Автор романов Стефани Майер специализируется на создании сверхъестественного мира в своих произведениях. В «Сумеречной саге» она описала любовный треугольник между вампиром, человеком и оборотнем. В «Гостье» же нам представился любовный четырехугольник: один молодой человек полюбил душу, живущую в теле человеческой девушки, уже влюбленной в другого парня. Премьера фильма состоялась 29 марта. Жила надежда, что и эта адаптация, первая часть предполагаемой трилогии, унаследует хотя бы часть успеха «Сумерек».
Вскоре после публикации романа, состоящего из 619 страниц, в 2008 году Эндрю Никкол был нанят для его адаптации. «Он сразу меня покорил», - вспоминает режиссер. «Довольно часто в фильмах мы затрагиваем проблему внутреннего конфликта героя. А в нашем фильме все обострено: так вышло, что у нас буквально две личности оказались заточенными в одном теле». В мире «Гостьи» раса пришельцев захватила мир, внедряя в людей Души. Постепенно они стирали память людям, что владели этими телами ранее. Мелани Страйдер (Сирша Ронан) была одной из мятежников, что до последнего сопротивлялись иноземных захватчикам. Но и она, наконец, была поймана. Странница, Душа, помещающаяся на человеческой ладони, была вживлена в ее тело. В один момент все пошло не так, как было изначально задумано. Странница не смогла полностью подчинить себе Мелани, и они одновременно начали слышать мысли друг друга, разделять между собой воспоминания и чувства.
В книге великолепно удалось показать, как две героини общаются между собой в человеческом теле. Но изобразить это общение на экране оказалось более сложной задачей. «Поначалу мне хотелось, чтобы были слышны только мысли Мелани, человека, заточенного Гостьей в собственном теле. И мне хотелось показать их разговор с инопланетянкой Странницей. Так все казалось бы более кинематографическим», - рассуждал Никкол. Но из этого ничего не вышло, потому что тогда требовался бы человек, что за кадром читал бы голосом Ронан. «Чтобы сделать такие сцены более реалистичными для самой Сирши, ей нужно было услышать свой голос, разговаривающий с ней, в ее же голове». Поэтому Никкол «придумал небольшую хитрость». Перед съемками мы записывали все реплики Мелани. Во время этой сцены Сирша надевала маленький незаметный наушник и разговаривала сама с собой. На съемочной площадке был человек, единственная работа которого состояла в подаче ей сигнала. Это «само по себе можно считать искусством, потому что тебе постоянно нужно следить за актером, контролировать каждое его действие».
Видеть, как Ронан разговаривает с голосом в ее голове, было немного «жутковато» для большинства членов съемочной группы, за исключением, наверное, самого режиссера. «Она бродила по пустыне, всем своим видом напоминая душевнобольную. Это смотрелось великолепно».
Впервые Никкол обратил внимание на Ронан после фильма «Искупление», а в фильме «Хана. Совершенное оружие» режиссер увидел совершеннолетнюю девушку, играющую ребенка-киллера. «С самого начала она показалась мне правдивой, чуткой актрисой. Так как ей пришлось играть инопланетянку, она должна была располагать к себе зрителей, а Сиршу просто невозможно не любить».
Два актера, ставших партнерами Ронан по фильму, Макс Айронс и Джейк Эйбел, в своих ролях перевоплотились в двух молодых сердцеедов, полюбивших двух совершенно разных девушек. Айронс (сын оскароносного актера Джереми Айронса) сыграл Джареда, возлюбленного Мелани, «жуликоватыми талантами» которого Никкол восхищается. А Эйбел, исполнивший роль Иена, по словам Никкола, «казался таким молодым и достаточно чутким актером, что он точно смог бы сыграть первого человека, принявшего Душ и влюбившегося в одну из них».
Уильям Херт, сыгравший в фильме Джеба Страйдера, выжившего, неотесанного дядю Мэлани, что всегда был готов работать на себя. В фильме он предоставлял убежище для других героев, а на съемочной площадке, можно сказать, делал то же самое для молодых актеров. «Когда ты работаешь с довольно молодых актерским составом, необходимо, чтобы был кто-то такой, как Уильям, на которого в фильме действительно можно положиться», - рассказывал Никкол.
