Тревор Хогг поговорил с создателями визуальных эффектов Джоном Бруно, Филом Типпеттом, Эдсоном Уильямсом и Брюсом Волошиным об их работе над Рассветом…
«Билл Кондон рассказал мне, что они собирались разделить фильм на две части, потому что книга была очень большой», - вспоминает американский специалист по спецэффектам Джон Бруно о своей первой встрече с оскароносным сценаристом и режиссером для обсуждения кинематографической адаптации книги "Сумерки. Сага. Рассвет". Бруно был заинтригован этой идеей. «Белла (Кристен Стюарт) выходит замуж, занимается сексом с вампиром, беременеет, худеет на 30 фунтов, болеет, находится при смерти, они принудительно вытаскивают из нее ребенка, она умирает и возвращается в качестве вампира в Первой части фильма, а во Второй части мы видим, что с ней происходит, когда она уже стала вампиром. Я подумал: «Ну, это необычно. Мне нравится». 1275 кадров с визуальными эффектами были сделаны за три месяца. «Было решено, за волков будет отвечать Фил Типпетт». Кроме изменяющих форму существ были еще два важных вопроса. «Спецэффекты для Беллы и ее ребенка Ренесми, которая в следующем фильме будет быстро расти». Билл Кондон должен был попасть в незнакомый мир визуальных эффектов. Он сказал: «Я надеюсь, вы знаете, что делаете», - вспоминает Бруно, который беспокоил режиссера больше всего. Кондон не хотел заменять актеров цифровыми копиями. «Самое главное при этом не потерять выразительность и эмоциональность в глазах героев».
"В первом фильме, Белла худеет и выглядит, будто больна анорексией», - говорит Джон Бруно, который сочетал реальную картинку и компьютерную графику для того, чтобы сделать 200 кадров с Беллой правдоподобными. Под руководством Джона Розенгранта, компания Legacy Effects создала несколько спецэффектов, которые были добавлены к 3-часовому гриму. Они были разработаны для того, чтобы сделать ее глаза впалыми и увеличить скулы, подбородок и ключицы. Пробные кадры были сняты и отправлены в компанию Lola VFX, которая отвечает за анаморфирование (прим. преднамеренное изменение изображения оптическим способом. Так, при анаморфировании из квадрата получается прямоугольник или ромб, а из круга — овал) и истончение изображения. «Мы использовали накладки в надежде, что они могли хорошо выглядеть в кадре, и нам не пришлось бы применять много визуальных эффектов», - поясняет специалист по спецэффектам компании LolaVFX Эдсон Уильямс, который ранее сотрудничал с Бруно в создании образа Магнито (Иэн Маккеллен) и Профессора Икс (Патрик Стюарт), который должен был выглядеть на 25 лет моложе в фильме «Люди Икс: Последняя битва» (2006). «Это в конечном итоге добавило нам работы, потому что приборы торчали на висках создавая странные тени, которые нам приходилось удалять, кроме того мы должны были установить протезы на виски Кристен».
«Изменить тело Кристен Стюарт было невероятно сложно», - признается Эдсон Уильямс. «К счастью, компания Legacy создала совершенно удивительную куклу истощенной Беллы и мы постоянно обращались к ней, что бы деформировать тело. Чаще всего показывались изменения лица и тела Беллы, поэтому мы работали над предплечьем Кристен и ногами, а также добавили выпирающие кости на ее суставах». От первоначального материала нам пришлось отказаться. «В начале изменений Беллы мы рассматривали образы голодающих молодых женщин. Изображения были ужасающими, и мы сразу начали искать другой источник, намного мягче. Мы стали обращаться к топ-моделям с четко обозначенными скулами». Образы были найдены. «Джон сразу заметил, что мы уменьшили ширину линии подбородка Кристен Стюарт, и как только мы восстановили оригинальную ширину, она сразу же показалась более изможденной". 3D фотографии головы были использованы в каждом кадре. «Lola VFX разработала метод трансформации 2D-изображения в 3D. По сути, у нас было две 3D главы Кристен Стюарт, одна нормальная и одна истощенная с помощью программы ZBrush. Мы переделали фотографии в обычную 3D-модель, а затем на основе обычной внешности сделали 3D-модель изможденного лица. Это сработало, потому что обе модели имеют одинаковый контур, и мы деформировали только глаза и скулы ".
