Неизбежный момент наступил: фильмы Сумеречной франшизы близятся к завершению. Но они оказали такое воздействие на массовую культуру, что это будет влиять на Голливуд еще в течение многих лет. И в большей части жизнестойкость этих фильмов обусловлена музыкальным оформлением. Во всех пяти фильмах три композитора создавали свой бренд с блестящей атмосферой, проникновенными образами и ощутимой романтической энергией.
Пожалуй, никто не был более эффективен, чем Картер Бёруэлл, который заложил основу этого звукового пейзажа с первых «Сумерек». И, благодаря удачному стечению обстоятельств, он смог вернуться и завершить цикл в обеих частях «Рассвета». Прочтите о том, как мы провели время с человеком, сделавшим музыку к этим фильмам столь запоминающейся.
Вы знали, чем закончится «Рассвет. Часть 2», пока вы на самом деле не приступили к этому?
Я знал довольно много об этом. Я читал сценарий обеих частей до начала съемок, так что я понимал основную идею того, куда мы движемся. И одним из самых важных музыкальных элементов была тема Ренесми, которую я должен был сочинить даже до съемок первой и второй части.
Оба фильма снимали вместе, и там была сцена, где Роберт Паттинсон играет этот фрагмент на пианино для Ренесми, и затем она играет его вместе с ним, и наконец, она играет его сама. Так что это должно было быть написано до начала съемок. Так что да, у нас был подробный план нашего пути. По мере развития серии, музыкальная основа становилась все шире и экспансивнее. Было ли это просто из-за того, что развивалась история, или было частью вашей реакции на работу Александра Деспла в «Новолунии» и Говарда Шора в «Затмении»?
На самом деле я не брал в расчет тему к «Новолунию» или «Затмению», потому что я не был знаком с ними. Но одно, что изменилось в серии, это то, что персонажи повзрослели в жизни и своих жизненных ситуациях: брак и родительство, и проблемы более широкого масштаба, такие как принадлежность к вампирскому сообществу и то, как это вписывается в остальной вампирский мир. Все просто становится больше и больше.
Замысел оригинальных «Сумерек» в том, что вы наблюдали за обычными подростками, которые ходят в обычную школу. И к тому моменту, когда вы добираетесь до двух последних фильмов, не остается уже ничего обычного. Так же в истории почти не остается людей, так что изменилась вся окружающая действительность. Было ли сложно для вас удержать такой уровень реалистичности, на котором зрители могут все еще держать связь с персонажами, даже когда вы имели дело со множеством сверхъестественных персонажей и все более невероятными ситуациями?
Это было довольно сложно, особенно, когда все меньше и меньше экранного времени уделялось «человеческим» вещам, и это особенно характерно для «Рассвета. Часть 2», потому что Белла больше не человек, единственный человек, которого вы видите – это её отец, который показывается время от времени. И, если говорить прямо, многое из того, что происходит в фильме, вообще «нечеловеческое».
Так что всегда, когда есть моменты, когда люди вместе испытывают близость или сомнения, я стараюсь, насколько это возможно, воспользоваться таким преимуществом, чтобы быть ближе к реальности. Я думаю, большая часть сверхъестественного в книгах в большей степени метафорична и предназначена, чтобы отразить настоящие человеческие переживания. Но да, как вы сказали, когда большее количество экранного времени посвящается людям, летающим по воздуху и делающим что-то необычное, немного сложнее сохранять это более реалистичным.
Повлияло ли то, что вы сочиняете преимущественно для женской аудитории, на ваш выбор какой-либо композиции в этой серии?
Я старался не думать об этом в таком аспекте. Я понимаю, о чем вы говорите, потому что я получал письма от фан-сообщества, и я знал, что поклонники - преимущественно женщины. Но я на самом деле не думал об этом в процессе творчества. Главное, что я стараюсь делать, как предполагал ваш предыдущий вопрос, это сохранять музыку в некотором смысле честной по отношению к персонажам и стараться найти тот человеческий элемент и подчеркнуть это. В этом смысле, это должно проявиться независимо от того, кто зрители.
Один из моментов, который я оценил в вашей работе за эти годы, даже если оглянуться на «Просто кровь» и «Психо 3», это цепочка взаимосвязанных характеристик. И хотя некоторые из этих персонажей - настоящие монстры и просто отвратительны, то, как вы строите музыку, даст возможность зрителю/слушателю все-таки найти способ объяснить, почему они [герои] оказались в таком положении.
[Смеется] Это замечательно. Я надеюсь, что то, что я стараюсь сделать с фильмом, добавит глубины и удержит мир от поверхностности и упрощения. В процессе сочинения, моя музыкальная поэзия очень проста, но я, в самом деле, стараюсь не упрощать мир этого фильма, и не делить людей однозначно на хороших или плохих людей, а каким-то образом показать темную сторону героя или что-то хорошее в плохом парне. И иногда это может представлять собой некий вызов.
