Самая неотразимая экранная пара года в картине Тодда Хейнса о настоящей и горькой любви.
Нью-Йорк начала 1950-х, полный надежд и сигаретного дыма. Терез Белливет, юная продавщица отдела игрушек тоскует в предрождественской суете. Под Рождество все ждут чуда, и оно происходит. К прилавку подходит очередной покупатель — и продавщица влюбляется с первого взгляда. Неудобная, неправильная любовь: этот человек гораздо старше ее, принадлежит к другому социальному кругу, обременен семьей и как раз проходит через бракоразводный процесс. А еще — это женщина.
«Кэрол» — экранизация культового романа Патриции Хайсмит «Цена соли». Романа о любви, свободе и неизбежности выбора. Книга, как и фильм, не о том, как общество воспринимает лесбийскую любовь, а о самой любви — настоящей и горькой. О том, как два человека, чувствующие себя чужими в этом мире, в этом обществе, в этом времени, могут разглядеть друг друга в толпе.
Патриция Хайсмит, известная своими мрачными психологическими детективами, опубликовала «Цену соли» под псевдонимом в 1952 году, еще до прославленного «Талантливого мистера Рипли». И эта книга стала первым американским романом о лесбийской любви, где герои не сводили счеты с жизнью из-за своей сексуальной ориентации.
Режиссера Тодда Хейнса привлекло то, что герои ведут себя, как в детективе, а сама их любовь похожа на преступление. И не только потому, что они встретились в чопорном Нью-Йорке 1950-х. Просто любовь всегда сродни преступлению: подобно злоумышленнику, который планирует пути отхода, надеясь, что его не поймают, влюбленные пытаются предугадать реакцию партнера и понять, что делать дальше.
Все фильмы Хейнса — o людях, которые не знают, на что способны и что с ними будет. Зритель невольно чувствует себя их сообщником. Персонажи его лучших картин, похожие на заводных кукол, пытаются справиться с безжалостными человеческими эмоциями.
Самая известная драма режиссера «Вдали от рая» — о белой домохозяйке, которая влюбилась в 1950-е годы в черного садовника. Его ранний фильм «Спасение» — о растущей паранойе. «Меня там нет» — о разных и одинаково ненастоящих личинах Боба Дилана (звезда «Кэрол» Кейт Бланшетт играла одну из его ипостасей).
К киноклассике Хейнс всегда относился как к лучшим декорациям. «Вдали от рая» дышал картинами Дугласа Серка. В рок-калейдоскопе «Меня там нет» мелькали нуары и Годары. «Кэрол», на первый взгляд, строится в точности как мелодрама 1945 года — «Короткая встреча» Дэвида Лина, один из самых печальных и романтических фильмов о любви.
Обе ленты начинаются со встречи двоих влюбленных в кафе и ею же заканчиваются. Даже жест прощания в «Кэрол» тот же, что и в «Короткой встрече». Кажется, что Хейнс, как и в своих предыдущих работах, помещает персонажей в атмосферу классических фильмов и смотрит, как они плавятся от реальных чувств, невозможных в том, ушедшем кинематографе.
Однако «Кэрол» не выглядит ни стилизацией, ни ностальгическим путешествием по мировому кино. В фильме ищет — и находит себя — реальный Нью-Йорк 1950-х, город с фотографий Сола Лейтера или Вивиан Майер, город, который еще не знает, на что он способен. Неслучайны и номинации на «Оскар» за костюмы и лучшую операторскую работу. И конечно, за женские роли. Кейт Бланшетт и Руни Мара — пожалуй, самая яркая экранная пара года. В сияющую, парящую над миром, но одновременно сломленную светскую львицу Бланшетт невозможно не влюбиться. Руни Мара оказывается для нее идеальной партнершей. Их героини отражаются друг в друге, не теряя себя.
Хейнс сделал почти невозможное: стряхнул с любовной драмы нафталиновую пыль. В «Кэрол» нет ни вызова, ни феминистского задора, ни социальных заявлений. Есть лишь две женщины друг напротив друга. Одна, в дешевом красном рождественском колпаке, никогда не говорит «нет». Другая, в элегантной красной шляпке, всегда получает то, что хочет. И обе еще ничего о себе не знают.
За информацию спасибо сайту http://thr.ru.
Рецензия: «Кэрол» с Кейт Бланшетт и Руни Марой
|