«Холстон» – новый мини-сериал от одного из самых влиятельных ТВ-продюсеров современности Райана Мерфи об одном из главных американских дизайнеров XX века, про которого вы, скорее всего, ничего не слышали. И в этом нет ничего предосудительного! Звезда сериала и исполнитель главной роли Юэн Макгрегор тоже ничего не знал про дизайнера до того, как актёру предложили его сыграть. У шоу достаточно недостатков, оно во многом говорит больше даже не о своём герое, а о своём создателе, но после него Холстон точно не будет для вас пустым звуком.
Мерфи вместе со своими соавторами – сценаристом Иэном Бреннаном, создавшим вместе с Мерфи «Хор» и «Политику», драматургом Шарром Уайтом и режиссёром Дэниелом Минаханом («Настоящая кровь», «Игра престолов», «Анатомия страсти») – не очень экспериментируют с формой, сделав из «Холстона» классический байопик из серии «родился – творил – умер». Названия серий (всего их пять) красноречиво обозначают этапы жизни и творчества дизайнера. Правда, самый первый эпизод «Стать Холстоном» несколько лукавит, потому что самой истории того, как мальчик Рой Холстон Фроувик из маленького городка в Индиане стал просто Холстоном с бутиком на Мэдисон-авеню в Нью-Йорке, уделяется совсем немного времени. В первые несколько минут мы видим классическую картину: домик посреди равнин американской глубинки, абьюзивный отец, несчастная мать и (а вот тут как раз начинается необычное) испуганный маленький мальчик, который начинает делать шляпки, чтобы как-то порадовать маму. Впоследствии именно они сделают его знаменитым – Джеки Кеннеди наденет на инаугурацию мужа шляпку-таблетку дизайна Холстона. Слава будет недолгой – в середине 60-х американки перестанут носить шляпы, и дизайнеру придётся изобретать себя заново.
Несмотря на то, что на жизнеописание эксцентричного героя выделяется целых пять эпизодов, Мерфи стремится быстренько проиграть все якобы скучные моменты и приступить к самому интересному: взлёт бренда «Холстон», триумф американцев в Париже, «Студия 54», секс, наркотики и диско. То, что на этот раз Мерфи не выступает режиссёром шоу, идёт ему на пользу – сериал не ударяется в совсем откровенный китч и безумие и сохраняет хороший баланс между лоском и драмой.
Холстон в исполнении бесподобного Юэна Макгрегора, который явно наслаждается каждой секундой этой роли, с самого начала поражает своей цельностью: неудачи отскакивают от его необычных костюмов, и холодный приём публики – свидетельство не ошибок дизайнера, а того, что она просто не понимает, насколько он гениален.
Холстон – новатор, гений, художник, больше, чем сама жизнь, и он сам прекрасно это знает. Его непоколебимая уверенность в себе вкупе с одурманивающим обаянием Макгрегора подкупают. Актёр натягивает на себя новую кожу и выжимает из нового яркого образа всё до последней капли, не ударяясь при этом в пародию. Безупречный пиджак, чёрная водолазка, зализанные волосы, тонкое длинное лицо, высокий со скрежетом голос и неизменная сигарета в руках – перед нами идеальный Холстон. Конечно, мастерство Макгрегора не ограничивается только внешними атрибутами, и там, где сценаристы ленятся нырять вглубь, актёр делает прыжок за них. Всё-таки для создателей шоу он так и остается памятником и не превращается в реального человека. Короткие эпизоды, связанные с его детством, когда с героя спадает вся его бравада и уверенность, становятся самыми эмоционально наполненными. В этом плане наибольшую ценность имеет серия «Сладкий запах успеха", где дизайнер, поддавшись на уговоры своего бизнес-партнёра, создаёт свой аромат и для этого встречается с парфюмером и по совместительству психотерапевтом-любителем в исполнении Веры Фармиги. Тогда в сериале, переполненном огнями диско, прорывается что-то настоящее.
Вообще, актёрский состав, наверное, главное достоинство этого проекта. Дизайнера окружает его свита: любимая модель Эльза Перетти (Ребекка Дайан), иллюстратор Джо Юла (Дэвид Питту), его любовник и погибель Виктор (Джан Франко Родригес) и лучшая подруга Лайза Минелли (Криста Родригес). Они не просто часть его антуража, но вдохновители и соавторы – до поры до времени Холстон помнит об этом, однако постепенно финансовая свобода, которой он так жаждал, становится его проклятием.
Вообще, «Холстон» похож даже не столько на байопик, сколько на печальный рассказ о том, как деньги и слава нас разрушают. На самом деле про это рассказывают практически все байопики про богатых и знаменитых, так что откровений здесь ожидать не стоит. Но при этом как-то невероятно грустно наблюдать за тем, как Холстон, само олицетворение творчества, в поисках финансовой свободы в итоге продаёт своё имя.
Кажется, креативность никак не уживается с бухгалтерскими сметами, а страсть героя к саморазрушению только дополняет картину. Сериал можно было бы назвать «Капитализм убивает». Страсть американцев поставить все процессы на поток, даже если это искусство, в конце концов выжигает из них всё живое.
И конечно, в связи с этим сложно не провести параллели между главным героем и Райаном Мерфи, одним из главных шоураннеров и продюсеров современного телевидения, который несколько лет назад продал душу Netflix за беспрецедентные $300 млн. Создатель «Американской истории ужасов», «Позы» и «Хора» уж точно обрёл финансовую свободу, но стала ли она его вдохновителем? Судя по качеству всех его последних проектов – кричащих и топорных, где смысл затерялся где-то за блёстками, кажется, что всё-таки нет. Довольно быстро продюсер стал пародией на самого себя, и с помощью «Холстона» ведёт с собой диалог. У дизайнера всё-таки была возможность искупить свои грехи, освободиться от жажды наживы и вздохнуть свободно хотя бы ненадолго, и Мерфи тоже не стоит списывать со счетов. Тем более что ему ещё рано уходить на покой.
За информацию благодарим сайт tass.ru
Капитализм убил их всех: сериал «Холстон» с Юэном Макгрегором
|