В классическом понимании феминизм определяется как вера в то, что женщина в цивилизованном обществе должна иметь те же права, свободы, выборы, привилегии и выгоды, что и мужчина. Учитывая это весьма относительное понятие, думаю, большинство рациональных людей, как мужчин, так и женщин, причислили бы себя к феминистам. В моем понимании идеал феминизма не тот, в котором женщина постоянно принимает верные моральные и/или профессиональные решения или делает выборы, которые способствуют их собственной независимости, но тот, в котором они (женщины) имеют свободу выбора, право поступать так, как они желают. Поэтому у меня возник вопрос: Почему Сумеречная Сага по своей природе является антифеминистской? Я сейчас говорю лишь о фильмах, не о книгах, но едва серии чуть развернулись, все внимание сосредотачивается на одном: Белла Свон (Кристен Стюарт) безжалостно преследует одну единственную цель – вступить в долгосрочные отношения с Эдвардом Калленом (Роберт Паттинсон), несмотря на любые препятствия и конструктивную критику, что встают у нее на пути. Мы можем не согласиться с выбором Беллы относительно мужчин, но, как я уже здесь писал, я не до конца уверен, соглашаются ли с ней сами фильмы. Более того, если феминизм выступает за то, что бы женщина имела право выбора прожить свою жизнь такой, какой она видит ее сама, тогда разве ее настойчивое стремление к Мистеру Каллену не является самим по себе феминистским качеством, ведь это был истинный выбор Беллы?
Белла не единственная девушка в Сумеречной Саге, но когда дело доходит до обсуждения, все интересуются, почему эта самая Сага вызывает столь великое женское преклонение. Даже если мы раскритикуем политику Беллы «помереть ради парня», она ведь не единственный пример женственности на экране. Взять к примеру тех же Беллиных подружек-одноклассниц. Черт возьми, персонаж Анны Кендрик, Джессика в открытую опровергает так называемый искренний выбор Беллы, как бы между строк в своей речи в честь окончания школы в "Затмении", так и прямым текстом в самом начале "Рассвета. Часть 1", как бы невзначай интересуясь, с чего бы это восемнадцатилетняя девушка выходила замуж, если она, конечно, не беременна. И практически каждый человек и получеловек-полуоборотень проводит приличную часть всех четырех фильмов, втолковывая Белле, что НЕ стоит связываться с кровопийцей, пусть даже таким симпатичным, с которым она познакомилась в Старшей школе на уроке биологии (даже если у персонажа Тэйлора Лотнера, Джейкоба, личные мотивы). Даже Эдвард, казалось бы пытается поговорить с Беллой на эту тему накануне их свадьбы.
Но несмотря на то, как в фильмах рассматриваются выборы Беллы на протяжении всей Сумеречной Саги, они отображены исключительно как «ее выборы». Это ее выбор провести собственную жизнь с Эдвардом. Это ее выбор быть обращенной в вампира. Это ее и только ее выбор отказаться от аборта, когда плод угрожает ее жизни. Небольшое отступление, но большинство разговоров касательно последнего фильма шли о том, что одним из очевидных качеств фильма стала пропаганда против абортов. Но стоит учесть, что эти эксперты упустили тот факт, что агитация против абортов идет не в сторону женщин, выбирающих аборт, а именно для тех, кто имеет доступ к законному и безопасному аборту, если уж они этого хотят. Скажу даже больше, за те полчаса четвертого фильма Белла, в общем-то, кажется единственным героем из всех, которая не хочет прерывать беременность, так что если мы (зрители) не согласны с этим решением, мы однозначно не одни такие, и не только нас «демонизировали» за подобное суждение. Знаете, весь сценарий можно прочесть, как нечто о женщине, отвергающей мужчину, желающего указать ей, что следует делать с ее телом. Ах еще, для заметки. Этот великий страх, мол, малыш, будучи наполовину вампиром, наполовину человеком, убьет ее во время беременности и эээ... Белла в самом деле умирает, поэтому те, которые были за аборт, все же ведут со счетом 1:0.
Несмотря на агитации "Рассвета" против аборта, феминизм не в том, что бы заставлять женщин выбирать независимый путь, но именно в том, чтобы предоставить женщинам выбор принять собственное разумное решение. Ну, к примеру, более не является чем-то постыдным решение женщины становиться домохозяйкой, «предавая себя», а вот осуждать работающих матерей, словно наносящих вред своему домашнему очагу, очень даже… Мы спорим о том, каким же является «правильное» решение для современных женщин, не понимая, что феминизм это не факт того, что одна женщина сделала этот выбор, а другая нет, но в том, что у нее есть этот самый выбор. Белла Свон - здоровая, умная молодая женщина, которая принимает абсолютно сформированное решение насчет собственной жизни. Мы можем не согласится с этим выбором, можем сказать, что это самое решение делает из нее типичную модель молодой девушки (этот спор оставим на другой раз), но почему же Белла считается антифеминистским персонажем? Феминизм о женщинах, у которых есть выбор прожить собственную жизнь так, как им того захочется. И это как раз то, что и делает Белла едва ли не в каждом эпизоде Сумеречной Саги. Белла Свон возможно и не является идолом подражания в обычном смысле этого выражения, но она бесспорно яркий пример феминизма в своем чистейшем, едва ли не идеалистичном виде.
А теперь вы можете сказать мне, почему я не прав. Является ли женский персонаж антифеминистским, потому что она принимает решения, которые совпадают со стереотипным, частично оправданным стилем жизни, или Белла феминистка, потому что она борется за свое право делать собственный выбор, за то, чтобы ее выбор уважали ее друзья, семья, сверстники? Оставляйте свое мнение ниже в комментариях.
Скотт Мендельсон. Перевод выполнен ZлюChка специально для сайта www.twilightrussia.ru. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт и автора перевода.
Вопрос дня: Почему героиня "Сумерек" Белла Свон не является феминисткой?
|