«Нашей главной задачей было поддержание единого стиля во всех кадрах», - рассказывает Эдсон Уильямс. «Изменение положения камеры и небольшие изменения в освещении создавали огромные различия в лице Кристен, поэтому мы должны были бы регулировать количество деформаций каждый раз. Использование 3D модели истощенной Кристен Стюарт в работе студии CyberScan имело очень важное значение, и это позволило нам сохранить точное расположение ее глаз и скул. Глаза всегда были проблемой, поскольку мы должны были сделать их впалыми, не сделав ее взгляд отвратительным. Билл Кондон очень тщательно следил за глазами Кристен. Мы уменьшили их, так как чересчур запавшие глаза привлекали бы слишком много внимания». Джон Бруно был доволен конечным результатом. «За 35 минут до конца фильма, один из персонажей говорит: «Ты выглядишь ужасно.» Кристен похудела на добрых 10 фунтов. Вам стоит посмотреть фотографии до и после, чтобы увидеть разницу. Там есть сцена, где она встает, снимает халат и смотрит на себя в зеркало, ее кости и ребра торчат. У всей аудитории перехватило дыхание в этот момент». Бруно отмечает: «Это была откровенная сцена, и она оправдала себя». С помощью визуальных эффектов мы оказали большую поддержку актрисе. «Кристен хорошо выглядела. То, что мы говорили ей: "Мы собираемся заставить тебя выглядеть не очень хорошо. Как актриса она следит за своей красотой и выглядит превосходно, и мы собирались сделать то, с чем она не могла спорить, и она позволила нам это».
Ситуация ухудшается с течением беременности. «Белла кричит, потому что ребенок ломает ее кости, она падает на пол, они кладут ее на каталку и достают ребенка. Там очень много крови», - рассказывает Джон Бруно. «По книге кровь должна быть всюду, но мы не показали этого». Кристен Стюарт села в кресло, которое находилось под углом в 30 градусов к диагностическому столу; мы оставили только ее туловище, плечи и руки, в то время как перед ней лежала кукла. Последовательность событий снималась с точки зрения Беллы. «Билл хотел, чтобы роды были настолько реалистичными и эмоционально захватывающими, насколько это возможно для данной аудитории. Было важно снимать Кристен Стюарт, столько, сколько было возможно. Мы хотели, чтобы зрители прошли через эту сцену вместе с ней». В фильме «Криминальное чтиво» (1994) сцены снимались последовательно. «В тот момент, когда Эдвард думает, что она умирает, он достает большой шприц, полный вампирского яда и делает укол прямо в сердце. Мы сняли это довольно крупным планом. Когда фильм вышел, Билл позвонил мне и сказал: "Мы получили рейтинг R». Я ответил: «О, значит, мы должны вырезать мою любимую сцену. Весь смысл в том, что он делает укол в сердце, чтобы убить ее, но на самом деле все это ради того, что бы Белла смогла выжить. Он сказал: «Нет, кровь и сцена родов в порядке. Мы должны сократить сексуальные сцены».
Lola VFX занималась цифровой обработкой лица новорожденного ребенка. «Ренесми была основана на внешности более 30 детей с помощью техники компании Lola», - отмечает Эдсон Уильямс. «Мы соединили внешность 5 детей для того что бы создать окончательный образ. Глаза были созданы с помощью компьютерной графики на основе глаз маленькой Кристен Стюарт». Ребенок был создан для сцены у камина, когда Джейкоб запечатляется. Он смотрит в будущее и видит, как она растет. Это является ключевым моментом для развития сюжета фильма «Рассвет - Часть 2» (2012). «Все образы Ренесми были созданы на основе 10-летней актрисы по имени Маккензи Фой, это оказалось сложной задачей, так как мы должны были превратить эту 10-летнюю девочку в 18-летнюю», - говорит Уильямс. «Для этого мы снимали 18-летнюю модель, которая бежала по парку, а затем спроецировали на нее изображение Маккензи. С помощью специальных программ, мы изменили лицо Маккензи, сделали ее гораздо старше. Каждый этап взросления проецировался на специальную 3D модель, в которой она соединялась с внешностью модели, бегущей по парку. Чтобы создать точное представление о будущем Маккензи, мы использовали те же методы, которые используются для поиска пропавших детей. Было забавно пытаясь угадать, как ребенок будет выглядеть через 8 лет, и это были самые милые кадры, с которыми мы работали. Через 8 лет мы узнаем насколько точны наши предположения о внешности 18-летней Маккензи».
