На этой неделе в прессе была поднята шумиха из-за новости о свадьбе знаменитостей, во время которой простая девушка оказалась в центре внимания из-за своего замужества на очаровательном мужчине из большой, крепкой семьи. Разумеется, я говорю о Белле Свон и Эдварде Каллене - главных персонажах нового фильма этой осени – "Рассвет”. И даже, несмотря на то, что звёзды эти вымышленные, их свадьба вызывает ажиотаж на уровне недавней королевской свадьбы: трейлер, как последний вклад в серию из четырёх фильмов, был впервые показан на кинопремии MTV Movie Awards и привёл к большой суматохе. Были показаны кадры предстоящего бракосочетания, а копии свадебных приглашений просочились в прессу.
"Сумерки”, как самая фантастическая серия книг, выполняет функцию аллегории
(прим. пер.: условное изображение абстрактных идей посредством конкретного художественного образа или диалог), хотя трудно полностью понять зачем. При поверхностном рассмотрении, "Рассвет” несёт в себе послание: "для любви нет преград”, когда совершается необычное бракосочетание между человеком и вампиром. Во всех остальных отношениях, брак является воплощением сказки, так что межвидовая свадьба только для видимости является причиной для всего волнения в трейлере. В конце концов, Каллены - вампирский эквивалент простым вегетарианцам (они никогда не пьют человеческую кровь) и все вместе они защищают Беллу от череды всевозможных бед, так что Эдвард, иначе говоря, является чем-то вроде выгодного приобретения. Следовательно, для человека и вампира, их смелое решение вступить в брак кажется нам любовью, стирающей все границы. И на данном уровне, фильм добивается желаемого.
Тем не менее, если капнуть глубже, аллегория рушится.
За последние 50 лет, в Америке самые сильные изменения традиционных норм о любви и браке произошли по двум направлениям: узаконенные и почти принятые межрасовые отношения и браки, а так же частично узаконенные однополые отношения. Вдобавок принятия более гибких и справедливых мер внутри гетеросексуальных браков. Сегодня, оба этих направления и прогрессируют, и сохраняют прежние проблемы. Дискриминация, по расовой принадлежности и полу, привела к радикальным изменениям в институте брака, и до сих пор остаётся видимым барьером для отношений.
Однако, для всех кино-новинок, послание это весьма и весьма устарело: Белла – очень молода, она обыкновенная девушка невыносимо привлекательная для мужчины, которого она считает опасным. Он, в свою очередь, постоянно отталкивает её; на протяжении всей Саги она пренебрегает семьей и друзьями ради него, до тех пор пока он, наконец, не женится на нёй. После чего, (собственно во время их медового месяца) она беременеет и рискует своей жизнью, чтобы выносить ребёнка. Белла оказывается в смертельной опасности бесчисленно количество раз, но всегда в последнюю минуту её спасает один из её кавалеров. Изложение почти анархично в своём непоколебимом анти-феминистском послании.
И романы, и фильмы одинаково подозреваются в отношении к расам. Стефани Майер, автор Сумеречной Саги, неоднократно описывает кожу Эдварда как очень белую и полупрозрачную, похожую на камень. Белла Свон (чьё имя отнюдь не ссылается на красоту и совершенство белой птицы) как выясняется, имеет такой же цвет лица. Нет ничего дурного в белой коже, но описание красоты главных героев исходя исключительно из цвета их кожи не случайно: вампиры в нашей культуре олицетворяют собой аристократию. Если необходимо более ясное сравнение, то внешность заклятого врага Эдварда – Джейкоба Блека противоположна ему: тёмные волосы, тёмная кожа и глаза. Блек - член (реального) Квилетского племени не просто дикое животное, а в частности, волк, который может превращаться в человека. Его главная задача соблазнить Беллу, находящуюся под защитой главного героя, и заставить её уйти от мужчины, которому она предназначена с самого начала. На самом же деле, Джейкоб никогда не получил такую возможность. Ведь, история не смогла бы похвастаться сказочной свадьбой без благородного принца.
Совершенно нормально то, что Белла отвергает его ухаживания и выходит замуж за Эдварда. Но борьба между командой Джейкоба и командой Эдварда – это просто шумиха (читаем: маркетинговый ход), обусловленная конкуренцией главных героев, и ставшая такой же знаменитой, как и сам фильм.
В то время как можно было бы ожидать, что популярный любовный роман отразит беспокойства современного времени, откровенный сексизм и расизм фильма ставит под вопрос потенциал других историй. Мораль истории ясна - для любви нет преград… за исключением скверных препятствий в виде расы и пола. Остаётся только задаваться вопросом, что именно Майер имела в виду.
"Сумерки” - это простой рассказ с простым изложением: молодая красивая девушка спокойно ждёт, когда объявится сильный мужчина и вырвать её из прежней жизни. Для молоденьких девушек, которые составляют основу Сумеречных фанатов, стало ясно, что если станут истинными леди, то тот "единственный” найдёт её, и они будут жить долго и счастливо.
Однако "Сумерки" не появились из пустоты, и эти истории популярны сегодня, потому что в них говорится об особенных моментах, когда роль мужчины и женщины постоянно меняется. Молодые девушки столкнулись с тем, что им всё труднее и труднее найти достойную пару: они приспособились ждать. Большинство потенциальных мужей мало образованы и зачастую плохо зарабатывают. Замужество не является гарантией долгосрочного сотрудничества, поскольку брак вероятней всего потерпит неудачу, чем добьётся успеха. Даже в киноиндустрии среднестатистический муж изображён, как неуклюжий простофиля (посмотрите сериалы "Американская семейка”, ”Король Квинса”, "Все любят Рэймонда”, или любой фильм с участием Джудда Апатоу).
Невозможность когда-нибудь найти вампир или принц с экрана телевизора – то, что и делает этих героев весьма убедительным для женщин. На сегодняшний день, проблемы на работе и страшная перспектива замужества, вынуждает девушек поменять своё отношения к сказочным романам.
Такой феномен, как "Сумерки” теряет свою силу, но более уместно размышление над меняющейся природой романтических отношений, с которой молодые девушки столкнутся.
Перевод выполнен Arny специально для сайта www.twilightrussia.ru. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт и автора перевода.