Каждый раз, когда Дженнифер Лоуренс появляется в кадре рука об руку с Брэдли Купером, академики тут же выдвигают обоих на «Оскар». «Серена» — их третий совместный проект, который выходит в российский прокат, — способна сохранить эту удивительную традицию.
Этот материал был опубликован в ноябрьском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».
Он — кровожадный красавец-лесопромышленник, напоминающий средневекового феодала. Она — его жена и настоящее исчадие ада. Их общая цель — превратить планету в огромное поле пней, убивая всех, кто стоит на пути.
Фильм «Серена» — уникальный случай в современном кино. В его основу лег роман лауреата многочисленных премий Рона Рэша. Книга выдержана в суровых и печальных традициях великой американской литературы прошлого века. В этом, собственно, и заключается уникальность картины: трудно припомнить, когда последний раз экранизировали по-настоящему хорошую книжку.
Фильм начнется с убийства. Когда Серена (Дженнифер Лоуренс), выйдя замуж за магната-лесоруба Пембертона (Брэдли Купер), приедет в его владения, героиню встретят двое — беременная любовница мужа и ее отец-алкоголик. Последний медленно и нерешительно приблизится к обидчику дочери, размахивая ножом.
Пембертон не растеряется: он вынет из саквояжа кинжал и расчетливым движением фехтовальщика вскроет врагу живот — на глазах у матери своего бастарда. Серена увидит в этом действии романтичную дуэль, партнеры Пембертона — самозащиту, остальные — безнаказанное убийство, первое в длинном списке.
Серена — одновременно и сирена, которая завлекает главного героя, пожирая его душу, и Немезида, которая сама и грех, и отмщение за него. Она находит себе мужчину, который кажется ей достаточно сильным, и отдается ему сразу, без лишних метаний.
Потом герой берет ее в жены и начинает ради нее убивать, ведь для Серены жизненно важно оставить о себе какой-нибудь след. Раз уж приходится заниматься бизнесом в лесной отрасли, то след этот должен выглядеть как бесконечная плешь на месте старинных рощ, череда пней на месте чащобы, болот на месте горного ручья. И всякий, кто стоит у них на пути, должен попрощаться со своей жизнью.
Пембертон — настоящий средневековый барон, который охотится, воюет и распоряжается судьбой своих крепостных, которые, конечно, работают добровольно и за зарплату, но по сути — те же рабы.
В отличие от феодалов он, правда, вообще не думает о том, что эти владения предстоит передать потомкам. Он рад тому, что не позволяет создать на своей земле заповедник, гордится пустыней, которую оставляет позади себя. Серена в своих мечтах заходит еще дальше: каждую сосну и каждый каштан в этом мире она жаждет превратить в бумагу, мебель, дрова.
Все это происходит в годы Великой депрессии, что означает одно: можно не беспокоиться о том, что людишек придавливает бревнами и разрывает на части сучьями — им на смену тут же приедут новые лесорубы, свежий корм для адского чудища — лесной промышленности США образца 1929 года.
Для режиссера картины, норвежки Cюзанны Бир, «Серена» может стать настоящим голливудским прорывом. В 2006 году она сняла фильм с Мадсом Миккельсеном «После свадьбы», номинированный на «Оскар» и получивший несколько заметных наград. Годом ранее ее «Братья» получили приз зрительских симпатий на фестивале Сандэнс. Одним словом, тяжеловесные мрачные драмы — это ее конек.
Однако изначально продюсеры предлагали проект другому любителю драм Даррену Аронофски (которому сейчас, после провального «Ноя», вновь придется вернуться к малобюджетному артхаусу); а роль холодной стервы, помешанной на убийствах, — Анджелине Джоли. Впрочем, у севшей в режиссерское кресло Сюзанны были свои предпочтения, и исчадием ада, именуемым Сереной, стала Дженнифер Лоуренс, а 90-килограммовым красавцем Пембертоном — Брэдли Купер.
Пару лет назад, когда его знали лишь как звезду «Мальчишников в Вегасе», над этим выбором можно было бы иронизировать: комедийный актер в роли ницшеанского бизнесмена-убийцы — это всегда немного комично. Но теперь, после двух фильмов Дэвида О. Расселла и двух номинаций на «Оскар», никому не до смеха. Того и гляди повторится история героя несерьезных ромкомов Мэттью МакКонахи — ныне главной драматической звезды Голливуда.
Некоторое время картина «Серена» считалась чуть ли не проклятой: она пропала с радаров еще в 2012-м, а релиз переносился несколько раз. Около полутора лет потребовалось Сюзанне Бир только на монтаж, притом что не было ни масштабных досъемок, ни трудоемкого постпродакшна, характерного для фэнтезийных историй о драконах и волшебстве. Нарисовать на компьютере бесконечное поле пней, должно быть, гораздо легче, чем эпический дождь и каменных трансформеров из того же «Ноя».
Но это не значит, что создание драмы о людях и неприглядной реальности требует меньше сил и душевных затрат. Как бы то ни было, «Серена» наконец выходит в прокат — и либо врежется в память как еще один тяжеловесный «долгострой», либо станет грандиозным кинособытием.
В прокате с 30 октября («Вольга»).
Темный лес. «Серена»: тяжеловесный долгострой или грандиозное кинособытие?
|