Новый сериал BBC исследует кампанию Филлис Шлэфли в 1970-х годах против поправки о равных правах. Надя Сайед разговаривает со своими звёздами Кейт Бланшетт, Роуз Бирн и Ниси Нэш
Кейт Бланшетт никогда не была тем, кто является очевидным выбором на роль. Будучи одной из последних голливудских знаменитостей, которые отвлеклись от большого экрана, она наконец-то окунулась в телевидение с двумя далеко не героическими ролями. Первая — лидер секты в новой драме Netflix о беженцах «Без гражданства». Вторая? Одетая в пастельные тона Филлис Шлэфли — реальная антифеминистка, чья кампания против поправки о равных правах отодвинула равенство полов на десятилетия — в новом сериале BBC Two «Миссис Америка».
Бланшетт взялась за эту роль, потому что это признак наших трудных времён. «В некотором смысле я думаю, что Филлис Шлэфли представляет в Америке тот образ мышления, который до сих пор существует — и это огромный шаг назад», — говорит мне австралийская актриса, получившая «Оскар». — «Я думаю, что это та часть истории, из-за которой мы всё ещё переживаем и успех, и неудачи. Это невероятно грустно, но это также и вдохновляет меня. Для меня очень важно, что сериал продолжает поддерживать этот разговор. Что такого страшного в равных правах?»
Шлэфли нападала на идею работы вне дома для женщин и идею репродуктивного права, а также учила жён подчиняться своим мужьям. Её организация Eagle Forum способствовала женоненавистничеству. Когда эти женщины пикетировали феминистские митинги, один из лозунгов гласил: «Мой муж разрешил мне участвовать в пикете».
Так много для женских возможностей. В 1970-х годах домохозяйка стала ведущим консервативным активистом и союзником Рональда Рейгана (Дональд Трамп присутствовал на похоронах Шлэфли в 2016 году). Она сорвала принятие поправки в Конституцию о равных правах, за которую неустанно боролись феминистки, утверждая, что это заставит женщин служить в армии и приведёт к однополым бракам и гендерно-нейтральным туалетам. Так зачем же рассказывать её историю?
Для Бланшетт это способ проследить, как Америка оказалась там, где она находится сегодня, особенно в отношении прав женщин. «Как и хотела Филлис, ратификация поправки была отложена», — говорит она.
Идея поправки о равных правах (ERA), сплотившая феминисток второй волны, родилась в 1923 году. Это означало свободу абортов, одинаковые с мужчинами права на развод, а также права собственности и равной оплаты труда. ERA была, наконец, принята конгрессом в 1972 году — но она должна была быть ратифицирована (официального согласована) по меньшей мере в 38 штатах, чтобы быть включённой в конституцию.
Её удалось ратифицировать в 30 штатах, когда Шлэфли начала свою кампанию против неё, блокируя женские свободы ради поддержки крайне правых христиан.
Ратификация была продлена до 1982 года, но так и не была проведена. Срок истёк. Она так и не вошла в конституцию.
Вот почему «Миссис Америка» так актуальна сегодня, в то время как женщины по-прежнему получают на 20 процентов меньше, чем мужчины.
«Разве человек, который сейчас сидит в президентском кресле, не сказал, что этого не произойдёт?» — говорит Бланшетт. — «Я думаю, что это так же сложно, как и принятие Brexit».
Феминистки недооценили силу Шлэфли ? Коротко говоря, да. «Конечно, они недооценили, поскольку она не была хорошо подготовлена и не была известна», — говорит Бланшетт. — «Они недооценили её способности, её выносливость и её способность донести сообщение максимально просто».
Это упрощённое сообщение превращало феминизм в антисемейную риторику, и оно, безусловно, было основано на страхе. «Она смогла поселить в умы домохозяек огромный страх того, что их мир, их жизни, все силы, которые они потратили на свою семью, будут разрушены феминистками».
Поскольку ERA покончили с сожжением лифчиков, протестами и парадами топлесс, сериал сосредотачивается на том, какой вклад каждая из этих великих женщин внесла в историю, от Глории Стайнем (Роуз Бирн) до Ширли Чисхолм (Узо Адуба), Бетти Фридан (Трейси Ульман) и Беллы Абзуг (Марго Мартиндейл). Но вместо того, чтобы смотреть на каждую феминистку. как на героиню, сериал смотрит на них глазами своего противника, Шлэфли, которая противодействует им изо всех сил.
Зачем же уделять так много экранного времени подобному монстру? «До 1970-х годов политически консервативные женщины никак не были организованы», — говорит создательница сериала Дави Уоллер (бывшая сценаристка «Безумцев»). — «Филлис не только организовала таких же женщин-католичек, как она, но и обратилась ко всем другим социально консервативным религиозным конфессиям. Филлис организовала их всех в сильный блок, и они действительно стали одними из пехотинцев в революции Рейгана».
Хороший ли это сериал? Да. К счастью, шоу не выглядит, как сухая страница Википедии, подёрнутая пылью. Это больше похоже на интеллектуальную мыльную оперу «Династия», с добавлением духа мятежного законотворчества, которая изображает группу умных женщин, сплотившихся против патриархата, одетого в полиэстер. Здесь феминистки сражаются с миром — и друг с другом — при помощи остроумных слов и расширения возможностей управления. На противоположной стороне домохозяйки-антифеминистки ублажают мужчин, предлагая им бесплатные кексики и слоёные пирожные, которые они раздают на феминистских митингах.