В фильме есть 186 кадров с волками - больше, чем во всех предыдущих частях, вместе взятых. «Когда вы делаете анимацию, и у вас есть кто-то, кто из существа весом 150 фунтов превращаются 1200 фунтов, всегда возникает вопрос о реальности», - отмечает Джон Бруно, который был ответственен за это в Tippett Studio. «Многое мы взяли из книг Стефани», - говорит мастер по визуальным эффектам Фил Типпетт, чья калифорнийская компания занимается созданием волков еще с «Новолуния» (2009). «Они превращаются очень быстро, и это было заслугой профессионалов. Это не похоже на то, что происходит в фильмах «Американский оборотень в Лондоне» (1981) или «Человек-волк» (2010), где все внимание было обращено на сцену трансформации. Это не то же самое. У нас есть ребенок, весом в 150 фунтов, и он должен превратиться в волка, весом 1500 фунтов очень быстро, поэтому нет времени думать об этом. Многие преобразования были разработаны с помощью хореографии, так что Тейлор Лотнер и другие волки в момент трансформации могли видеть образец. Момент изменения может быть внезапным или очень эффектным. Когда они превращаются в волков, они обычно очень злы». Несколько деталей были добавлены для того что бы сделать их потрепанным или нарисовать грязные лапы. «Эти сцены снимались в дневное время, чтобы мы могли отредактировать их внешний вид», - говорит Бруно, чьи решения иногда усложняли работу команды Tippett Studio. «Дневной свет сложен, потому что он подразумевает реальность», - говорит Типпетт. «Мы впустую тратили время, освещая волков, будто они актеры; мы снимали фон, а затем помещали их в эти сцены. Мы хотели пойти дальше и сделать все освещение немного более драматичным, чтобы улучшить картинку».
Особый момент с участием волков выделяет Джон Бруно. «В первом фильме есть сцена, где все они встречаются возле срубленных деревьев и обсуждают план атаки Калленов. Это цена длится две с половиной минуты и все это время волки разговаривают друг с другом. Это было довольно сложно». Фил Типпетт рассказывает о творческих задачах. «В этих сценах нам нужно было поработать над многими вещами. Мы сделали довольно много предварительных вариантов, созвали множество аниматоров, чтобы они подумали над этим. Мы взяли аудио-дорожку с диалогом, музыкальную дорожку и создали сцену. На это у нас было два дня, нам нужно было сделать около 50 поправок, которые были совсем небольшими». Большинство кадров были сняты со второй съемочной группой и среди них были несколько кадров с главными героями. «Материал получился таким, как мы и планировали. Для этой сцены мы придумали ряд трюков, потому что волки разговаривают телепатически». Один из вариантов был нецелесообразным. «Было бы глупо, если бы их губы двигались. Волки не могли так делать, иначе они сразу превратились бы в героев мультфильма». Режиссер Билл Кондон сократил диалог в этой сцене вполовину, чтобы успеть рассказать историю. «Мы работали над мимикой. Когда один волк говорил что-то, второй должен был отвечать. Он тонкая работа».
«Никто, кажется, не заметил, что мы снимали эту сцену в Батон-Руж, штат Луизиана», - говорит Джон Бруно, который работал над внутренним/внешним видом дома, который во время съемок был зеленым экраном. «Каждый раз, когда мы находились внутри дома, он был собран по-разному. Существовали 600 вариантов окон и видов из них. Когда мы добрались до Ванкувера, третий этаж не был построен. Была нанята другая компания для постройки 3 этажа дома, который показан почти на 50 кадрах». Третий этаж создавался с помощью компьютерной графики для съемок на улице. «Есть момент, где Джейкоб оставляет свой мотоцикл, входит в дом Калленов и направляется вверх по лестнице на второй этаж», - вспоминает работник студии спецэффектов Брюс Волошин. «Беда в том, что камера начинает подниматься вверх, снимая его, идущего вверх по лестнице, и мы можем видеть камеру, кран, оператора, и все огни, отражающиеся в окне». Основные исправления были необходимы для актера. «Мы восстановили часть Джейкоба, потому что он немного задумался». Волошин объясняет: «Если камера движется плавно, то отражение не совпадает на каждом кадре. Мы искали в начале или конце кадров моменты, где было необходимо изменить отражение. Мы могли выпустить это как стилл, убрать искажения и снова их добавить, что бы кадр соответствовал остальной пленке».
