашем настоящем, в котором появились определенные вопросы, и особенное к нашему будущему.
Мария Эндерс – актриса. Со своей помощницей, Валентиной, они исследуют богатых и сложных персонажей, созданных Вильгельмом Мельхиоров – персонажей, которые все еще должны обнажить все свои секреты, даже двадцать лет спустя.
Но этот фильм не столько о театре и его иллюзиях, и не о блужданиях художественной литературы, как о Человеке, в самом простом и самом личном способе.
В этом отношении слова, написанные авторами, те, которые актеры скажут, те, которые находят отклик в душах зрителей, не вызывают ничего кроме вопросов, которые мы задаем сами себе, каждый день, в наших собственных мысленных монологах.
Да, конечно же, театр - это жизнь.
И даже немного лучше жизни, потому что он раскрывает величие в лучших из ситуациях и худшее, в обыденном и наших снах.
В этом смысле Мария Эндерс – это ни Жюльет Бинош, ни я сам. Она – это каждый из нас, столкнувшейся с необходимостью пересмотреть свое прошлое – не выяснить его, но скорее найти ключи к нашему характеру, тому, что сделало нас теми, кем мы есть, и что продолжает двигать нас вперед.
Она всматривается в пустоту и замечает молодую женщину, которой была в 20 лет. В глубине души она все еще такая же, но мир вокруг нее изменился, и ее молодость ушла – молодость, как девственность, как открытие мира. Такое бывает только раз.
С другой стороны, мы никогда не забываем то, чему наша молодость нас научила: это постоянное переосмысление мира, это понимание слишком изменчивой реальности и цены, которую нужно заплатить, чтобы быть частью этого. Воспринимать каждую актуальность и опасность, как впервые.
Это противостояние между прошлым и будущим развивается на фоне пейзажа, который показался мне идеальным местом для комедии – или драмы, в зависимости от точки зрения, которую вы выберете – актриса погружается в пучину времени, из профессионального или морального обязательства, а не желания.
Когда мы смотрим в эту пустоту, она не отражает ничего, кроме нашего собственного изображения, застывшего в абсолютном настоящем. Этот снимок делается в сердце Зильс-Марии.
Мария Эндерс обнаруживает, что ее «я» разделилось на тысячи аватаров, которые резонируют в виртуальном мире славы – и отвращения – современных СМИ. Вот где граница между самым личным, самым трогательно банальным и виртуально общественным стирается. Мы ищем ее, но не можем найти. Возможно, ее попросту больше не существует.
Мария Эндерс – это та молодая девушка, которая однажды играла Сигрид в фильме Вильгельма Мельхиора, или она – взрослая, зрелая женщина, которую другие люди видят в ней; или возможно она все еще один из тех персонажей, в которых перевоплощалась, или одно из тех лиц, которое появляется, когда мы печатаем ее имя в «Google» или в «YouTube»?
Есть ли что-то, за что она все еще цепляется, если это не секретность ее личной жизни, то единственное место, где время не можем оставить свой след? Место, где время просто течет, как например облачный феномен Малойя?
В ранние часы я думал об облаках, о небе над долиной Энгадин, о том, каким одновременно несменным и постоянно изменяющимся может быть этот пейзаж, одновременно такой пугающий и такой человечный. Он странно вписывается во время, и стал свидетелем всех существ, которые проходили по нему, сливались с ним, с самого начала и до сего времени. Тех, кто и сам поднялся к своим головокружительным высотам.
В 1924 году, на заре кинематографа, Арнольд Фанк, один из пионеров горной фотографии, снял странный облачный феномен Малойя, где горные вершины, облака и ветер смешиваются вместе абстрактно, напоминая классическую китайскую живопись. Он снимал это в черно-белых тонах и это единственная форма, в которой оно существует и по сей день, изношенное и поцарапанное. Одним словом, память о том, что возможно было и останется во все времена, созданное самим собой.
Тем не менее, тревожно чувствовать личную и таинственную правду в этом пространстве, несмотря (или благодаря) фильтрам, которые отделяют нас от них. Они проявляют себя через удаленный субъективизм, с почти столетием между нами.
Разве это не точный процесс искусства, который воспроизводит этот мир, но через особый взгляд, который скрывает столько же, сколько и показывает, равнодушный к свету видимого и невидимого?
Перевод выполнен Тео специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
«Облака Зильс-Марии»: Производственные заметки
|