Оказывается, совместная работа одного французского режиссера, одной мировой известной персоны и двух молодых американских звезд способна сорвать банк. «Зильс-Мария» - это удивительное сочетание самосознания и эмоционального поиска, рассказывающее историю, которая затрагивает время, известных людей и метеорологические явления.
Режиссера Оливье Ассайаса и актрису Жюльет Бинош объединяет общая история, ведь Ассайас, впервые написавший сценарий полнометражного фильма, был со-автором Андре Тешине в фильме «Свидание» (фр. «Rendez-vous», 1985), который сделал Бинош звездой. Они не работали вместе, пока в 2008 году Бинош не появилась в составе его семейной драмы «Летнее время» (фр. «L'heure d'été»). После этого Бинош попросила Ассайаса написать что-нибудь для нее, чтобы потом она исполнила эту роль.
Он выполнил ее просьбу и вернулся с «Зильс-Марией», ненадежным скользким трактатом о личности, талантливой артистке и течении времени. Бинош играет Марию Эндерс, известную актрису, которая вот-вот появится на сцене в новой версии пьесы, когда-то сделавшей ее звездой. Однако теперь ей достанется роль увядающей зрелой дамы, а ее бывшая партия - соблазнительной молодой инженю (от фр. ingénue — «наивная») - отойдет к пользующейся в таблоидах дурной славой старлетке (Хлоя Грейс Моретц). Верная Эндерс ассистентка Валентина (Кристен Стюарт) прикладывает все силы, чтобы держать начальницу в рамках, при этом стараясь сохранить чувство собственного достоинства.
- Мы друзья, но это не значит, что я хорошо знаю ее, - сказал о Бинош Ассайас на Международном кинофестивале Торонто, который прошел осенью прошлого года. – Как живет Жюльет изо дня в день? Не имею понятия. Часть Марии списана с Жюльет, та часть, которую я знаю, а часть – с того, что я придумал.
- В какой-то момент я понял, что один уровень фильма заключался в том, что это та картина, где личности актеров никуда не уходят, - сказал он. – Обычно в фильмах ты забываешь о них, ты пытаешься стереть все, что можешь, независимо от того, что это за актер. Зрители фокусируются на персонаже. Здесь все наоборот.
Это фильм, в основном на английском языке и презентованный 10 апреля в Лос-Анджелесе, становится изнаночной вариацией «Все о Еве» или, возможно, сосредоточенной на женщинах версией «Бёрдмэна», основанный не только на персонажах внутри драмы, но и на подавляющем общественном восприятии Бинош, Стюарт и Моретц. Актрисы смело преподносят себя, свои образы и то, что зрители знают (или думают, что знают) о них, в самом фильме. Неожиданно было увидеть так много Бинош, лауреатки премии «Оскар» за фильм «Английский пациент», в недавнем крупнобюджетном «Годзилла».
- Мне он всегда нравился, даже при том, что на деле я не знаю его, - сказала Бинош об Ассайасе, так же находясь в Торонто. – Так что своим предложением написать сценарий и снять вместе фильм я будто бы говорила: «Вот она я. Ты готов?»
- Я думаю, он написал сценарий в ответ на мое предложение, и потом это выглядело как: «Это мой подарок, а теперь твоя очередь».
После премьеры на прошедшем в том году Каннском кинофестивале фильм пошел дальше, побывав на престижных осенних фестивалях, в том числе в Торонто, Нью-Йорке и на Лос-Анджелесском AFI Fest. Затем, в феврале, Стюарт стала первой американской актрисой, завоевавшей награду «Сезар», кинопремию, называющейся французским «Оскаром», забрав приз в категории «Лучшая женская роль второго плана». (У Стюарт есть и другое несмываемое напоминание об этой роли – для фильма она сделала татуировку на предплечье, чтобы все было по-настоящему.)
- Весь этот опыт открыл мне дверь в мир, который до этого был мне неведом, - не так давно сказала Стюарт по телефону из Лос-Анджелеса. – Здесь есть готовность рисковать – то, чего не встретишь в американских фильмах. Они не чувствуются спланированными, но завершенными и раскрытыми. Эта роль открыла во мне что-то, это было волнующе. Я работала еще с того времени как была ребенком, а этот опыт был освежающим и захватывающим, вот почему я люблю делать это.
