Вся франшиза «Неудержимые» напоминает «Рождественские встречи» с Аллой Пугачевой: закадычные друзья собираются вместе хорошо провести время на камеру, а заодно и деньжат заработать, эксплуатируя ностальгические чувства зрителя. В этом смысле представляется нелепым оценивать «Неудержимых 3» с точки зрения актерской игры, сюжетных ходов и прочих типичных для рецензии параметров. Нас интересует лишь один момент: удалось ли старикам-разбойникам во главе с мадам Брошкиной aka Слаем, которому уже почти 70, доставить зрителю то самое удовольствие, какое доставляли би-муви из девяностых на увесистых видеокассетах? Кажется, удалось.
Главным образом, это связано с тем, что всем участникам процесса нравился сам процесс. Зрителю всегда видно, когда актеры работают себе в удовольствие, а когда просто отбывают трудодни за гонорары. В первом случае конечный продукт радует качеством, во втором после выхода из кинозала хочется помыть глаза с мылом. Но с этими крутыми парнями все понятно с первых кадров: поменялся состав команды, но не командный дух. Крутизна прет из всех щелей, и не сказать, что кому-то в этом фильме пришлось ее играть...
Сценарий (за авторством самого Сильвестра Сталлоне) хоть и уместился, кажется, на трех салфетках и состоит, в основном, из фраз типа «Погнали!», «Держись!», «Что это было?» и «Будет больно!», все же полон доброй самоиронии. А самоирония, как известно, присуща сильным и умным личностям, которые ни за что не будут снимать такое и сниматься в таком, насупив брови. В частности, среди гениальных диалогов время от времени проскальзывают фразы: «Мы уже часть прошлого» или «Все пытаетесь крутых из себя изображать!».
Конечно, невозможно игнорировать стариковские пятна на руках героев детства и залысины на их могучих головах. Всем понятно, что Альцгеймер не за горами, а 90-летние актеры снимаются разве что в камео. Но все эти мужчины, как бы играющие в крутизну, круты уже тем, что не боятся показаться смешными. И у них отлично получается веселить себя, нас, кинокритиков и при этом не скатываться в самопародию. Не превращаться в «Рождественские встречи», на которые не завезли алкоголь и фонограмму.
Помнится, Билл Мюррей отказался от съемок в новых «Охотниках за привидениями», уничтожив присланный ему сценарий со словами: «Никто не будет платить деньги за то, чтобы смотреть, как обрюзгший старик гоняется за привидениями!». Видимо, успех «Неудержимых» кроется в отсутствии привидений, да, мистер Мюррей?.. В пользу франшизы явно говорит и тот факт, что многие маститые актеры, которые еще не были задействованы в «Неудержимых», время от времени выражают желание присоединиться к команде на любой стадии, потому что «это, черт возьми, весело».
Что еще сказать об этом прекрасном фильме-признании в любви самим себе? Злодейский образ Мелу Гибсону не очень идет, однако в финальной сцене разборок один на один с протагонистом он явно переигрывает Слая с его застывшим «Шта?» на лице. «Особенно-енотом» новых «Неудержимых» стал Бандерас, чей лихой и придурковатый герой постоянно сбивал остатки лишнего пафоса со своих чересчур серьезных коллег. Арнольд Шварценеггер по традиции сыграл Арнольда Шварценеггера, Уэсли Снайпс смешно и для тех, кто в теме, пошутил про неуплату налогов, и, наконец, женщина... Увы, женщина в этой ленте сумела стать лишь напоминанием о том, что неплохо было бы посмотреть на торжество крутизны слабого пола, но желательно с участием кого-то из на самом деле крутых: Сигурни Уивер, Джулианна Мур, Мэрил Стрип и т.п.
Напоследок стоит отметить одно существенное и весьма приятное отличие третьей части от предыдущих. В «Неудержимых 3» по-прежнему все стреляет и взрывается, ревет мотором и рушится, но теперь каждый эпизод этого «ух ты!»-великолепия можно успеть рассмотреть благодаря... Впрочем, неважно благодаря чему. Важно другое: ни на какие премии не претендующее, не отягощенное скрытыми смыслами и заумными подтекстами, но снятое с душой кино тоже является частью киновселенной. Той ее частью, которая исцеляет души, просто развлекая.
За информацию спасибо сайту lostfilm.info.
Рецензия на "Неудержимых 3": Старость в радость
|