«Большая часть работы, которую мы проделали в этом фильме, связана с незаметными визуальными эффектами», - говорит Брюс Волошин, возглавляющий команду Method Studios, находящуюся в Ванкувере, Британская Колумбия. «Мы делали много разных вещей в зависимости от того, что было необходимо отредактировать. Мы сделали все от увеличения кадров до усовершенствования Вольво». Он признается: «Печально то, что моего любимого кадра нет в фильме. Он был в трейлере. Мы применяли специальный эффект для замка Вольтури и он выглядел великолепно». Что касается работы, которая попала в картину, Волошин отмечает: "Мы сделали довольно много снимков для свадьбы, все для того что бы внимание зрителя задержалось на некоторых кадрах, добавляли немного отблесков для обручального кольца Беллы и ее инкрустированной алмазами заколки». Скруытую рекламу тоже пришлось подкорректировать. «В сцене свадьбы, мы должны были обработать новый Volvo S60. Когда кадры были сделаны, эту машину было очень сложно выделить. Мы сделали несколько пробных улучшений в самом начале и решили изменить внешний вид машины. С помощью Nuke мы намного улучшили качество кадров. Кроме того, мы переделали фары».
Для съемок вне помещения тоже были необходимы некоторые корректировки. «Потому что во время съемок погода могла меняться каждый день», - говорит Брюс Волошин. «Очень часто моросил дождь или с деревьев капала вода. Мы многое закрашивали в специальной программе Nuke». Волошин объясняет: «Вы не увидите ни одной лишней капли в кадре. Мы много над этим работали. Работать с ночным материалом было сложнее, потому что было сложно разглядеть детали без помощи специальных устройств. Мы много работали с переходами цвета». Приходилось решать и более сложные задачи. «Дождь создавал не так много проблем как дыхание», - признает Волошин. «У нас было несколько кадров Сета (Бубу Стюарт), где камера наезжала на него, и было видно его дыхание. Мы должны были восстановить внешность актера, и это было сложно, потому что он двигался. Для этого мы использовали виртуальные камеры. Мы использовали метод, похожий на тот, который мы разработали, когда работали над фильмом «Непокоренный» (2009) несколько лет назад. Мы приняли за основу те части актера, за которыми проще следить (например, его одежда, подбородок, щеки и шея). Мы немного стабилизировали эти участки. Мы хотели получить хороший кадр, без дыхания. Чуть меньше мы работали над движениями шеи и кадыка».
«Я всегда смеюсь, когда люди говорят о вырезании чего-то из кадра», - признает Брюс Волошин. «Вы не можете вернуться в кадр и забрать оттуда что-либо. Вы должны скрыть это, для того что бы все выглядело хорошо». Волошин продолжает: «Дом Калленов должен стоять на отшибе, но в кадре, где Джейкоб едет на своем мотоцикле вы можете четко видеть, что там несколько домов. В нескольких сотнях метров от места съемок находилась ферма. Очень хорошо, что виртуальная камера может приравниваться к обычной. В 3D модели мы можем определить где должны находиться камеры и каким должен быть пейзаж. Мы расширили линию деревьев так, что бы они могли закрывать ферму. Мы также вырезали все провода». Волошин отмечает: «Проблема в том, что люди знают как выглядит реальный мир». У ветеранов киноиндустрии есть возможность просмотра своей работы на большом экране. «У меня есть большой кинотеатр, где я могу видеть то, что увидят зрители в зале».
Во время премьеры «Сумерки. Сага. Рассвет. Часть 1», профессионалы по работе с визуальными эффектами впервые за свою 30-летнюю карьеру увидели, как 7000 зрителей кричали в кинотеатрах. Отвечая на вопрос о последней статье, Джон Бруно отмечает, что «Рассвет - Часть 2» начинается через минуту после окончания первого фильма. Мы снимали первый и второй фильм вместе за 31 день». Разница будет лишь в мебели и картинах на стенах. «Волки присоединяются к Калленам, чтобы бороться с Вольтури, это будет гигантская битва за ребенка». Фил Типпетт говорит: «График съемок был абсолютно безумным, и мы снимали два фильма, «Рассвет. Часть 1» и «Рассвет. Часть 2» вместе, что я не рекомендую делать никому, потому что даже один фильм достаточно трудно снять». Типпетт согласен с решением студии не следовать за Голливудской моде. «Саммит знает свою аудиторию. Сюжет не требует фильма в 3D». Он добавляет: «Билл не беспокоится о технической составляющей, для него важна драматическая часть, так что все дискуссии были очень творческими». По мнению Брюса Волошин: «При просмотре «Рассвета» что вы можете услышать все от «Ого, какой визуальный эффект!» до кучи материала, который незаметен».
Перевод выполнен MsSerenity специально для сайта www.twilightrussia.ru. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт и автора перевода.
Как снимали фильм "Сумерки. Сага. Рассвет. Часть 1"
|