Вы удобно расположились?
Тогда мы начнем (снова)…
Это вторая версия известной сказки, выходящая экраны в этом году после фильма «Белоснежка: месть гномов», который возглавляет поток приближающихся адаптаций детской истории… Может ли у «взрослой, деятельной» «Белоснежки и Охотника» быть счастливый конец?
Это кульминационная сцена из «Белоснежки и Охотника, и Total Film только что прогулялись вдоль главной битвы стерв. Героиня Кристен Стюарт лежит на спине, пока Злая Королева Равенна Шарлиз Терон стоит над ней, заявляющая, что готова показать, кто из них главней… «Чистейшей кровью сделано это», - вопит Терон, занося клинок над Сумеречной звездочкой.
Так или иначе, Стюарт останавливает его: Терон падает назад на каменный пол. Откуда-то из темноты раздается голос: «Снято».
Несколькими минутами позже Стюарт вышагивает в полной амуниции. Её волосы «черны, как ночь». Как называет ее сама Равенна, эта Белоснежка вся в синяках и боевых шрамах. Так каков же был этот маленький междусобойчик? «Каково быть вышвырнутой Шарлиз?» Она усмехается: «Это было здорово. Она не боится получить удар. И она продолжает говорить мне постараться и ударять сильнее. Мы похожи в том, что мы выключаемся, когда камера начинает работать. Я думаю, она поразила меня сегодня дважды. Чтобы не снести мою защиту, но мы обе входим в зону, и это довольно опасно».
Этим все сказано: вычеркните все, что вам известно о Белоснежке, выбросьте все, что вы помните о гномах, называемых dopey (прим. пер.: странный, одурманенный), «Белоснежка и Охотник» целиком возвращается к истокам классической сказки братьев Гримм. Готическая, кровавая и запутанная - этого средневекового безумия достаточно для того, чтобы заставить побледнеть Дядю Уолка.
«Люди думают, что Белоснежка – это диснеевский мультфильм, - говорит режиссер Руперт Сандерс, после того, как он выходит из тени, чтобы присоединиться к нам для беседы за чашечкой кофе. - Дисней сделал сказку братьев Гримм ориентированной на семью. Но на самом деле это очень мрачная история, в которой поднимаются такие глубокие вопросы, которые когда-либо были в Диснеевских фильмах».
Мы в студии Pinewood, это 76 день из четырех месяцев съемок. Сандерс выглядит удивительно спокойным для человека, не только работающего над своим первым блокбастером, но и работающего над своей дебютной картиной. С другой стороны, только взгляните на рекламу: короткое сообщение о «Halo 3», с их жутковатыми яркими сценами побоищ или горячее объявление для чувства долга, когда школьники, медсестры и консьержки уходят на войну на настоящее поле битвы.
«Его работа очень кинематографична, очень сильна и современна, - говорит продюсер Сэм Мерсер. - Мы хотели, чтобы фильм предстал именно в таком виде».
Вот почему никто не беспокоился о том, что «Белоснежку и Охотника» опередила красочная адаптация Тарсема Сингха «Белоснежка: месть гномов» с Джулией Робертс в роли Злой королевы. «Они очень разные, - говорит Сандерс. - Тарсем и я работаем в совершенно разных стилях. Я никогда не видел нас, смотрящих друг на друга и удивляющихся: «Мы в одинаковых платьях!»
Терон соглашается. «Студии не захотели бы выбросить деньги на два фильма, если бы они не верили и не чувствовали, что оба найдут свое место».
Сказки сейчас в моде, начиная с «Красной Шапочки» Кэтрин Хардвик и заканчивая современной девушкой Ханной. На подходе быстро достигающий успеха «Джек - покоритель великанов» (Jack the Giant Killer) Брайана Сингера и великолепные «пряничные» «Охотники на ведьм» (Hansel and Gretel: Witch Hunters), не говоря уже о таких ТВ-сериалах, как «Однажды в сказке» (Once upon a Time) и «Гримм» (Grimm). «Самое замечательное в этих историях то, что в них столько сердца, особенно в «Белоснежке», - говорит Сандерс. - Белоснежка и есть то самое сердце – она приносит свет в темноту».
Написанная Ивэн Догерти в 2003 году, пока она была еще студенткой, «Белоснежка и Охотник» - это смешение мифа, в котором психопатичная, маниакальная Королева задает видящему зеркалу все тот же вечный вопрос: кто всех милее? «Ты всех милее, - отвечает оно, - но есть другая, которой суждено превзойти тебя. Получи её сердце, и ты будешь жить вечно». Заставляя Охотника («Тор», Крис Хемсворт) сделать за неё грязную работу и избавиться от Белоснежки в темном лесу, Равенна обнаруживает, что её желания разбиваются вдребезги, когда тот решает обучить свою жертву искусству воина.
Что в итоге? Белоснежка Кристен Стюарт больше похожа на Жанну Д’Арк, чем на диснеевскую принцессу.
«Это здорово - сыграть персонажа, который в состоянии преодолеть себя и считаться с другими, почти в сверхъестественной манере. Но в то же время, понимать, что она человек, и вступает в такую борьбу и еще сражается также за себя. Она настоящий лидер. Кто такой герой?… Многие из наших героев такие задницы… Они находят удовольствие в причинении людям боли. Она - нет. Если серьезно, она может сделать то, что должна».
Вопрос в том: сможет ли Стюарт? Это её первый большой блокбастер, далекий от Сумеречной франшизы, сможет ли она продвинуть «Белоснежку и Охотника» до таких же показателей без поддержки РПатса, вампиров и твай-хардов?
