После пятимесячного простоя кинотеатры открывает фантастический суперблокбастер британского режиссёра Кристофера Нолана. Казалось бы, для проката лучших условий не придумаешь. Но не всё так просто. И дело не только в особой «коронавирусной рассадке» в зрительном зале, но и в самом сюжете, который на этот раз запутан настолько, что «Начало» или «Интерстеллар» покажутся детской забавой.
Времена, когда просмотр фильма начинался с музыкальной интерлюдии, после которой на экране возникали вступительные титры, давно прошли. Современные режиссёры (а Нолан из них едва ли не самый востребованный и одиозный) идут от обратного. Чем непонятнее и неожиданнее завязка, тем круче. Зритель должен находиться в прострации и недоумении максимально долго, иначе потом будет невозможен катарсис и всё, что с этим связано.
Нолан — признанный мастер таких завязок. В первых минутах «Начала» протагонист оказывался выброшен волнами на неизвестный морской берег. В «Престиже» — в камеру смертников. В «Интерстелларе» сон главного героя о крушении самолета перемежается псевдодокументальной хроникой с воспоминаниями каких-то безымянных бабушек и дедушек. И не будем забывать о дебютном для Нолана Memento, где это недопонимание завязки распространилось на весь фильм. Да и в конце вопросов осталось немало.
Tenet (так звучит название фильма в оригинале) перекликается с Memento не только в смысле названия. Кристофер Нолан верен себе, это его вселенная, история всё та же. Только за 20 лет, которые прошли с тех пор, камерный детектив про когнитивное расстройство, для реализации которого понадобился один трейлерный парк, два автомобиля и четыре актёра, превратился в эпическую сагу циклопического масштаба.
Главный герой находится в прострации и недоумении, так же, как и зритель. На этот раз он запутался так, что даже имени своего не помнит. Серьёзно, он забыл свое имя. И поэтому все его называют запросто — Протагонист. Невероятный космический пафос — это тоже одна из фишек Нолана.
В этом смысле и «Начало», и «Интерстеллар» «Довод» напоминает не меньше. А в смысле формы — это скорее шпионский детектив. Почему Нолану не дают снимать бондиану? Ведь его постоянный оператор ван Хойтема и его постоянный композитор Циммер уже в команде.
Протагонист в составе группы спецназа врывается в оперный театр, чтобы обезвредить неких террористов, которые захватили здание, чтобы сорвать миссию внедрённого в их организацию агента ЦРУ. Поэтому они давят сапогами скрипку и распыляют через вентиляцию газ. Зрители засыпают.
Не ждите, что будет легко. Всё идет не так. Операция проваливается, Протагонист оказывается в лапах украиноговорящих злодеев, вроде бы, из СБУ, хотя сложно сказать наверняка. Те несколько часов пытают его, но американцу удаётся проглотить ампулу с ядом и умереть. И всё это — ещё до появления вступительного титра с названием фильма! Интригующе?
Такое головокружение будет продолжаться до самого конца. Может быть, это потому, что главный герой агонизирует, а весь фильм — это его предсмертное видение? Типа, как в «Последнем искушении Христа». Если так, то погибший чернокожий спецназовец был фанатом ретроспективной фантастики и путешественником, склонным к изучению точных наук, изящной словесности и латыни.
В этом видении он агент суперсекретной надгосударственной организации, на которую работают сэр Майкл Кейн, Клеманс Поэзи («Гарри Поттер и Кубок Огня», «Залечь на дно в Брюгге»), Химеш Патель («Yesterday», «Аэронавты») и Роберт Паттинсон. Сложно сказать, за кого они воюют, известно только, против кого.
Русский олигарх Андрей Сатор (Кеннет Брана) не только в промышленных масштабах торгует оружейным плутонием, но и получил доступ к технологии инверсии времени. Злодейские русские путешественники во времени! Такой противник не являлся Яну Флеммингу и Альберту Брокколи даже в самых страшных кошмарах.
Чтобы остановить злых русских, агенты добра будут прыгать с грузовиков в самолёты, из самолётов — в дома, а из домов — на катамараны, перемещаться из Англии в Индию, потом на Украину, в Италию, Вьетнам, Норвегию, Эстонию, ну а потом — в Сибирь, конечно. Эта часть фильма напоминает «Доктор Стрейнджлав». Ландшафт затерянной в Сибири сверхсекретной военной базы Стальск-12 у Нолана такой же инопланетный и потусторонний, как советский ракетный комплекс в Котласе, на который сбросил атомную бомбу Boeing B-47E-LM Stratojet майора Конга в финале фильма Кубрика.
В финале «Довода» человечеству тоже угрожает уничтожение, но не в ядерном холокосте, а в чём-то пострашнее. В чём конкретно заключается угроза, ни создателями, ни героями сюжета не уточняется. В смысле, это не так просто сформулировать. А может, они и сами не знают. Ну, недодумали немного.
Вообще разнообразных цитат и аллюзий: от Касабланки до Матрицы — тут предостаточно. Это вплетено в логику сюжета, в некотором смысле. Ведь время теперь инверсивно, события движутся вспять. Трагедию, которую герои переживают в начале, они же пытаются предотвратить в конце. Каждый встречает своё отражение и получает желаемое. С поправкой на будущее: любители бондианы — чёрного Бонда, тоскующие по СССР и холодной войне — новый виток, холоднее которого некуда, а ценители британского юмора — «монополию на снобизм» или хотя бы контрольный пакет.
Какие-то эмоции по этому поводу испытывать сложно, хотя, конечно, хитроумность головоломки впечатляет. 20 лет Нолан оттачивал свой метод. И заточил окончательно.
Получился фильм-палиндром, вещь в себе, которая сама себя начинает и заканчивает. Tenet — это же из латинской пословицы про пахаря — SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS. Римляне высекали это на камнях и вписывали в квадрат так, чтобы это было удобно читать, как угодно: справа налево, сверху вниз и наоборот.
В фильме части этой фразы обозначают имена героев или локации, в которых они оказываются. Действие закольцовывается, дублируется. Герои и злодеи встречаются сами с собой. И уже сложно понять, борются они или сотрудничают, любят или хотят убить. Да это и неважно. Настолько всё у Нолана складно выходит, что непонятно, нужны ли ему вообще зрители для того, чтобы кому-то это показывать? Или фильм может смотреть себя сам без всяких дополнительных доводов.
За информацию благодарим сайт 66.ru
Фильм, который может смотреть сам себя. Павел Матяж о «Доводе» Кристофера Нолана
|