Все, кто интересуется модой, имя Роя Холстона, разумеется, знают. Они понимают, что он изобрёл безумно популярное платье-рубашку из синтетической замши, что Холстон создавал наряды, идеально сидящие по фигуре, буквально из одного куска ткани лёгким движением руки, что он был ролевой моделью Тома Форда (дизайнер даже любовь к орхидеям унаследовал), что он опередил своё время с точки зрения ведения бизнеса, запустив крайне успешный парфюм и сделав коллаборацию с масс-маркетом J. C. Penney. Для критиков, шопоголиков, стилистов, читателей глянцевых журналов, байеров и героев стритстайла Рой Холстон стоит в одном ряду с другими мастодонтами американской моды – Ральфом Лореном, Кельвином Кляйном, Томми Хилфигером и так далее. Но едва ли люди, для которых одежда – это в целом всего лишь каждодневная необходимость (даже если при этом они хорошо одеваются и тратят большие деньги на шопинг), много знают и помнят о Холстоне, переодевшем всех жительниц США в 1970-х.
И здесь сталкивается восприятие реального скучающего после работы зрителя и оценка искушенного въедливого кинокритика. Практически все рецензии, уже вышедшие на сериал «Холстон», оценивают проект как неудачный. Потому что, во-первых, авторы считают, что в нарративе проекта слишком много Райана Мерфи – самого звёздного шоураннера Netflix. Что он создавал в первую очередь проект не о Холстоне, а об очередном аутсайдере, которого с детства ненавидели из-за сексуальной ориентации и других увлечений (пока мальчики играли в войнушку, Холстон делал маме шляпы с перьями) и который смог выбиться в люди, переехав из Индианы в Чикаго и затем в Нью-Йорк. Во-вторых, многие ругают Мерфи за то, что в сериале Рой получился персонажем довольно отталкивающим и спорным – мол, ощущение, что кутюрье постоянно пил, курил, нюхал кокаин, занимался сексом и оскорблял всех вокруг, потому что был верен лишь своему вкусу и взглядам.
Мода всегда считалась довольно элитарной сферой интересов. По мнению общественности, лишь гедонисты-сибариты могут позволить себе думать о тканях и цветах вместо того, чтобы работать не покладая рук. Последнее время, разумеется, это мнение перестает быть главенствующим, мода становится доступнее, haute couture делает шаги навстречу масс-маркету, сокращая фэшн-неравенство. Но, тем не менее, огромное количество людей по-прежнему ничего не знает об этой индустрии. Согласитесь, что изучают историю моды и биографии дизайнеров в 99 процентах случаев только те, кто каким-либо образом с этим бизнесом связан.
Netflix же проект абсолютно массовый, глобальный, рассчитанный на настолько большую аудиторию, насколько возможно. И каждый проект, даже документальный, даже локальный, даже артхаусный, сервис пытается сделать максимально интересным для широкого зрителя. Райан Мерфи, начинавший с журналистики, явно отлично усвоил правило трёх «С» и знает, что лучше всего в информационном поле продают секс, скандал и смерть. Холстон весьма активно спал с мужчинами совершенно разной социальной ответственности. Он постоянно ссорился с людьми и устраивал сенсации. Его окружали самые известные и обсуждаемые девушки в Америке – Лайза Миннелли и Бьянка Джаггер. И в конце концов Рой умер от саркомы Капоши – рака, вызванного СПИДом. Идеальная биография, чтобы создать успешный сериал, который заинтересует далеко не только тех, кто увлекается модой.
Мерфи ничего не выдумывал про Холстона и не наврал ни в одной сцене (а Райан, кстати, собственнолично написал четыре эпизода из пяти). Да, он позволил себе художественное преувеличение, как позволяют десятки других режиссёров. В общем-то за эти же лирические вольности ругают и другой проект Netflix – сериал «Корона» о британской семье монархов. Райан создал такой нарратив о герое, вызывающем интерес у узкого сегмента аудитории, который захочет узнать человек, даже ни разу не заходивший в ЦУМ или КМ20. И это хорошо.
Вряд ли Мерфи об этом задумывался и ставил перед собой такую цель, но он снова приблизил моду к реальным людям, считавшим, что это удел богатых прожигателей жизни.
Ну и, конечно, сделать этот проект условно народным помог Юэн Макгрегор, сыгравший Роя Холстона. Абсолютный гетеросексуал Оби-Ван Кеноби, ушедший от жены после двадцати трёх лет брака ради молодой любовницы, внезапно ошеломительно точно и убедительно играет гея Холстона, не избегая ни страстных поцелуев, ни весьма откровенных постельных сцен. Кто-то снова начнёт критиковать Мерфи и говорить, что в современном инклюзивном мире играть гомосексуала должен гомосексуал. Хотя куда больший успех для diversity-реальности заключается в том, что гетеросексуалы мечтают сыграть геев. Ведь это сразу +100 к карме, которые Макгрегор заслужил, даже если в реальной жизни не всегда этично и правильно размахивает своим световым мечом.
За информацию благодарим сайт vogue.ru
Все критики ругают сериал «Холстон», а зря
|