Когда фильм находился еще только на стадии разработки, существовала вероятность такого расклада кастинга, при котором Миа Васиковски сыграла бы Валентину, а Стюарт досталась бы другая роль, по ее словам «супер скандально-известной личности», которая бы более прямо указывала на нее, как на звезду франшизы «Сумерки». Однако, как только кастинг был утвержден с Бинош и Стюарт на роли звезды и ее ассистентки, прошлые разработки были забыты.
- Действительно занимательная динамика между Жюльет и Кристен была совершенно неожиданной, - сказал Ассайас. – Я понятия не имел, что это зайдет так далеко, или что они усовершенствуют ее во что-то убедительное. Это было чем-то, что я имел честь наблюдать и чем постепенно воодушевлялся. До тех пор, пока она не исчезла, необходимо было развивать ее все больше и больше.
В сцене в баре казино, затерянного в швейцарских Альпах, Бинош незапланированно «выплюнула» от неожиданности воду, отреагировав на что-то сказанное Стюарт; в другом моменте Стюарт внезапно коснулась лица Бинош обезоруживающе нежным жестом.
- Это такая вещь, которую Кристен придумает и сделает лишь раз. Никогда дважды, - сказал Ассайас. – Должен сказать, она очень пленяющая актриса. Я не думаю, что когда-либо работал с актрисой, которая имела бы такое понимание собственного тела. У нее есть это невероятное знание своих движений, обычно присущее танцорам.
- В то же время она полностью открыта и может влиться в моменты импровизации. Это то, что ей дано не от природы. На самом деле, это то, что Жюльет действительно раскрыла в ней.
В будоражащей серии сцен, которые образуют сердце фильма, Бинош и Стюарт репетируют пьесу в уединенной горной хижине. Это может дезориентировать, говорят они как персонажи постановки, исполняющие свои роли в кино, или, что наиболее интригующей, это их настоящие «я», сталкивающиеся с реалиями актерского мастерства и известностью.
В роли Валентины, с учетом смело сделанных ремарок на подростковую аудиторию, фильмах об оборотнях и актерском мастерстве, приобретенном благодаря фильмам франшизы, бывают моменты, когда особенно кажется, что Стюарт обращается напрямую к аудитории, показывая свои собственные ощущения, вызванные конфликтом славы и искусства. В некотором смысле персонаж может сказать то, что актриса, исполняющая его роль, не может.
- Я не имею права говорить им, - соглашается Стюарт, - но кому-то со стороны, им позволено говорить о чем-то откровенно, потому что это не говорится «в лицо». То есть, они не будут осуждены за то, что, так или иначе, проявили черствость. Вы будто находитесь за какой-то очень тонкой перегородкой, это похоже на: «Я все еще обдумываю это».
- И, кстати, я не имела никакого отношения к диалогам, они были написаны раньше, чем я стала частью этого. И Оливье не планировал найти кого-то, у кого был бы личный опыт с тем, о чем она говорила, просто так сложилось. Вы можете видеть в этих сценах, как я сдерживаю радостный смех.
Это живое чувство захвата чем-то необычным наполняет фильм содержанием на протяжении всей ленты, вплоть до самого конца. В захватывающий дух момент Бинош в одиночестве стоит на склоне горы в Долине Энгадин (Швейцария), когда феномен «Змея Малойя», облака необычной формы, двигаются по перевалу.
Легко представить проходящие за ожиданием нужной погоды дни во время съемок фильма, хотя современные зрители могут также, разумеется, предположить, что кадр был создан с помощью цифровых эффектов. Ассайас допускает участие некоторого обмана, в то время как Бинош считает, что для жизни «духа фильма» некоторые вещи лучше оставить неопределенными.
- Я не собираюсь раскрывать секреты «змеи». Я не раскрою правду об этом, - сказала она. – Вы должны остаться с поэтичными мыслями о том, что это просто правильный момент. Женственность – это загадка. Ею она и должна остаться.
Перевод выполнен Shantanel специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
«LA Times»: Неожиданная динамика Кристен Стюарт и Жюльет Бинош в «Зильс-Марии»
|