На экраны выходит фильм «Мистер Холмс», в котором престарелого сыщика играет Йен МакКеллен, больше известный как Гэндальф из «Властелина колец»
Великобритания, графство Сассекс, 1947 год. Шерлоку Холмсу недавно исполнилось 93. Доктор Ватсон давно умер, дом на Бейкер-стрит оставлен, бывший сыщик сидит в глубинке и разводит пчел. Пыль, ветхая пижама, эксперименты с БАДами - то с маточным молочком, то с японским колючим ясенем. Его память крошится, оттуда выпадают фамилии, лица, подробности расследований. Слава никуда не делась - о Холмсе снимают фильмы, его узнают на улицах - а он озабочен только тем, чтобы удержать воспоминания, и перед смертью восстановить детали одного дела, после которого забросил работу.
Нет, поклонникам Конан Дойла (а также фильмов с Бенедиктом Камбербэтчем, Василием Ливановым или Робертом Дауни-младшим) здесь делать нечего. Да, в фильме есть расследования: допустим, гибнут пчелы, и непонятно, кого в этом обвинять (ответ - на поверхности, но нельзя требовать от 93-летнего старика прыти молодого кокаиниста). Главным образом Холмс, у которого больше нет будущего, роется в прошлом - и понимает, что был дурак, когда декларировал свое презрение к эмоциям. «Все чувства, и особенно любовь, были ненавистны его холодному, точному, но удивительно уравновешенному уму» - писал Ватсон. Вуаля: годы подточили и точность, и холодность. Остается вспоминать одну женщину (нет, не Ирэн Адлер), с которой он мог быть счастлив - но которую вместо этого невольно погубил, или считает, что погубил. Йен МакКеллен, который у широких народных масс ассоциируется прежде всего с Гэндальфом из «Властелина колец» - один из лучших ныне живущих британских, а может, и не только британских актеров. Одного его участия в «Мистере Холмсе» было достаточно, чтобы западные критики почти единодушно одобрили фильм. Кроме него, здесь есть прекрасная Лора Линни в роли домработницы, присматривающей за ветераном сыска. Восхищаться актерами можно сколько угодно - потому что восхищаться чем-то другим в «Мистере Холмсе» нелегко. Все два долгих часа не покидает мысль, что Шерлок в старости заслуживал чего-то более достойного, чем вот этот несколько жидкий сценарий с пасекой, Альцгеймером и обнюхиванием перчатки, оставшейся от возлюбленной. В фильме, естественно, не обходится без фразы «Ватсон все нафантазировал, на самом деле все было не так». Ну да, если верить экранному Холмсу, все было гораздо скучнее, а уж стало вообще не приведи Господь.
Рассказы Конан Дойла в последние несколько лет перечитывают и переосмысляют все люди с режиссерским образованием, кому только не лень. И в России - вспомните сериал с Игорем Петренко и Андреем Паниным, и в Америке - «Элементарно» с Джонни Ли Миллером, и, естественно, в Великобритании. «Мистер Холмс», основанный на романе Митча Каллена, казалось, вставал в этот ряд - но нет. Фамилия Холмс чем дальше, тем больше кажется взятой для привлечения внимания: в принципе, это мог быть рассказ и о старости Лестрейда. Или любого другого пенсионера, по молодости баловавшегося расследованиями, о которых сохранились лишь смутные воспоминания. Рейхенбахский водопад, знак четырех, пестрая лента - все было давно и неправда. Впрочем, наверное, все-таки бродит в голове унылая мысль: «столько раз могли убить - а умер старцем». Даже здесь не существует, Шерлок, правил. За информацию спасибо сайту http://m.perm.kp.ru.
Рецензия на фильм "Мистер Шерлок" (Билл Кондон): Сумерки Шерлока
|