Дело рук Джона Скрайфса взяло мир штурмом в 2012 году, когда Дженнифер Лоуренс использовала его луки в голливудском блокбастере «Голодные Игры». Скрайфс стал одним из самых востребованных лучных оружейников страны, когда сделал лук для Китнисс и еще троих человек в своем гараже всего за три выходных дня.
Роман 46-летнего Скрайфса, борца с загрязнением вересковых болот и специалиста по экологической безопасности Cornerstone Environmental в Зейнсвилле, штат Индиана, и традиционных деревянных луков начался в конце 90-х. Он увидел человека – правда, сейчас даже имени его не вспомнит – изготавливающего деревянные луки на уличном преставлении в Луисвиле, и сказал, что это был момент, когда вспыхнула искра.
«Я был похож на человека, это круто. Я действительно хочу это делать, – говорит Скрайфс в телефонном интервью. – Так что я изучил в Интернете как делать традиционные луки. Веб-сайты о луках только начинаются, и их владельцы могут приобщить к традиционности [изготовления луков]».
Он сделал свой первый лук в 1999 году. Но как и любой первый образец, лук сломался на половине процесса создания. Каждый следующий лук был завершен. А вместе с уверенностью Скрайфса росл и уровень качества его луков.
Скрайфс говорит, что всегда охотился с луком и особенно ему нравится стрелять с разворота. Он совершил свое первое убийство в округе Мартин в 2002 году одним из своих первых творений – используя 10-й лук из когда-либо им созданных.
«Со своей охотничьей вышки я застрелил 4-очкового хряка, который был крайне неповоротлив из-за течки, – писал Скрайфс в и-мейле. – Это был выстрел с 20 ярдов [прим. пер.: около 18,28 м] и, к сожалению, удар пришелся в заднюю часть и прошел навылет, но была пробита бедренная артерия и это убило его через 125 ярдов [прим. пер.: около 114,25 м]. Лук был из маклюры оранжевой, неподвижно загнутый».
Маклюра оранжевая, используемая Скрайфсом при изготовлении луков, распространена в Оклахоме и Техасе. Она образует живую изгородь, которую нужно постоянно подстригать. Но если оставить ее расти, она станет колючим деревом. Примечательно, что по данным «Наши родные деревья и как их распознать» автора Харриет Л. Киллер (ориг. «Our Native Trees and How to Identify Them» by Harriet L. Keeler), дерево получило свое название, «bois d'arc» [прим. пер.: дерево-дуга] (или «bow-wood» [прим. пер.: она же маклюра оранжевая]), от ранних французских переселенцев, наблюдавших за тем, какие деревья можно использовать для защиты и из чего делают луки коренные американцы.
«Мне посчастливилось жить в самом сердце Среднего Запада, где, по моему мнению, растет лучшая маклюра оранжевая, – говорит Скрайфс. – Я начал продавать их. Мне нравится рубить деревья, сушить их, и мне нравятся что они вокруг. Так что это стало частью моего бизнеса – продавать древесину. Затем я перешел к продаже того, что называю «луковая заготовка». Я формирую древесину, чтобы у людей, нуждающихся в небольшой помощи, уже была заготовка для работы. Черт возьми, вот как я плачу за свои лосиные поездки на Запад».
Скрайфс не останавливается на достигнутом. Он продолжает совершенствовать свое мастерство и публикует фотографии своих работ в Интернете (вы можете посмотреть их на его личном сайте и архивных веб-страницах) – то, что он делал всегда, с тех пор как стал оружейником, делающим луки. Он говорит, что производство деревянных луков возродилось в начале 2000-х, и что он нашел себя, помогая другим изготовителям. Сказ о качестве его работы и опыте начал распространяться в обществе изготовителей традиционных луков.
Его сотрудничество с фильмами «Голодные Игры» началось в форме и-мейла, отправленного ему в апреле 2011. Женщина из компании по реквизиту хотела приобрести у него четыре готовых лука – а не продаваемые им заготовки.
«Я сказал ей, что не продаю готовые луки, – сказал он. – Поэтому я отправил ее к своим знакомым, изготавливающим луки для продажи. Но ни один их них не имел возможности сделать то, что от них хотели, и хотели быстро. Менее, чем за две недели – что на самом деле почти невозможно. Мы все время разговаривали, и мой интерес возрастал. Она предложила отправить мне интерпретации художника, и посмотреть, что из задуманного можно воплотить. Я согласился, и она отправила их мне. Я взглянул на них и заметил пометку «лук Китнисс».