Массивные горы, скрывающие пещеру огромных размеров от чужих глаз, занимали большее фоновое пространство фильма. Если пещера была создана с помощью съемочных построек и спецэффектов, то горные массивы были настоящими. Они относятся к ландшафту в Нью-Мексико. «Прежде чем снимать, я просмотрел множество всяких мест и сопоставлял их со своими представлениями. И впервые так получилось, что я нашел место, которое подходило бы для съемок лучше, чем любые мои ожидания. Это внушало благоговейный ужас». Однако многие не могли поверить, что такие красоты действительно были созданы природой, а не компьютером. «Многие люди подходили ко мне и говорили: "Точно говорю, это компьютерная графика. Таких гор просто не может существовать". Они действительно думали, что эта местность слишком хороша, чтобы существовать на самом деле. Честно говоря, это немного разочаровывает, потому что я объездил много мест, прежде чем найти это», - рассказывал Никкол, вкладывая в голос нотки негодования.
По телефону Никкол был тих и задумчивым. Он обдумывал все и не торопился давать подробные ответы на волнующие вопросы. Даже на съемочной площадке его поведение оставалось таким же безмятежным. «Я никогда не понимал, почему на съемочной площадке все кричат. По моему мнению, крик при такой работе вовсе не помогает ускорить процесс. Все совершенно наоборот: он усложняет и замедляет работу. Я предпочитаю общаться на съемочной площадке тихо и уважительно».
Его режиссерская философия распространялась и на другие его скромные проекты. Несмотря на научно-фантастический жанр фильма и спецэффекты, используемые в нем, бюджет «Гостьи» уложился в 40 миллионов долларов. «Никто до меня раньше не рисковал ради фильма последней рубахой. Когда ты начинаешь работы над высокобюджетным фильмом, то должен понимать, что от него будут ожидать всего лучшего. Поэтому, на мой взгляд, лучше хорошо выложиться на малобюджетном фильме, чем перед премьерой грызть ногти от волнения».
При режиссуре Никкол обычно работает и над вступительными титрами, как, например, в знаменитой научно-фантастической романтической драме «Гаттака» и вышедшем в 2011 году фильме «Время». Он также был номинирован на премию Оскар в номинации «Лучший сценарий» за фильм «Шоу Трумана». Именно эти фильмы свели Майер и Никколом, когда продюсеры начали искать режиссера для «Гостьи». «Наверное, продюсеры спросили ее о любимых фильмах, снятых в научно-фантастическом жанре. И два фильма из тех, что она назвала, были моими», - вспоминал он.
Первый проект, для которого Эндрю Никкол стал и режиссером, и сценаристом, не отличался экстравагантными идеями. «По сравнению с работой по найму это было похоже на освобождение», - добродушно рассказывал он. «Обычно работая над собственными проектами, я всегда могу выбирать, в каком направлении двигаться дальше, и что стоит изменить. Когда тебя нанимают, то приходится подчиняться вкусам заказчиков, подавляя собственное мнение. Поэтому это было похоже на путь к свободе действий».
У Ронан было два стула на съемочной площадке: одно закреплялось за Странницей, второе – за Мелани. «Кто-то решил пошутить и надо мной, выделив мне два стула: первый предназначался сценаристу, второй – режиссеру», - вспоминает он. «Правда, эти части съемочного процесса никак не связаны друг с другом. На съемочной площадке приходит время режиссера». Когда он появлялся на месте, Никкол сразу «выкидывал сценариста с места съемок. В такие моменты я могу говорить о себе в третьем лице. Когда начинается работа, приходит осознание: сценарист только написал о красивом ярком солнце и дожде, а тебе необходимо воплотить его идею на пленке. Невозможно быть благодарным в процессе работы».
Для Никкола новость о Майер, «шокирующе компромиссном» продюсере, стала приятной неожиданностью. В книге, например, Ищейка, разыскивающая группы мятежников, носит исключительно черное. И все же Никкол убедил Майер, что белые одежды, тоже носящие религиозный подтекст, в фильме смотрелись бы гораздо лучше. «Мне особенно в ней нравится то, что после работы над всеми пятью сумеречными фильмами Стефани понимает весь процесс создания киноленты. Она беспокоится о романе, однако все же понимает, что фильм и книга – это разные животные».
Когда Майер предлагали какие-то изменения, связанные с образами персонажей, то писательница сразу их отклоняла, ссылаясь на пока еще ненаписанные синквелы «Гостьи». Никкол хотел, чтобы Джейк смог немного побренчать на гитаре и попеть в кадре. Режиссер уже даже собирался нанять композитора, который бы занялся этой мелодией. «Я предложил это Стефани, на что она ответила: "Нет, сейчас еще рано. В следующей части музыка сыграет определенную роль в жизни героев. Просто прими это". И мне пришлось забрать гитару у Джейка», - рассказывал он с игривой ностальгией. Даже при работе над сценарием Эндрю руководствовался одним правилом: «Сначала надо ознакомить ее с материалом. Стефани похожа на сейф идей. Из нее и слова не вытянешь, если речь идет о будущем ее персонажей».