В одной сцене Шлэфли получает кексом в лицо от протестующего левака Аарона Кея (который был серийным метателем тортов), а в другой рассказывается, как Стайнем боролась за аборт в свои неполные двадцать лет, а затем прожила свою жизнь в качестве незамужней сексуально освобождённой женщины. (Известно, что Стайнем посмотрела сериал и не одобрила его, заявив, что на самом деле ERA потерпела поражение, кроме всего прочего, от страховой индустрии, а не только от Шлэфли).
Для актёров обсуждение продолжалось и за кадром. «Мы часто сидели на съёмочной площадке: «Ух ты, снимая это шоу в 2019 году, мы всё ещё говорим о тех же вещах, что и персонажи в 1970–1979 годах», — говорит Бирн, которая играет Стайнем. — «Это довольно сюрреалистично, в некотором смысле, что мы всё ещё говорим о репродуктивных правах и равной оплате, о тех вещах, о которых говорится в сериале. В этом есть что-то жутковатое».
Одна забытая история становится здесь ключевой. Ширли Чисхолм была первой чернокожей женщиной, которая баллотировалась в президенты в 1972 году, и в сериале прослеживается её преследование со стороны всех правительственных спецслужб, и то, как она продолжает сопротивляться, несмотря на то, что другие феминистки пытаются её остановить. В другом эпизоде режиссёр «Ангелов Чарли» Элизабет Бэнкс играет ледяную республиканскую феминистку Джилл Рукелсхаус, которая сражается с Шлэфли и её WASP-командой из активистов сливок общества, недовольная ростом влияния крайне правых христиан.
Как насчёт женщины в красной шляпе? Это Белла Абзуг, адвокат из Бронкса, соучредитель Национального женского политического собрания, работавшая с Джимми Картером в Национальном консультативном комитете по делам женщин. Они со Стайнем вцепились друг другу в горло, когда дело дошло до включения республиканских феминисток в собрание (Стайнем была против этого, Абзуг была за).
«Миссис Америка» — это не просто игра на контрасте между нынешним и тогдашним или межсекционная борьба феминисток — сериал возвышает голос, который, возможно, так и не был услышан. Большая часть истории феминизма второй волны фокусируется на белых женщинах, в то время как сериал проливает свет на афроамериканских феминисток, которых никто не замечал, таких, как Фло Кеннеди, которые указывали на расизм, дискриминацию, классовое неравенство и сексизм в американском обществе и регулярно устраивали собрания в своей квартире в центре Нью-Йорка, поощряя общение активистов.
«Вы знаете, что чернокожие или люди смешанной расы нередко не получают такое же признания, как другие люди в аналогичных ситуациях», — говорит Ниси Нэш, которая играет Кеннеди в сериале. — «Я просто чувствую, что это не должно мешать тебе сражаться за правое дело, понимаешь, о чём я? Когда с тобой начинают считаться. Ты стараешься пробиться, и ты идёшь к своей правде. И в конце концов тебя услышат».
В сериале есть и забавные моменты. Сара Полсон играет Элис, вымышленного персонажа, который начинает, как союзник Шлэфли, но, узнав больше о феминизме, знакомится с идеями на Национальной женской конференции 1977 года в Хьюстоне, где она смешивает Ксанакс с коктейлями, и в конечном итоге освобождается больше, чем она могла себе представить.
Визуально шоу — это рай для любителей винтажа. Посмотрите на актёрский состав в брюках-клёш, орнаментах психоделических расцветок и кожаных жилетах, созданных в эпоху деревянных бус и хиппи-тусовок. «За десять лет мода сильно изменилась», — говорит художник по костюмам Бина Дайгелер. — «В начале 1970-х годов домохозяйки ещё носили сшитую на заказ одежду, среди них были вязальщицы, некоторые вещи они шили сами — фартуки, например. Сразу видно, кто на чьей стороне».
Хотя ERA заглохла в 1982 году, недавно была возрождена Коалиция ERA, но для её ратификации требуется 38-й штат. Они уже близки — после начала движения #MeToo, Невада подписала в 2017 году; Иллинойс в 2018 году; и Вирджиния в 2019 году — но эта поправка, вероятно, не пройдёт при администрации Трампа. Тем не менее, в последнее время более 90 корпораций, включая Apple, Google и Twitter, демонстрируют свою поддержку всем подписавшим сторонам, чтобы гарантировать гендерное равенство.
«Думаю, у всех на уме есть понятие равенства», — говорит Бланшетт. — «Это очень болезненный момент в истории человечества для многих. Единственная возможность для нас — переосмыслить наш путь в более инклюзивное будущее, где правительства работают на своих граждан — на всех своих граждан. И я думаю, что поправка о равных правах даёт всем эту возможность».
Показ «Миссис Америка» начался 9 июля на BBC Two.
Перевод выполнен Manamana специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы https://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
«Что такого пугающего в равенстве?» Кейт Бланшетт играет антифеминистку в сериале «Миссис Америка»
|