Легендарный Дэвид Финчер впервые в карьере выпустил фильм сразу на стриминге, минуя широкий кинопрокат. Лента «Манк» о голливудском сценаристе – также первый опыт режиссёра в жанре кино о кино. Что перед просмотром надо знать о Хермане Манкевиче, и почему этот фильм – одна из последних возможностей насладиться старыми добрыми временами кинематографа – в материале РИА Новости.
Вспомним, кто такой Финчер
Режиссёр Дэвид Финчер – последний герой кинематографа. Со времён «Чужого 3» в его фильмографии не было ни единого промаха. Не имеет смысла напоминать о «Бойцовском клубе», «Игре», «Социальной сети», «Исчезнувшей» – как минимум потому, что об этих фильмах никто и не забывал.
Недавно Финчер окончательно мигрировал с больших экранов в онлайн. Все его проекты за последние шесть лет выходят только на Netflix. Последующие окажутся там же – недавно режиссёр подписал эксклюзивный контракт. Сериалы «Карточный домик» (там он продюсер), «Охотник за разумом», анимационный альманах «Любовь. Смерть. Роботы» – и вот теперь полнометражный «Манк». Этот фильм впервые в его карьере вышел сразу на стриминге, а ещё он же – первый опыт Финчера в специфическом жанре кино о кино.
Кем был Манк
Манк – Херман Джейкоб Манкевич, американский сценарист, лауреат единственного «Оскара» за свою последнюю и лучшую работу, «Гражданина Кейна» 1941 года. Это дебютная и опять же важнейшая картина Орсона Уэллса, которого привыкли считать самобытным автором, умеющим буквально всё. Правда, ничего более примечательного, чем «Кейн», ему так и не удалось снять. И сегодня есть мнение, что именно благодаря сценарию Манкевича всё так хорошо получилось. Впрочем, предварительный просмотр «Гражданина Кейна» навряд ли сильно изменит для зрителя впечатление от «Манка». Пусть сюжет фильма Финчера и построен вокруг истории создания конкретной ленты, но всё же картина куда шире, чем может показаться.
«Гражданин Кейн» – о чём кино
Вот краткая справка для тех, кто не видел величайший фильм в истории. Это не частное мнение: картина остается на первых строчках рейтингов критиков уже много десятилетий. Там изложена судьба мрачного, сломленного человека, который в первой же сцене умирает в собственном готичном имении-замке со словами: «Бутон розы». Зритель узнает о превращении из амбициозного юноши в опереточного злодея из рассказов многих его знакомых. Фактически «Гражданин Кейн» – такое же свидетельство очередного стороннего наблюдателя, самого Манкевича. Он годами следил за жизнью Уильяма Хёрста, одного из известнейших газетчиков в истории, который и стал прототипом главного героя.
Сюжет без спойлеров «Манк» – исчерпывающая биография Манкевича, умершего всего в 55 лет, описание столкновений с Хёрстом, отношений с Орсоном Уэллсом, других эпизодов из жизни. В центре сюжета – тот период, когда Манк со сломанной в автокатастрофе ногой, изнывая от собственного алкоголизма, на отдалённой даче в компании немки-медсестры и стенографистки несколько недель мучительно писал сценарий «Гражданина Кейна». В его горячечном сознании всплывают картины из прошлого, взаимоотношения с властью, голливудскими студиями.
Главное, что тяготит несчастного героя, – неизбежный в искусстве авторский компромисс. Он годами редактировал чужие сценарии без упоминаний в титрах – только деньги, ничего личного – и уже в зрелом возрасте впервые борется за собственное видение с Уэллсом и продюсерами.
Роль Манка блистательно сыграл Гэри Олдман. Созданный образ рано состарившегося сорокалетнего саркастичного талантливого мужчины себе на уме здесь напоминает о его оскаровской роли Уинстона Черчилля в «Тёмных временах».
Эстетическая фишка
Фильм выходит в непростой период: гигантские серебристые экраны, дарившие многим поколениям великую иллюзию, потеряли для аудитории всякую привлекательность. Киносети близки к закрытию из-за карантинных ограничений и запретов. И сейчас Финчер старается прыгнуть выше головы: хочет подарить обладателям телевизоров, ноутбуков и телефонов то впечатление от кино, которое было у посетителей кинотеатров более полувека назад.
Несмотря на то что «Манк» снят на «цифру», эта картина тщательно стилизована: чёрно-белое изображение, на компьютере нарисовали плёночные царапинки, весь звук записан на старые микрофоны. Всё это старание не эстетства ради, а генерального посыла для.
Фильм как в старые времена Все мотивы Манкевича поданы в ленте не «в лоб». Кажется, что дело здесь вообще не в главном герое, который, конечно, умный и талантливый, но всё же один из многих, кого задавил голливудский молох. Авторские терзания, давление дедлайнов, жестокость индустрии – всё это не новые темы для кино.
В самой последней сцене Манкевича, держащего в руках заслуженный «Оскар», спрашивают, почему Уэллс указан в титрах как соавтор сценария «Гражданина Кейна». Он отвечает: «Это магия кино». Именно ради воплощения этой магии в жизнь и снята картина «Манк», наверное, не самая мощная из работ Финчера, но всё же своевременная и примечательная.
Она возвращает любителей кинематографа как искусства в прошлое, потому что в настоящем кино – одно расстройство, а будущего у него может и не быть.
Так приятно в кои-то веки посмотреть просто фильм, без претензий на остросоциальный подтекст, без чрезмерного авторского эго – такие картины снимали раньше, в старые добрые времена. Чистое дистилированное cinema – давайте же радоваться хотя бы этому, пока осталась возможность, одна из последних.
За информацию благодарим сайт ria.ru
Красота по-голливудски: «Манк» – последний фильм из старых добрых времён
|