Любители Ричарда Гира получат истинное удовольствие от «Френни», непревзойденной демонстрации глубины зрелого актера. После пребывания в спячке в пещере роскоши и наркомании миллиардер-филантроп Френни (Ричард Гир) выходит в совершенно иную реальность. Прошло пять лет с тех пор, как он пережил автокатастрофу, унесшую жизни двух его лучших друзей, супружеской пары. Теперь в жизнь Френни вернулась их оставшаяся сиротой дочь Оливия (
Дакота Фаннинг) с молодым мужем, Люком (
Тео Джеймс) с просьбой: молодожены ждут ребенка, и Люку нужна работа. Френни, некогда добродушный тип, ухватился за возможность помочь.
Перспектива получения цели бодрит Френни, и он сразу же дарит паре свой прежний дом. Но подарки не заканчиваются. Вскоре Люк назначается главой благотворительного общества Френни и получает должность в больнице фонда. Френни с большой помпой представляет Люка в этой роли, произнося длинное эмоциональное выступление и неофициальную зажигательную речь, которые ощущаются на грани с непристойностью. Когда на мероприятии фонда Люк выражает смятение, Френни говорит: «
Ты никому ничего не должен доказывать. Просто скажи «спасибо» и напейся со мной. Это необходимо. И мне это нужно. На самом деле, мне это очень нужно». Когда он далее проникает в жизнь пары – среди прочего, оплатив кредит за медицинскую школу Люка, – становится ясно, что навязчивый альтруизм Френни является симптомом чего-то гораздо более глубокого и более темного, чем кто-либо мог себе представить.
«Френни» – убедительный портрет человека на грани.
Эндрю Ренци, сценарист и режиссер «Френни», нарисовал убедительный портрет человека на грани. Нравственный упадок персонажа является постепенным, но неизбежным. Богатство и горе являются неразделимыми, нависнув над ним темным облаком, и чтобы устранить это, он должен привести все в порядок. Но у бочки всегда есть дно. Хотя Ренци и испытал с этим затруднения, – драматический путь разглагольствований, пока Френни не терпит на полдороге крах – наблюдение за тем, как Гир делает решающий шаг, стоит ожидания.
В качестве эксцентричного, но измученного проблемами Френни Гир ошеломителен, наделяя роль напряжением и глубиной, с которыми может справиться только ветеран его уровня. Наблюдение за тончайшей игрой актера, когда тот оживляет запутанные слои характера персонажа, является именно тем, что, в конечном счете, и несет фильм. Хотя Гир играет аналогичную роль в ленте «Порочная страсть», увидевшей свет в 2012 году (об отчаянном магнате хедж-фонда), «Френни» дает ему возможность раздвинуть диапазон к более темным глубинам. Когда появляется абсолютно расстроенный Френни, убедительность Гира непогрешима. Он придает такой пафос неистовым сценам наркомана, что их почти невозможно смотреть – такой дискомфорт они вызывают. «Френни» – проводник Гира, если это требуется.
В самой сильной сцене фильма Френни умоляет своего врача о еще одном рецепте на вызвавшее привыкание обезболивающее. Как актер, исследующий мотивации, мы наблюдаем за выясняющим свои возможности Френни: он начинается с симуляции отрицания («
Мне 60 лет, я не наркоман»). В отчаянии все чаще использует чувство вины, а затем прибегает к манипуляции, унижению и жестокости. Ренци и Гир работают вместе, чтобы продемонстрировать слабого человека. Подспудная уязвимость не болезненная и поддающаяся описанию, а суровая и неумолимая. Френни – жалкая личность, и мы смотрим на него с таким же разочарованием и тревогой, испытываемой и второстепенными персонажами в его жизни.
Тем временем Фаннинг появляется в фильме нечасто. Ее персонаж интересен сложной внутренней жизнью, но сценарий дает нам лишь частичный доступ к нему. Вместо этого Ренци использует характер Люка, чтобы проникнуть в сложную сеть самообмана Френни. Джеймс, хотя и хорош в роли, движется более легким путем: переписывает своячество, и это происходит в значительной степени за счет изучения гораздо более убедительной динамики между Френни и Оливией. Особенно в трогательной сцене, где Френни дарит бывший дом молодоженам. Ошеломленная Оливия предается воспоминаниям. Камера сфокусирована на лице, когда они охватывают женщину, и в считанные секунды мы путешествуем через пять горестных лет. Можно представить, что Фаннинг, вероятно, сделала бы для фильма, если бы получила больше возможностей.
Лента несет ощущение жестокости, что каким-то образом соответствует теме и сводит на нет здравое чувство реализма. С одной стороны, моменты холодной отрешенности в снятых оператором Джо Андерсоном с верхнего плана мизансценах и напряженных кадров, снятых общим планом, используют преимущества Френни в отстраненном состоянии ума и ледяном мире, который он населяет. Но хотя и красивые, эти стилистические элементы могут вызывать отчуждение. Мы чувствуем близость к Френни, когда оказываемся вплотную к его лицу, вынужденные считаться с беспорядком, который он сам себе устроил. Кроме того, некоторые сцены, предшествующие окончательному падению Френни, кажется, слишком тщательно выстроены. Ренци твердо придерживается сценария, хотя некоторые разговоры выиграли бы от ощущения непредсказуемости.
Но недостатки фильма никогда не затмят значительности актерской игры Гира, и «Френни» выполнил именно то, что и намеревался: отразил падение человека за счет благосклонности. В руках Ричарда Гира это и в самом деле красивое падение.
Оценка: 4 Премьера «Френни» состоялась в 2015 году на кинофестивале Tribeca, и в настоящее время ищутся распространители.