Провинциальный городок, где живет Боунси со своей матерью и младшим братом, медленно вымирает, даже самые старые его жители бросают дома и убираются подальше на юг. Семье Боунси бежать некуда, но и остаться они не могут, ипотечные платежи давно просрочены, старый семейный дом грозят снести. В поисках средств мать юноши поддается на уговоры банковского клерка и устраивается на работу в апокалиптический притон, где остатки жителей умирающего города предаются греховным утехам. Сам же Боунси в поисках металлолома умудряется настроить против себя местного жестокого уличного бандита. Семья оказывается в настоящей осаде, помощи ждать неоткуда, остается лишь поверить в городскую легенду о подводном городе и искать защиты там.
Премьера фильма прошла на прошлогоднем Каннском кинофестивале в рамках программы «Особый взгляд». Никаких наград в Каннах фильм не получил.
Помните, в советском мультфильме «Приключения Мюнхгаузена» режиссеров Сонина и Лернера была серия о том, как хвастливый барон отправился на поиски таинственной птицы под названием павлин, рассчитывая на то, что за великолепием внешнего вида этого чуда природы скрывается столь же волшебной красоты и силы голос. Велико же оказалось разочарование Мюнхгаузена, когда вместо райского пения он услышал из клюва павлина лишь непотребный крик, далекий от эстетических образцов прекрасного. Зрителей режиссерского дебюта актера Райана Гослинга, скорее всего, ожидает удар не меньший, чем тот, что выпал на долю мультяшного барона, – вроде бы у прекрасного Райана, любимца девушек, загадочного интеллектуала, все должно быть прекрасно. На деле же вышла промашка.
Съемки картины прошли в Детройте и его окрестностях, в частности, в крупнейшем в мире масонском храме, построенном в Мичигане.
Безусловно, судить о таланте режиссера по одной, тем более дебютной, картине неправильно. Да вот только существуют довольно серьезные опасения (а в чем-то и надежда), что «Как поймать монстра» останется единственной работой Гослинга-постановщика. Уж больно красноречивым получился дебют, ярким, как хвост павлина, и столь же пустым и совершенно не впечатляющим, как голос этой птицы.
Нельзя сказать, что картина совершенно беспомощна. Разбирая ее по кирпичикам, вполне можно некоторые детали не просто выделить, а даже оценить достаточно высоко, например, филигранную работу оператора Бенуа Деби, снявшего, кроме всего прочего, «Необратимость», или подбор актеров, благо поработать с Райаном согласились достаточно яркие голливудские персонажи.
Но все эти плюсы меркнут за сверкающими, начищенными до слепящего блеска латами самовлюбленности Гослинга. Нет, эта самовлюбленность не выражается в том, что Райан снял себя в главной роли (это, кстати, наверняка будет стоить фильму дорого, ведь фанаткам не на кого будет смотреть), однако вся лента просто кричит: «Я смотрел за работой лучших режиссеров, я посмотрел шедевры артхауса и экспериментального кино, я знаю, как делать фильмы, от которых протащатся фестивали и критики».
Большая ошибка, Райан! Уметь снимать катящиеся горящие велосипеды, срезаемую с лица кожу, погружение в мутную воду водохранилища или нелепый танец преклонного возраста героя – это еще не значит стать Линчем, Маликом, Кроненбергом, Ноэ или Джармушем. При всем нагромождении символов в лентах признанных мастеров жанра, каждая деталь в их фильмах имеет четко определенное значение.
Картина же Гослинга похожа на гнездо сороки – в нее стащено все, что блестит или вычурно светится, а об уместности речи никакой не идет. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы прочитать в фильме метафоры об угасающем Детройте, о крушении американской мечты, о жажде сомнительных развлечений даже в тот момент, когда пора подумать о душе.
Но парадокс заключается в том, что чем более простым языком говорит Гослинг-режиссер, тем ближе он становится зрителю и тем сильнее выглядит его работа. Обращение же к метафизике превращает ленту в балаган и сборник чужих цитат. И ладно бы эти цитаты были тонким оммажем любимым авторам. Нет, в «Монстре» они скорее похожи на банальное воровство. Мол, соберу-ка я все лучшее из любимых фильмов, соединю и стану самым крутым режиссером.
Тяжесть происходящего на экране барахтанья в чужих находках пагубно отражается на занятых актерах. Пожалуй, лишь Бен Мендельсон с порочным удовольствием упивается своей ролью злодея, да Ева Мендес от души веселится, заливая окружающих кровью, остальные чувствуют себя неуютно, явно не все разделяют гослинговские взгляды на реальность.
Кристина Хендрикс не выдерживает долгих планов, Сирша Ронан сливается с окружающим мраком, а Йен де Кестекер пока слишком молод и недостаточно харизматичен, чтобы разруливать кадр. Да и сам Райан Гослинг временами больше внимания уделяет игре теней или разводам красок на стенах, чем людям. Похоже, что актеры и постановщик просто не стали командой.
Что-то хорошее о «Как поймать монстра» можно было бы сказать, придай Гослинг своему фильму хоть немного изящества. Картине отчаянно не хватает тонкости и уверенности в выбранном направлении. Мы склонны списать это на мандраж дебютанта, однако, учитывая, что в картину Райан вложил сценарий, постановку и продюсирование, а на выходе получил непонимающее «хммм…», продолжения может и не последовать. Творческие натуры ведь такие ранимые всегда. Снимают горящие дома, но сами боятся малейшего жара в свой адрес.
Райан Гослинг, кажется, решил показать себя умнее, чем он есть, насмотреннее, чем он есть, и талантливее, чем он есть, но переусердствовал и вместо фильма-притчи получил нездоровый балаган, к просмотру не рекомендуемый. За информацию спасибо сайту http://media-news.ru.
«Как поймать монстра» (Сирша Ронан) или сны о чем-то большем
|