Скрайфс узнал имя и просил своего 13-летнего сына Джеймса, почему оно кажется ему таким знакомым. Скрайфс был удивлен, когда сын сказал ему сесть за компьютер и поискать в сети. И вот, Джеймс был прав.
Тот лук был использован Дженнифер Лоуренс, исполняющей роль Китнисс Эвердин в первой части трилогии «Голодные Игры». (Фильмы на основе бестселлера романов Сьюзен Коллинз.)
«Я был очень рад, – говорит Скрайфс. – мы достигли согласия и я изготовил два функциональных лука, и два, постоянно находящихся в боевом состоянии. Недолго, всего несколько секунд. Но лук, используемый мисс Лоуренс для охоты в самом начале фильма, я создал в своем гараже».
Даже его жена, Кристин, учитель изобразительного искусства, была в шоке. Не только от того, что ее муж делает луки для фильма, но и от того, что ее муж обладает подобным навыком.
«Знаете, в какой-то момент я посмотрела на своего мужа и просила: «Ты, правда, хорош в этом?» – говорит Кристин.
К тому времени, когда условия были окончательно согласованы и все готовые изделия отправлены, Скрайфс столкнулся с осознанием того, что совершил невозможное – сделал четыре лука за три дня.
В пятницу на той неделе они с женой сходили на ужин. Он проснулся до рассвета, направился в гараж и начала работать со станком. Эта нормальный режим работы, на котором все держалось.
«Мне повезло со сроками, потому что нельзя наскоком срубить дерево и сделать из него лук. Оно должно быть просушено и готово к работе. Сейчас это, как правило, годовой процесс, но по чистой случайности у меня оказался материал необходимого качества ранее, чем через год. Так же у меня был выходной день, что очень помогло», – говорит он.
Изготовление четырех луков заняло у Скрайфса от 40 до 50 часов. Он сказал, что один лук занимает у него от 10 до 40 часов или даже больше, в зависимости от причудливости конструкции.
«Но в действительности у меня было небольшое преимущество, так как, по существу, я делал один и тот же лук несколько раз, – говорит Скрайфс. – У меня получилось что-то вроде конвейерной сборки, что помогло ускорить процесс».
Несмотря на преимущества, жена Скрайфса наблюдала, какие физические нагрузки перенес ее муж.
«Когда он, наконец, закончил и отправил их, то был абсолютно вымотан, – говорит она. – Очевидно, что он вложил в них много времени и энергии, и в течение тех трех дней был так сосредоточен, что, когда он закончил, вы действительно могли бы увидеть, как он устал».
«Реквизиторы скомбинировали луки с типичными украшениями для индейцев из Восточных лесов, – рассказывает Скрайфс. – Один из основных элементов включал пучок конских волос, привязанный к луку, который индейцы использовали как указатель ветра.
«Украшение луков, определенно, было самой лучшей частью, но мне нелегко пришлось с конским волосом, так как у меня нет лошади. К счастью, у меня был коллега по работе, у которого лошадь есть, и он принес мне несколько, – говорит он. – Но я думаю, конский волос отвлекал от волос мисс Лоуренс, потому что они его отрезали. Если бы они имели хоть какое-то представление о том, через что я прошел, чтобы раздобыть эти конские волосы…»
Скрайфс так же состриг немного волос у своих детей и добавил их к тому пучку на луке.
«Я хотел, чтобы все трое моих детей были задействованы в фильме, хотя я не уверен, если Голливуд одобрил бы это», – сказал он.
Как и ожидалось, Скрайфс впоследствии стал кем-то вроде местной знаменитости.
«Это вызвало много откликов в местной прессе», – говорит Скрайфс.
Кроме того, когда он делал луки для второго фильма, то они отправили ему обратно первые, чтобы помочь вспомнить, что именно они хотели.
Скрайфс позволил своим друзьям и семье пострелять из лука, который был в фильме, и принес его в шестой класс его дочери для лучшего шоу и истории, которые когда-либо видели в академии "Perry Meridian".
Скрайфс создал еще четыре лука для второго фильма – два для Китнисс и два для Пита Мелларка, которого играет актер Джош Хатчерсон. Он пока не планирует сделать луки для третьей и финальной частей. Школьники помогали справиться со вторым раундом изготовления луков, и взяли себе по маленькому кусочку древесной стружки в качестве сувенира.
«Да, я бы автоматически стал самым крутым отцом в округе, – говорит Скрайфс. – Если бы уже не был им.»
Перевод выполнен Deruddy специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk . При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Как Джон Скрайфс стал оружейником, делающим луки для «Голодных Игр»
|