Несколько лет назад актриса Жюльет Бинош связалась со своим старым другом Оливье Ассайасом, французским режиссером. Он был со-автором сценария к фильму «Свидание», который и вознес Бинош к славе три десятилетия назад.
Жюльет сказала ему, что они должны сделать еще один фильм вместе – сосредоточенное на женщине кино с отсылками к работам одного из кумиров Ассайаса – Ингмара Бергмана, со-автором книги о котором являлся сам Ассайас. Бинош и Ассайас уже сотрудничали вместе в 2009 в составе коллектива, работающего над фильмом «Летнее время», но Бинош хотела большего.
- Мне казалось, что у нас не было возможности узнать друг друга, не было того момента, когда вы действительно, на уровне осязания, узнаете друг друга, понимаете? - вспоминает она.
- Да, ты права, Жюльет, - припомнил Ассайас свой ответ, - есть что-то, чего не хватает в наших отношениях.
Таким образом, в течение следующих нескольких лет, между съемками своего знаменитого фильма об Ильиче Рамирес Санчесе Ассайас написал для Бинош фильм «Зильс-Мария», презентованный в пятницу. Снятый на английском языке, он рассказывает историю Марии Эндерс, актрисы, не желающей мириться со старостью и переживающей потерю своего наставника. Десятилетия назад этот самый наставник сделал ее звездой, выбрав для пьесы на роль беспомощной инженю Сигрид, которая доводит зрелую любовницу Хелену до самоубийства.
Бинош – в роли Марии; Кристен Стюарт – ее персональный ассистент, американка Валентина; и Хлоя Грейс Моретц в образе восходящей юной американской актрисы собирается сыграть Сигрид, занимая противоположную сторону от Хелены, персонажа Марии, в постановке этой определяющей пьесы.
- Я не хотел написать роль для Жюльет, - сказал Ассайас. – Я хотел сделать фильм в духе Жюльет, взяв ее образ за основу. - И добавил: - И я действительно писал так все время; один из уровней этой работы заключается в том, что вы никогда не потеряете связь с тем, что смотрите на Жюльет Бинош, Кристен Стюарт и Хлою Моретц, - это факт.
И хотя фильм выпустили только сейчас, его премьера прошла в Каннах в прошлом году, когда картина заработала похвальные отзывы, но не награды, и была показана на Нью-Йоркском кинофестивале осенью прошлого года. («Манера Ассайаса трогает за душу, а его режиссура гениальна» , - написала Манола Даргис (ведущий кинокритик газерты) в The New York Times после дебюта «Зильс-Марии» в Каннах.) Бинош, Ассайас и Стюарт по отдельности встретились с нами в Нью-Йорке, чтобы поговорить об этом фильме.
Хоть сюжет «Зильс-Марии» и намекает на фильм «Свидание», где персонаж Бинош - неопытная актриса «на гребне успеха», Жюльет сказала, что ей не знакома почти парализующая тоска, которую испытывает Мария на протяжении большей части фильма. - Ее переживания связаны с чем-то из прошлого, с чем, так или иначе, она не может смириться, - сказала Бинош, попивая кофе со взбитыми сливками на углу Кросби Стрит Хотел. – Она пытается держаться за него [прошлое]; так что в каком-то смысле это кусок жизни, в котором она застряла, всеми покинутая.
Перешагнув отметку в 50 (не так давно ей исполнилось 51), Бинош производит впечатление женщины, находящейся в ладу с самой собой.
- Я не говорю, что старение – это не сложно, но мне нравится быть такой, какая я сейчас, - продолжила она. – Каждый период времени своей жизни я действительно жила, не пытаясь перескочить. Так что я не чувствую, что упустила что-то.
В «Зильс-Марии» главные и сложные отношения складываются между персонажами, которых играют Бинош и Стюарт, в кадре нет кого-то ведущего, что понравилось Стюарт.
- Если вы думаете о типичных отношениях, которые обычно видите в кино, даже о тех, которые называют «отношениями», то здесь это лишь малая часть, - сказала она. – У вас есть друзья, мама, папа, парень, девушка, муж, жена – это Мария и Валентина, - сказала Стюарт. - Все они часть единого целого, и, в то же время, все они никто друг другу.
Тщательно настроенная, с весьма напряженной осанкой, Стюарт пришла на встречу, чтобы пообщаться с нами в этом залитом солнцем зале Международного отеля Трампа на Коламбус Серкл, и с грустью бросала взгляды на зеленеющий Центральный парк, находящийся через дорогу. Это был один из тех дней, пробормотала она, когда ей хотелось бы быть снаружи. Конечно, если какая актриса и будет узнана в мгновение ока в этом переполненном туристами уголке Манхеттена, то это она. Эта действительность жизни Стюарт, с ненасытными до ее личной жизни таблоидами, вдохновляет ее роль Валентины, которая работает помощницей Марии, с особым юмором отражает ее нападки, выполняя работу, граничащую с унизительной, и, в то же время, помогает начальнице управлять ее капризами и «звездной» вульгарностью, что в определенном смысле напоминает саму Стюарт.
- Я ухвачусь за любую возможность поработать с Оливье снова, - сказала Стюарт, которая в конце прошлого года получила «Сезар» (награду, называемую «французским Оскаром») за исполнение роли Валентины, став первой американской актрисой, выигравшей этот приз. – Но вся эта [кино]индустрия, признание ее нелепости буквально заставили меня испытать головокружение. Я едва сдерживала веселье, просматривая каждую строчку.
По словам Стюарт, работа с Бинош не давала ей расслабиться.
- Она словно эксцентричная, чумовая, странная, но блестяще умная и своевольная, величественная сильная женщина – она крутая, - заключила Кристен. – Она сочетает в себе все, что вы хотели бы видеть в Жюльет Бинош. На протяжении большей части фильма Валентина и Мария проводят время в уединенной швейцарской деревушке Зильс-Мария, где Валентина помогает запутавшейся Марии подготовиться к роли Хелены, которую изначально играла актриса, презираемая Марией. Ассайас выбрал направление своей работы, когда во время прогулки увидел феномен, происходящий с облаками, которые, подгоняемые ветром, подобно змеям вились между горными хребтами. - Неожиданность происходящего вылилась в идею о месте, где время, олицетворенное этим одновременно красивым и пугающим облаком, запечатлелось в памяти, - сказал он прошлой осенью для этой статьи. В конце концов, после борьбы против самой себя, а также против Валентины, Мария, наконец, находит «точку покоя», репетируя с героиней Моретц и придавая роли молодой актрисы новую трактовку. - Единственное будущее для нее – измениться, и благодаря этому конфликту она выросла, отпустила прошлое, - сказала Бинош. – Это очень тронуло меня. Такое отдаление всегда болезненно. Болезненнее только, на самом деле, неприятие, сопротивление этой боли. И когда мы перестаем сопротивляться – происходит волшебство. Перевод выполнен Shantanel специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
«Зильс-Мария»: Новое интервью о фильме для NY Times
|