Призраки и иллюзии после «Зильс-Марии», Оливье Ассайас воссоединяется с Кристен Стюарт для съемок фильма «Персональный покупатель», который, как ожидается, выйдет этой весной. Репортаж о том, как проходят съемки.
Сегодня утром в Булонском лесу прекрасная погода. Хотя уже осень, но светит солнце и все окрашивается в золотистые, темно-красные и рыжеватые оттенки на столетних деревьях, которые окружают озеро в лесу. Около десятка бегунов двигаются с разной скоростью, лишь некоторые из них замедляются, заинтересованные кое-чем необычным. Искусственное освещение окружает маленькую лодку, пришвартованную к берегу озера, около тридцати мужчин и женщин с рациями в руках суетятся вокруг. Сидящий почти на земле человек с видеомонитором на коленях – это Оливье Ассайас, и он сконцентрирован на съемках своего нового фильма «Персональный покупатель». Короткие волосы собраны сзади резинкой, кожаная куртка с воротником из искусственного меха, черные узкие брюки, поверх черной рубашки свитер «Lacoste», белые кроссовки – как будто сорванец на последнем этапе дегламуризации – Кристен Стюарт вряд ли можно принять за кого-то, кто не принадлежит команде, с которой она, похоже, поддерживает близкие отношения. Она их хорошо знает. Команда практически идентична той, с которой она работала в «Зильс-Марии», предпоследнем фильме Оливье, и за который в феврале 2015 года Кристен получила «Сезар». Даже телохранитель у актрисы тот же - громадный немец по имени Ганнибал, краешком глаза наблюдающий за вездесущими папарацци, которые прячутся за кустами и неустанно следят за звездой.
«Персональный покупатель» - это, можно сказать, героиня Кристен Стюарт, молодая американка, живущая в Париже, чтобы работать в сфере моды. Она стала рабыней знаменитой модели. Соответственно, она из рабочего класса, но в мире, заполненном деньгами, где все в гламурном облачении. «В начале фильма, - рассказал Оливье Ассайас, - в моей голове крутилась одна идея. Постепенно она сформировалась: мне хотелось рассказать историю человека, который ненавидит свою работу. Она в эпицентре самого жестокого материального мира. И поэтому находит утешение в абстрактном и идеалистическом мире».
Поэтому, переходя от мистической картины к фильму ужасов, персонажи все более сильнее и глубже погружаются в тайный мир призраков и фантазий. В то утро в небольшой лодке в качестве подиума проходила фотосессия для модного журнала. Фотограф Бенуа Певерелли играет самого себя, как и в фильме «Зильс-Мария» (где он фотографировал Жюльет Бинош для рекламы «Шанель»), «И так, к сведению, тоже спал с героиней Кристен», - пошутил он между двумя дублями. Его персонаж теряет терпение, потому что ожидаемая модель все еще не приехала.
Координатора съемок играет Калипсо Валуа, дочь Элли и Жакно, участников одноименного электро-поп дуэта, для которого Ассайас в 1980-х годах снимал музыкальные клипы. «Немного странно снимать повзрослевшую Калипсо в одном из моих фильмов. Ее мама была беременна ею, когда я снимал короткометражку в Токио. Она так и не была закончена». Камера. Приготовились. Мотор. Кристен Стюарт бежит к Калипсо Валуа, слишком много извиняясь. Ее босс проспала и, вполне возможно, скоро приедет. Калипсо ведет Кристен к маленькой лодке, освещенной искусственным светом, которые сами подсвечиваются прожекторами для фильма. Фотограф, который, чтобы убить время, фотографирует своего помощника – хипстера с бородкой и в шапочке – и предлагает, чтобы тем временем персональный покупатель занял место модели. Поддерживая за руку, Калипсо Валуа помогает ей забраться в лодку и вот миниатюрная, беспокойная ассистентка оказывается в окружении софитов. Снято.
Люди бегают, некоторые сменяют друг друга, чтобы отдохнуть, а камеры снимает все вокруг. Даже на начальных стадиях можно рассмотреть магию Оливье Ассайаса. Дубль следует за дублем. Режиссер доволен цветами осеннего леса. И, как обычно, на съемочную площадку приезжает продюсер Шарль Жилибер, почти каждый день там присутствующий. После нескольких месяцев безрезультатных переговоров о новом проекте Ассайаса: гангстерском фильме с Робертом Де Ниро и Робертом Паттинсоном, жестоко остановленном незадолго до начала съемок, и уже инвестированных несколькими миллионами долларов, Жильбер волнуется, пришел ли режиссер так быстро в норму с фильмом, который написал за несколько недель. Кристен Стюарт ходит кругами: так она концентрируется.
Оператор-постановщик Йорик Ле Со сказал нам, что в перерывах между дублями она смотрит короткометражные фильмы о животных на YouTube в своем iPhone. «Не глупости, чтобы посмеяться. Скорее, документальный материал об обезьянах, кошках, собаках. Подозреваю, что она пытается понять, как они себя ведут. Это забавно, потому что, думаю, внутри у нее есть что-то очень дикое, остро на все реагирующее, какой-то звериный инстинкт». Он также описывает её особую энергетику, скорость подачи и одну способность «привносить заинтересованность, и делать ее почти пикантной, хотя в кадре женщина просто открывает дверь, снимает пальто или же смотрит в свой телефон».
Давайте вспомним первые кадры «Зильс-Марии», когда она двигается по проходу в поезде и разговаривает по телефону, решая проблемы в графике Марии. И хотя мы понятия не имеем, что происходит, присутствует нечто такое, что нами завладевает.
Во второй половине дня команда уже возле шикарного здания в одном из старинных районов Парижа и снимают сцену, в которой актриса выбегает из сооружения, по-видимому, чем-то расстроенная, так как стремительно запрыгивает на свой скутер и уезжает. Вокруг около тридцати папарацци. Молодые девушки, но уже не подростки, бывшие сумеречные фанатки, нашли место, где ведутся съемки и стараются подойти как можно ближе. Через несколько дней мы встретились с командой в Севре (прим.: коммуна в юго-западных предместьях Парижа, располагается в 9,9 км от центра столицы). Кристен в кафе отрабатывает сцену вместе с молоденькой Сигрид Буази («Эдем», «Метаморфозы»), Паскалем Рамбертом и Одри Бонне. Их разговор тихий, серьезный, таинственный. Говорят о шведской художнице Хилме аф Клинт, которая рисовала всю жизнь пейзажи и портреты, и за несколько лет до Малевича начала писать абстракцию. Она открыла абстракционизм, но этого никто не знает. Возможно, при изучении спиритизма и появилась эта идея.
Новость влияет на выражение лица Кристен, оно становится задумчивым. В зависимости от дубля актриса меняется, то она грызет ногти, то нервно передергивает руками. Она пристально смотрит на что-то, что находится за пределами показанного камерой.
В этом есть нечто духовное и невиданное. Но до весны мы ничего не узнаем о таинственных силах, которые тревожат персонального покупателя.
Перевод выполнен Коломийка специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Подробности съемок фильма «Персональный покупатель» в журнале «Les InRocks»
|