Устрашающе точное совпадение режиссера и материала наделило «Космополис» небывалой бездуховностью. Использование его ледяной разведки оказалось пророческим для романа Дона Делилло, когда Дэвид Кроненберг решил экранизировать историю о бездушном молодом титане с Уолл Стрит времен технологической зависимости, финансовых неудач и всеобщей паранойи. И несмотря на тяжелый слог автора, он сумел сохранить эти понятия и не потерять смысла в фильме. И хотя рекламная деятельность в большей степени будет недоступна для картины, отличное преображение Роберта Паттинсона бьет все возможные ожидания.
Сценарий к первому фильму, основанному на романе Делилло, стал так же первой работой Кроненберга с 1999 года, когда он писал сценарий для «Экзистенции». «Космополис» - не просто адаптация книги самим режиссером, как, например, в фильмах «Завтрак нагишом» или «Паук», это изобретательный синтаксис визуальных и психологических эффектов. Работая без подстраховки, с эпизодическим повествованием и кипящими идеями диалогами, Кроненберт дословно адаптирует сцену за сценой, позволяя вгрызться из романа в фильм ноткам пессимизма.
Успевший стать нечестивой частью капитализма, 28-летний привлекательный и хорошо одетый Эрик Пэкер (Паттинсон) решает, что ему нужна стрижка, и отправляется в путь через весь город в своем белом лимузине, который оснащен сенсорными экранами и кучей футуристических вещей, не сочетающихся с серым Манхэттеном за его окнами. Президентский кортеж лишь усложняет ситуацию на дорогах, что дает миллиардеру достаточно времени, чтобы обсудить в своем лимузине проблемы с начальником технологического отдела (Джеем Барушелем) и финансовым аналитиком (Филлипом Нозука), которого Эрик предупреждает о слишком агрессивной политике в отношении китайских юаней.
Благодаря главе его охраны Торвалу (Кевин Дюран), который сопровождает Эрика, ему не нужно покидать эти кожаные апартаменты, чтобы заняться сексом со своей любовницей (Жюльетт Бинош) или пройти обследование простаты во время беседы со своим финансовым директором (Эмили Хэмпширом). Однако, он даже выходит раз из своего лимузина, чтобы увидеться со своей скромницей бывшей женой Элайзой (Сара Гордон). И к моменту захода солнца лимузин проезжает похоронную процессию знаменитого рэпера, толпу протестующих людей, переодетых в крыс – некоего денежного талисмана.
И пока в финальной сцене не вынуты стволы, каждый из них ведет свою словесную битву с Эриком. С самого начала обсуждение технических и финансовых затруднений имеет более абстрактный характер, примитивный характер полового акта, однородность массы ради воплощения одной единственной идеи о головокружительной скорости человеческого прогресса и неспособности держать язык за зубами. Однако, именно язык является той частью «Космополиса», которая заставит зрителя вставать со своих мест и задуматься о смысле всего, что их окружает.
Кроненберг позволил Делилло говорить самому за себя, расставив лишь несколько акцентов и визуально их увеличив, например, как чудовищно выглядит на камере черствость и высокомерие Эрика, как сильно отличается его физическое состояние от гудящей и беснующей толпы. Редко выходящий за пределы «неприступной крепости» на колесах, фильм создает настроение тревожной интимности и изоляции. И несмотря на хаотически развивающиеся события за его пределами, массовая нищета буквально так и бьет сквозь черные стекла тонированного лимузина.
Потратив все силы на исследование пустоты и отчужденности, можно с уверенностью сказать, что Кроненберг справедливо подтвердил свой статус увлеченности этому ремеслу. Представив крупным планом святую святых Эрика, фильм заставляет зрителя презирать и одновременно восхищаться им. Для этого режиссер нашел идеальную кандидатуру на эту роль в лице Паттинсона, который натренировано харизматичен и обольстительно стыдлив своей роли. Но это явилось сильнейшим актерским прорывом, что и определило не только судьбу фильма, но и его собственную.
Другие же актеры промелькнули на экране лишь мельком, хотя Саманта Мортон даже выиграла от единственной сцены, в которой предстала в роли «финансового гуру», и Мэтью Амальрик так же получил хоть и небольшую, но веселую роль «торто-убийцы», чей торт оказывается прямо на лице Эрика. В роли уволенного бывшего сотрудника, обозленного на Эрика, выступил Пол Джаматти, превосходно отразив свою несобранность и показав безжалостную сторону Эрика.
Вместе с режиссером на высоком уровне работали специалист монтажа Рональд Сандерс, мастер операторского искусства Питер Сушицки, а так же замечательный композитор Говард Шор, который поднял звуковое содержание фильма намного выше, чем обычно гудящий на заднем фоне перезвон.
Перевод выполнен Морской_Котик специально для сайта www.twilightrussia.ru. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт и автора перевода.
"Космополис": сенсационное исполнение от Роберта Паттинсона
|