Поработав с Майер, Никкол столкнулся с ее многочисленными верными поклонниками. «Стефани имеет огромное влияние на свои фан-клубы, и наблюдать за этим довольно странно», - подмечает он. «Сталкиваясь с ними, я подумал, что все это действие, разворачивающееся на моих глазах, напоминает особый культ». Свой опыт появления на премьере «Рассвета» режиссер сравнивает с «одним из старых концертов группы Beatles, где девочки-подростки кричат так громко, что не слышно музыку». Во время предварительного показа «Гостьи» нам приходилось регулировать особо громкие смешки и выкрики во время редактирования конечного варианта. «Нам буквально пришлось просматривать отснятые кадры на пленке и сравнивать реакцию публики на них, прежде чем переходить к следующей важной линии повествования». И все же, кажется, поклонники остались «довольны соответствием фильма книге», - с облегчением выдохнул Никкол.
Во всех научно-фантастических фильмах Никкола внимание сосредоточено ни на создании захватывающих футуристических транспортных средств для отдыха и последующей погони. В них все обращено к человеческой драме, не оставляющей никого равнодушным. В истории Майер, где акцент делается на романтических взаимоотношениях человека и инопланетной Души, Никколу представилась возможность воплотить все свои предпочтения, связанные с научно-фантастическим жанром. «В будущем меня всегда интересовало человечество, а не технологии. Наверное, поэтому меня так тянуло к этой картине». Ему также пришелся по душе неординарный и неоднозначный взгляд Стефани Майер на пришельцев. «Почти всегда инопланетяне демонстрируются широкой публике как злые, жаждущие войны захватчики. Но никто никогда не думал, что они могут в чем-то лучше подходить для планеты, чем мы сами. Они добрые, вежливые, не терпящие насилия и голода вокруг себя. И эти инопланетяне заботятся об окружающей всех природе. В книге они показаны более гуманными существами, чем люди, и это не может не заинтриговать».
Одной из проблем в научной фантастике, требующих решения, по мнению Никкола, является ее скоротечность. Майер до сих пор не написала синквел к предполагаемой трилогии, что делает позицию Никкола еще более резкой. «Сейчас я стараюсь избегать всего, связанного с моими работами в этом жанре. Даже диалогов, которые у многих на слуху. По-настоящему ценные отзывы на киноленты появятся только через пять-десять лет. И тогда придет понимание, что даже через много-много лет твоя картина все еще актуальна». В этом вопросе режиссер опирается на собственный опыт. Его фильм «Гаттака», снятый в 1997 году, сначала был запущен только в Америке, потом захватил всю Европу и вновь вернулся в Штаты. Его сценарий к фильму «Шоу Трумана», выпущенному в 1998 году, кажется пророческим. «Сейчас даже есть психологическое состояние, которое именовали в честь фильма. Называется это синдром Шоу Трумана. У некоторых людей было замечено такое состояние, находясь в котором они думали, что являются звездами собственного реалити-шоу. И сейчас я затрудняюсь ответить: горжусь ли я тем, что заболевание назвали в честь моей работы?» - скептически размышлял Эндрю Никкол.
С довольно необычным любовным четырехугольником, развивающемся в мире, захваченном бесплотными пришельцами, Майер может гораздо больше рассказать о истинной любви и дружбе, чем кажется на первый взгляд. «Ты можешь сказать о сегодняшнем дне гораздо больше, работая с миром будущего, чем мог бы, занимаясь лентами сегодняшних дней», - заметил Никкол. «Это своего рода ход троянского коня, используемый людьми прошлых лет для донесения идеи. Ты одеваешься, чтобы соответствовать другому времени. И несмотря на другую обстановку, мы все равно говорим о проблемах, которые и сегодня имеют место быть. Люди думают: "Меня все это вообще не касается, я просто буду наслаждаться фильмом". Но суть идей они удавливают, даже если этого не хотят».
Никкол, вероятнее всего, сделает еще много фильмов, среди которых, может быть, окажется и синквел «Гостьи». И все же рано говорить о его возможном участии в этом проекте, хотя своего интереса режиссер не скрывает. «Все они кажутся мне величайшими персонажами, и мне хотелось бы и дальше исследовать их. Эта история гораздо богаче и величественнее, чем все предыдущие работы Майер. Для меня и Стефани это всегда будет не простой историей любви, а величайшей. Далее, скорее всего, будут затрагиваться такие вопросы, как сосуществование в любовной связи человека и инопланетянки. Мне кажется, это прекрасная тема для размышления».
Перевод выполнен Furiae специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Эндрю Никкол экранизировал сверхъестественный роман Стефани Майер «Гостья»
|