Судя по ошеломляющему трейлеру, тому, как она жадно ухватилась за игру со щитом в руке, 21-летняя актриса достигла зрелости. «Это определенно самое деятельное из всего, что я когда-либо делала, - говорит она. - Думаю, «Властелин колец» встретился с «Алисой в Стране чудес», поскольку в «Белоснежке» смешались крупные сражения и яркие образы – пейзаж, наполненный чернильно-черными воронами, извивающимися змеями, волшебными белыми оленями и странными черепахами.
Прибавьте к этому немного ошеломляющего снаряжения от трехкратного обладателя Оскара художника по костюмам Коллин Этвуд, и замысел Сандерса становится понятным. «Я хотел создать мир, в котором это все чувствовалось очень реальным, и не чувствовался фантазией, - говорит он. - В те времена люди верили, что в лесах водились феи и темные духи, и люди могли изменяться, и они все ели галюциногенные грибы в языческих ритуалах…, так что на самом деле ящик с игрушками был открыт».
Перед съемками Сандерс сделал концепт-трейлер продолжительностью три с половиной минуты, показывающий закадровые комментарии, музыку, звуковую сценографию и некоторые ключевые образы фильма (в частности, Равенну, превращающуюся в разлетающихся вышеупомянутых птиц). Называя это «очень впечатляющим», это было достаточно, чтобы убедить Хемсворта заметить это, даже если это означало приходить на съемочную площадку прямо с монтажа «Мстителей» (Avengers). «После того как я увидел тизер и прочитал сценарий, я был взволнован», - говорит он. В его глазах «Белоснежка и Охотник» была очень реалистичным, мрачным и эпическим фильмом, «и вместе с тем замечательным, милым и сказочным».
Изначально в связи с тем, что она была заявлена в австралийской картине «Безумный Макс-4» (Mad Max 4), Терон оказалась в «Белоснежке и Охотнике» только потому, что начало съемок фильма было сдвинуто. Более того, величественная южноафриканская актриса кажется восхищенной получить возможность помочь. «Возьмите эту историю, которую мы хорошо знаем, и поверните её немного». Сложно поверить, что она во время съемок «Белоснежки» также снималась в «Прометее» Ридли Скотта – она прекрасно осведомлена о том, что было сделано для фильма, и что было построено более 90 декораций. «Когда люди придут и увидят это, - улыбается она, - это будет эффектное зрелище».
От буквально высасывания жизни из своих жертв до купания в молоке, Терон получила возможность стать настолько «крутой», что даже её героиня - реальная убийца Эйлин Уорнос в «Монстре» (Monster) выглядит вполне нормальной. Чтобы подготовиться, она смотрела Джека Николсона в «Сиянии» (The Shining) и «Семь» (Se7en) Дэвида Финчера. «Поверьте мне, она [Равенна] – это мрак», - шепчет Шарлиз. «Она делает ужасные вещи. Она - серийный убийца». Ориентируясь на её внутреннюю стервозность, Терон определяет эту мысль. «Было важно понять, откуда она появилась, и что привело её к этому… Я не просто так хочу быть злой!»
То, что делает картину «Белоснежка и Охотник» такой манящей - это перспектива увидеть настоящее противостояние между двумя женщинами – весьма необычное изменение для Голливуда. «Это такая редкость – главная женская героиня, при этом очень активная и проталкивающая свою собственную историю вперед, вместо того, чтобы поддаться воздействию всех внешних элементов», - говорит Стюарт. «Надеюсь, нам удалось это. Я на самом деле горжусь этим. Для женщины всегда полезно почувствовать силу». Отмечая, что это в значительной степени история о переходе к женственности, Сандерс хочет, чтобы все поняли одну вещь: «Мы делали фильм не для «пряных девочек».
В то время как размахивающий топором охотник Хемсворт обещает, что «Белоснежка» не обойдется без мужской силы, он получает немного помощи. Появляются гномы – лишенные Равенной всяких прав, они объединяются с Белоснежкой, когда узнают, что она может свергнуть Королеву. С такими именами, как Мур, Горт и Вейт – сыгранными кучей британских «крепышей», включая Боба Хоскинса, Рэя Винстона, Брендана Глисона, Ника Фроста и Иэна МакШэйна – они очень далеки от миниатюрных диснеевских персонажей, как вы можете понять. О, и их восемь. «Так было в первоначальном варианте», - рассказывает Сандерс. «Хорошая идея – быть немного другим».
Затем, для тех, кто жаждет более традиционную историю любви, где принц Уильям (нет, не тот), которого сыграл британский актер Сэм Клаффлин, добросердечный миссионер Филипп из «Пиратов Карибского моря: на странных берегах». «Он и Белоснежка были разлучены в детстве», - объясняет он. «Прошло десять лет, и он вроде как узнает, что она вырвалась из лап Злой королевы, для него это как: «О Боже, она все еще жива, я думал, она умерла!», и он делает все, чтобы найти её снова и воссоединиться с любовью своей жизни».
Учитывая актёрский состав, затмевающий конкурентную «Белоснежку: месть гномов» в этой гонке за призами (прости, Джулия), мало удивляет то, что уже предполагается трилогия. «Я не хотел бы ничего другого, кроме того, чтобы этот фильм оказалось настолько успешным, и они смогли бы сделать еще один», - говорит Хемсворт. Для Стюарт это означает начало новой франшизы сразу же после окончания другой. Но она готова к этому. «Что ж, я прекрасней всех!, - говорит она, шутя. - Серьезно, у меня прекрасное сердце, для тех, кто меня не знает!» Счастливый конец начинается с этого. Перевод выполнен Yulla специально для сайта www.twilightrussia.ru. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт и автора перевода.
Статья о «Белоснежке и Охотнике» в журнале Total Film
|