Рассуждая о новой картине «8 подруг Оушена», как ни маневрируй, мимо гендерных мин не пройдешь — все равно подорвешься. Начнем с того, что в спин-оффе криминальной трилогии Стивена Содерберга об обаятельном грабителе Дэнни Оушене создатели реализовали стремительно входящее в моду сценарное решение, сменив половую принадлежность главных героев. После громкого и, честно сказать, не вполне справедливого провала женской версии «Охотников за привидениями» был определенный риск, и зрители ждали картину настороженно. Но поклонники трилогии зря себя изводили: фильм вышел мало похожим на оригинал. Настолько, что возникает сомнение, а случилась ли комедия? И если да, то была ли она криминальной?
В центре сюжета — сестра Дэнни Оушена Дебби в исполнении Сандры Буллок. Она буквально идет по стопам брата, руководствуясь простой жизненной парадигмой: украл, выпил — в тюрьму (с поправкой на западные реалии). Налюбовавшись небом в клеточку, Дебби выходит за ворота колонии с уже созревшим планом ограбления. И, конечно, принимается за поиск подельниц.
Первой соглашается Лу Миллер, которая держит неказистый клуб, где поит посетителей разбавленной водкой. Кейт Бланшетт, в доме которой уже пылятся два «Оскара», способна сыграть даже гладильную доску. А потому ее Лу, правая рука главной героини, так и просится в сольный проект. По задумке, она повторяет черты вечно жующего и по-попугайски одетого друга Дэнни Оушена, которого в трех частях вальяжно сыграл Брэд Питт. Но у Бланшетт образ выходит интереснее, загадочнее и явно требует больше экранного времени. Вслед за Лу подтягиваются и остальные аферистки. Хелена Бонем Картер, будучи семикратной номинанткой на «Золотой глобус», не без щегольства примеряет на себя образ сильно задолжавшей по кредитам дизайнера-невротички. Энн Хэтэуэй, признанная интеллектуалка Голливуда, в картине изображает взбалмошную старлетку Дафну Крюгер, которая из приманки превращается в охотника. Остальные места в преступной банде заняли дамы, пусть и не столь обласканные кинонаградами, но не менее талантливые: Рианна — хакерша, Минди Кейлинг — ювелир, Сара Полсон — жуликоватая домохозяйка и рэп-исполнительница Аквафина в роли уличного воришки.
Дальше все как по многократно писанному киносценарию: Дебби необходимо посвятить банду в тонкости дела, провернуть его, при этом как можно чаще ввергая зрителя в тревогу (выгорит или нет), в конце поделить присвоенное и зажить честной, несметно богатой жизнью.
Фильмы про аферистов накатывают волнами. Они не так часто снимаются, как картины других жанров, но на них определенно есть спрос. Та же трилогия Содерберга, как многие наверняка помнят, — ремейк старой ленты с Фрэнком Синатрой в главной роли и его друзьями, прозванными «крысиной стаей», на подпевках. Есть в таких лентах особый шарм: они не столько о преступлениях, гениальных мошенниках или глупых богатеях, которые спят и видят, чтобы их обвели вокруг пальца, сколько о везении. О том, чего большинству людей, а, значит, и зрителям, пришедшим на сеанс, не хватает. В них всегда полно моментов, когда еще чуть-чуть — и все пропало, но этого не происходит, потому как фортуна оберегает героев, ластится перед ними, заискивает. Такие картины, словно «Золушка» для скептиков, — обещание удачи.
Сказать что-то новое в рамках этого жанра достаточно трудно. Чтобы удивить как можно сильнее, создатели чаще всего до скрипа затягивают саму аферу, раскрашивают невзрачное полотно колоритными персонажами или, как в случае с «8 подругами Оушена», меняют полярность с «М» на «Ж». В целом, ничего из ряда вон выходящего, этот ход возможен и вне гендерных войн. Одно опасно — вслед за женским составом тащить в картину все стереотипные прелести дамского бытия, такие как глянцевые журналы, украшения и вероломные мужчины. И создатели этой ленты наступили на все из возможных грабель.
Серьезного ограбления казино или банка героиням так и не доверили. Преступление, на которое идет банда сестры Оушен, по-девчачьи милое — украсть ожерелье, некогда принадлежавшее Лиз Тейлор. Кому-то это, возможно, покажется плюсом, мол, так достовернее. Если, конечно, можно говорить о некой правдивости в рамках этого сугубо игрового жанра. Ведь, как известно, Бонни и Клайд были расстреляны, а за ними и еще выводок грабителей.
Самые слабые моменты фильма — это флешбэки главной героини, которые явно не идут на пользу образа, предлагая зрителю не коварную и расчетливую грабительницу, а заложницу проходного ромкома, на которых обычно специализируется Дженнифер Энистон. Но Буллок не Энистон, да и посыл у картины изначально другой, поэтому пляски вокруг бывшего ухажера, оказавшегося подлецом, создают явный перекос. Фильм, и без того балансирующий между жанрами, с головой уходит в малопримечательную ленту для девичника, которой можно закусить между сезонами «Секса в большом городе». При этом если градус женской сходки достаточно высок, то есть вероятность, что его участницы вряд ли отличат сие творение от приключений четырех взбалмошных жительниц Нью-Йорка. И в этом не будет их вины, ведь на экране все те же блестки, невзрачные мужчины, утонченные дизайнеры и щебет светских раутов.
Впрочем, картина не лишена обаяния. А главное ее достоинство заключено, безусловно, в подборе актрис. В этом женская версия ничуть не уступает, а по совокупности кинематографических наград, возможно, и превосходит мужской состав. Наблюдать за ними настоящее удовольствие. Оттого вдвойне обидно, что фильм перенасытили сменой кадров, лишив былой размеренности. Содерберг снимал истории про Оушена будто с ленцой, приглашая актеров в кадр надолго, хвастаясь ими. Сменивший его Гэри Росс делает все слишком быстро, комкает диалоги, забывает про юмор, будто снимает не криминальную комедию, а одному ему известный жанр. Зато в избытке на экране мишуры и мельтешения всяких популярных персон из желтой и околожелтой прессы. Даже Мария Шарапова засветилась: специально для девочек, чтобы можно было ткнуть под локоть спутника и начать ему втолковывать, чья макушка или бюст мелькнул только что на экране.
Примечательно, что сам Стивен Содерберг в титрах все-таки значится, но как продюсер. А вот все свое режиссерское мастерство он направил на другую картину про аферистов — «Удачу Логана», которая вышла куда более юморной и занятной, чем костюмированные приключения женской половины семьи Оушенов. Хотелось, конечно, картины более зубастой. Слишком мощный актерский состав был пущен в обойму, но вместо револьвера оказался игрушечный пистолет. Знаете, тот, что с флажком, на котором написано «Bang».
Несмотря на все минусы, проект вышел жизнеспособным благодаря восьми почти озоновским женщинам. Вот такой каламбур на выходе: то, за что картину заведомо критиковали, ее спасает и, весьма вероятно, сулит продолжение истории.
За информацию спасибо сайту http://lostfilm.info/.
Мало аферы, много блесток. Рецензия на «8 подруг Оушена»
|