Все критики ругают сериал «Холстон», а зря

На Netflix вышел новый сериал, посвященный Рою Холстону — легендарному американскому кутюрье и основателю одноименного бренда. И кажется, все критики мира остались недовольны этим проектом
«Холстон» почему все критики ругают новый сериал Netflix
Кадр из сериала «Холстон»

Все, кто интересуется модой, имя Роя Холстона, разумеется, знают. Они понимают, что он изобрел безумно популярное платье-рубашку из синтетической замши, что Холстон создавал наряды, идеально сидящие по фигуре, буквально из одного куска ткани легким движением руки, что он был ролевой моделью Тома Форда (дизайнер даже любовь к орхидеям унаследовал), что он опередил свое время с точки зрения ведения бизнеса, запустив крайне успешный парфюм и сделав коллаборацию с масс-маркетом J. C. Penney. Для критиков, шопоголиков, стилистов, читателей глянцевых журналов, байеров и героев стритстайла Рой Холстон стоит в одном ряду с другими мастодонтами американской моды — Ральфом Лореном, Кельвином Кляйном, Томми Хилфигером и так далее. Но едва ли люди, для которых одежда — это в целом всего лишь каждодневная необходимость (даже если при этом они хорошо одеваются и тратят большие деньги на шопинг), много знают и помнят о Холстоне, переодевшем всех жительниц США в 1970-х.

И здесь сталкивается восприятие реального скучающего после работы зрителя и оценка искушенного въедливого кинокритика. Практически все рецензии, уже вышедшие на сериал «Холстон», оценивают проект как неудачный. Потому что, во-первых, авторы считают, что в нарративе проекта слишком много Райана Мерфи — самого звездного шоураннера Netflix. Что он создавал в первую очередь проект не о Холстоне, а об очередном аутсайдере, которого с детства ненавидели из-за сексуальной ориентации и других увлечений (пока мальчики играли в войнушку, Холстон делал маме шляпы с перьями) и который смог выбиться в люди, переехав из Индианы в Чикаго и затем в Нью-Йорк. Во-вторых, многие ругают Мерфи за то, что в сериале Рой получился персонажем довольно отталкивающим и спорным — мол, ощущение, что кутюрье постоянно пил, курил, нюхал кокаин, занимался сексом и оскорблял всех вокруг, потому что был верен лишь своему вкусу и взглядам. 

Кадр из сериала «Холстон»

Мода всегда считалась довольно элитарной сферой интересов. По мнению общественности, лишь гедонисты-сибариты могут позволить себе думать о тканях и цветах вместо того, чтобы работать не покладая рук. Последнее время, разумеется, это мнение перестает быть главенствующим, мода становится доступнее, haute couture делает шаги навстречу масс-маркету, сокращая фэшн-неравенство. Но, тем не менее, огромное количество людей по-прежнему ничего не знает об этой индустрии. Согласитесь, что изучают историю моды и биографии дизайнеров в 99 процентах случаев только те, кто каким-либо образом с этим бизнесом связан. 

Netflix же проект абсолютно массовый, глобальный, рассчитанный на настолько большую аудиторию, насколько возможно. И каждый проект, даже документальный, даже локальный, даже артхаусный, сервис пытается сделать максимально интересным для широкого зрителя. Райан Мерфи, начинавший с журналистики, явно отлично усвоил правило трех «С» и знает, что лучше всего в информационном поле продают секс, скандал и смерть. Холстон весьма активно спал с мужчинами совершенно разной социальной ответственности. Он постоянно ссорился с людьми и устраивал сенсации. Его окружали самые известные и обсуждаемые девушки в Америке — Лайза Миннелли и Бьянка Джаггер. И в конце концов Рой умер от саркомы Капоши — рака, вызванного СПИДом. Идеальная биография, чтобы создать успешный сериал, который заинтересует далеко не только тех, кто увлекается модой. 

Кадр из сериала «Холстон»

Мерфи ничего не выдумывал про Холстона и не наврал ни в одной сцене (а Райан, кстати, собственнолично написал четыре эпизода из пяти). Да, он позволил себе художественное преувеличение, как позволяют десятки других режиссеров. В общем-то за эти же лирические вольности ругают и другой проект Netflix — сериал «Корона» о британской семье монархов. Райан создал такой нарратив о герое, вызывающем интерес у узкого сегмента аудитории, который захочет узнать человек, даже ни разу не заходивший в ЦУМ или КМ20. И это хорошо.

Вряд ли Мерфи об этом задумывался и ставил перед собой такую цель, но он снова приблизил моду к реальным людям, считавшим, что это удел богатых прожигателей жизни. 

Ну и, конечно, сделать этот проект условно народным помог Юэн Макгрегор, сыгравший Роя Холстона. Абсолютный гетеросексуал Оби-Ван Кеноби, ушедший от жены после 23 лет брака ради молодой любовницы, внезапно ошеломительно точно и убедительно играет гея Холстона, не избегая ни страстных поцелуев, ни весьма откровенных постельных сцен. Кто-то снова начнет критиковать Мерфи и говорить, что в современном инклюзивном мире играть гомосексуала должен гомосексуал. Хотя куда больший успех для diversity-реальности заключается в том, что гетеросексуалы мечтают сыграть геев. Ведь это сразу +100 к карме, которые Макгрегор заслужил, даже если в реальной жизни не всегда этично и правильно размахивает своим световым мечом.

Кадр из сериала «Холстон»