Вспомните ту сцену в лифте в фильме «Голодные игры: И вспыхнет пламя», когда она разделась догола прямо перед трибутами Китнисс и Питом и подмигнула Хэймитчу. Или когда она материлась во время интервью. Или когда в последней части «Голодные игры. Сойка-пересмешница: часть II» она «одалживает» у Китнисс капельницу с морфием, или ее реакцию на решение Китнисс убить президента Сноу. Ее злые усмешки, вспышки и неприемлемое поведение: все это нормальные ответы безумному миру. Мэлоун пообщалась с журналом «Vulture» об изучении ПТСР, пропущенных сценах из книги и о том, что каждая женщина хоть раз в жизни должна побрить себе голову.
Каково было играть Джоанну Мейсон со всей этой ее озлобленностью? Огромный плюс того, что именно [режиссер] Френсис Лоуренс занялся историей, заключался не только в его любви к трилогии – он знал их вдоль и поперек и постоянно ссылался на них – но и в том, что до начала съемок фильма «Голодные игры: И вспыхнет пламя» он заставил каждого встретиться со специалистом по ПТСР. Я разговаривала с ним пару часов, и он порекомендовал мне несколько книг. Мысль узнать, что действительно происходит с людьми, которые переживают травматическую ситуацию, когда они находятся на краю смерти, просто свела меня с ума. Как меняется их внешность. Как меняется характер человека. Как меняется время реакции на что-то. С этого я и начала. Я прочла пару книг о тех солдатах на войне и их борьбу за возвращение домой, о злости и потере ясности между реальной жизнью и тем, что представляет их жизнь. И это сработало! Как только я начала понимать, что такое реальный ужас и злость, я осознала, что Джоанна развила это в себе, чтобы выжить. Она использует свой юмор, агрессию и непредсказуемость, чтобы не просто держать людей на расстоянии, но и чтобы защититься. Вроде ее обнажение в лифте – это ее устрашающая техника, но также это и намек на то, куда она собирается пойти. И ведь женщина может использовать свою наготу в качестве оружия, а потом кто-то мог использовать ту же наготу как оружие против нее самой, вроде вида пытки? Это дикость! Абсолютная дикость.
Когда я поняла ее суть, стало легко играть все трудные моменты - хотя держаться было сложно! Злость не согревает тебя по ночам. Но было здорово передавать ее! Это определенно супер мощная, проникающая энергия, но в то же время и выматывающая. Я помню, как на съемках фильма «Голодные игры: И вспыхнет пламя» я уходила домой, и мне иногда говорили: «Сходи развейся, выпей чего-нибудь!» А я такая: «Знаете, что? Я так устала, что сейчас просто пойду доползу до своей дыры и умру».
Ты разговаривала с консультантом, какие этапы ПТСР переживет Джоанна после полученных травм? В своей жизни она дважды переживает жестокие Голодные игры плюс еще пытки в Капитолии. Все это меняет ее поэтапно, слой за слоем? На самом деле, все это работает совсем не так, важно, где ты трижды подвержен влиянию. Сперва в твоей жизни происходит какое-то травмирующее событие, отчет идет с этой точки. Все это вроде напоминания о той первой отправной точке, хотя все может усугубляться и обостряться. Например, вертолеты могут заставлять вас чувствовать беспокойство. Или из-за этого запаха вам плохо. Существует множество переломных точек. Но большинство из них берут свое начало от травм. И ее юмор – это ее защитный механизм. Так она выживает в этом мире.
И я говорила с консультантом о юморе, и мысль расширить ее личность, сделать ее самым индивидуальным человеком в комнате, поэтому ты не должен говорить о том, как хреново в действительности ты себя чувствуешь. Существует механизм компенсации, на самом деле, он для детей – когда они не чувствуют себя нужными, когда они не чувствуют себя в безопасности, они притворяются, что они сильнее, храбрее или умнее, чем на самом деле. Было замечательно узнать все это, потому что это, что мы все делаем, даже не сталкиваясь со смертельными травмами. Эти отправные точки – то, с чем мы все работаем и справляемся в повседневной жизни.
Был ли вариант сценария, где присутствовали какие-нибудь сцены, касающиеся страха воды у Джоанны после ее пыток в Капитолии? Как она отказывается принимать душ, потому что ее били электрическим током через воду? Нет! Когда вышел сценарий, им пришлось сократить многие сцены. Но фанатам бы понравилось! Они расстроены, что много чего не попало в фильм! Я абсолютно это понимаю, потому сама была расстроена. Что-то вроде: «Где все мои сцены?! Где моменты, где я тренируюсь? Я должна быть соседкой Китнисс!» Я была бы рада все это сделать, но в этом просто не было смысла. Китнисс уже была солдатом, ну вы знаете, и ей не особо нужно было тренироваться для сражения. Она уже была отличным солдатом, так что мне кажется, они просто хотели перескочить это в истории. Так и должно быть. Не все может быть так, как в книге.
Что касается поведения Джоанны после пыток, я изучаю другие вещи: пытки, голод, желчность. Зависимость от морфия. Многое из этого было так сложно, что я думала: «Я не знаю!»
Так сложно склеить все это в одной сцене. Тогда я решила: «Ладно, мне просто нужно позволить Джоанне обнажиться». Без одежды. Без макияжа. Без волос. Без оружия. Без всяких приборов. Просто отпустить ее без штанов, без любой мало-мальски вещицы, которая у нее есть. В тот момент все, что у нее было, это ее тело. И просто дать ей сесть и попытаться поговорить с женщиной, которую она в меру терпеть не может, но бесконечно уважает, понимаете? Именно на этом я и сосредоточилась, больше на их взаимоотношениях.
Без волос, так как голоса было полностью лысая. Однако твои волосы лишь немного сбриты сзади. Остальное – это парик-лысина, компьютерная графика и лысый дублер, правильно?
Да, верно. Все потому что режим съемок был не регулярным. Я снималась только десять дней из десяти месяцев, и для меня было не совсем удобно брить голову все это время, потому что мы снимали кое-что из финальных сцен до сцен с лысиной, и было просто недостаточно времени, да и смысла в этом не было. Мы делали то одно, то другое, не по порядку – мы снимали сцены в госпитале, а потом что-то из сцен с казни, следом что-то со свадьбы, сцены за столом, потом снова казнь. Так что они сказали: «Ты не должна делать этого». Я ответила: «О, ладно».
Ты разочарована? Ведь Натали Дормер побрила голову! Я сбривала волосы для других ролей раньше! [смеется] И я была готова сделать это! Я дважды брила голову, и мне это понравилось. Впервые это произошло, когда мне было восемнадцать, и ради этого фильма я была готова остаться без волос, но потом я сорвалась и приехала на съемки лишь через два дня. Это была катастрофа, потому что я была там с ирокезом! [смеется] Я сказала: «Ладно… Что мы собираемся сделать?!» Но мне понравилось. Каждая женщина должна побрить себе голову хоть однажды. Важно увидеть, как чувствует себя голова, какие ощущения ты испытываешь, и что ты чувствуешь как женщина, когда ты лишена такого опознавательного фактора, понимаете? Таким образом вы узнаете, что такое внутренняя женственность.
К тому же это, должно быть, в некотором роде освобождает. Новый старт. Я знаю! После каждого разрыва, после каждого фильма мне всегда хочется постричься. Словно мы так заканчиваем главу в своей жизни. Но я наконец дошла до той точки, где нахожусь: «Тебе уже не двадцать! Ты не должна менять стрижку каждые две секунды. Пусть будет так.
Ты упоминала, что твоя сестра - большая поклонница истории, но когда она узнала, что ты будешь сниматься, сказала тебе: «Я просто не вижу в тебе Джоанну». Она изменила свое мнение? О, теперь она точно видит. [смеется] Я думаю, она просто вешала мне лапшу на уши. Она у меня номер один в этом деле, какой и должна быть.
___________
Примечание: ПТСР - посттравматическое стрессовое расстройство Перевод выполнен little_hamster специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Джена Мэлоун о ПТСР в «Голодных играх», а еще и почему все женщины должны побрить головы