Как например, Вольтури (плохие парни) на самом деле живут в совершенно другом мире, даже по отношению к положению, в котором оказывается Майкл Шин [Аро], из-за совершенно другого стиля игрыповедения, чем у других. И это сложно, найти что-то вызывающее симпатию, что-то уязвимое, но это есть в нем! Но да, при каждой возможности я стараюсь раскрыть обе стороны персонажа.
«Сумерки» начинались как что-то очень личное и внутреннеориентированное, почти как интеллектуальное путешествие. Но в «Рассвете – Часть II» внешние силы приобретают все более доминирующее влияние там, где глубоко личные моменты практически исчезают. Как вы музыкально устраняете разрыв между заботой о ребенке и подготовкой к битве? [Смеется] Музыкально мы решили эту проблему посредством музыкальной темы, развиваемой нами с первого фильма. И мы могли обращаться к этой теме, чтобы напоминать себе об истории и разных аспектах персонажа. И вы правы, вопрос в том, что сущность героев в этом фильме проявляется во время битвы. И около 30 минут музыки фильма – это музыка Большой битвы.
Но еще внутри этого есть моменты «Колыбельной Беллы» и темы Ренесми, потому что нам нужно продолжать напоминать себе об этих персонажах и том, что они значат… Так что даже если все нарастает, материал такой же, как и в начале - с гитарой и пианино, и маленьким ансамблем, который мы использовали фоном в первый раз. В музыке к фильму «Сумерки» мне очень понравилось то, что она очень просто могла становиться явно драматичной и тоскливо депрессивной, такой, которую, наоборот, трудно слушать как музыкальный продукт, но, кажется, что вы вовсю стараетесь вводить что-то внезапное и крайние музыкальные решения, чтобы сделать их интересными, и вовлечь слушателя. Я говорю особенно про такие моменты, как элементы ужаса в сцене «Что ты видишь в зеркале» (из первой части «Рассвета») и дикое бахвальство в сцене «Североамериканский вампир» (во второй части).
Сразу же скажу, что для меня было сложной задачей сочинить музыку, которая никогда не прерывается в фильме, особенно в этих двух частях «Рассвета». Они похожи на традиционную мелодраму, где заканчивается один фрагмент музыки и начинается другой, и музыка играет практически постоянно. Для «Рассвета. Часть 2» музыка к фильму – почти 90 минут – где на самом деле музыка играет беспрерывно. Так что, чтобы это было приятно для меня самого, я поддерживаю её изменяющейся настолько, насколько могу, и нахожу разную тональность.
И временами мы берем эту мелодраму и стараемся обратить все в шутку и совершенно выйти за рамки или я пытаюсь добавить что-то неожиданное. Например, в «Рассвете. Часть 2» есть представление дюжины новых персонажей, когда вампиры со всего мира собираются вместе. И невозможно сочинить новую тему для каждого отдельного персонажа.
Но «Североамериканский вампир» был написан для персонажа по имени Гаррет, который говорит о том, что был участником войны за независимость, но он одет скорее как член рокерской группы. Так что в музыке я попытался объединить американские мотивы и рок. Я включал такой сильный музыкальный рефрен, что я мог добавлять некоторых из этих персонажей, которые появлялись и двигались очень быстро. Там просто происходило так много всего, и так много персонажей в фильме, что это стало нормой. И это просто одна их тех вещей, которые я старался делать, чтобы поддерживать разнообразие и избегать одинакового звучания.
В релизах саундтрека к «Рассвету» вы вносите по одной музыкальной композиции в каждую часть. Для «Рассвета. Часть 1» вы создали «Love Death Birth», и для «Рассвета. Часть 2» вы предложили «Plus Que Ma Propre Vie» [по-французски «Больше, чем моя жизнь»]. Были ли они написаны до основной музыки к фильмам или они были подготовлены специально для саундтреков?
Они были подготовлены специально для саундтреков, и у меня смешанные чувства в отношении них. В саундтреке к первым «Сумеркам» изначально не планировалось добавлять что-то от меня. Но как только была сочинена и записана «Колыбельная Беллы», это стало одним из важных аспектов фильма, о котором режиссер Кэтрин Хардвик на самом деле думала, что это должно войти в саундтрек. И я думаю, что это имело абсолютный смысл.
Но впоследствии, каждый композитор (в том числе и я) включал композицию в саундтрек. И я на самом деле не вижу, как они соотносятся с песнями. Если вы спросите меня, кажется, они не очень хорошо вписываются в песни. Я думаю, что это просто стало традицией Сумеречной серии, и когда мы подошли к двум последним фильмам, меня попросили создать композицию для них, так что я сделал это.
Что ж, что мне нравится в этом, особенно в последних двух [фильмах], так это то, что им присущи свойства симфонической поэмы, и не знаю, возможно я слишком философски отношусь к этому. Но «Love Death Birth» на самом деле кажется символом трансформации или роста Беллы до кого-то или чего-то, кем она является сейчас. И «Plus Que Ma Propre Vie» начинается с конца этого и отступает, показывая, что она всего-навсего винтик в колесе, и не настолько важная составляющая в грандиозном плане, как она, возможно думала.
Это интересно. Мне нравится ваша интерпретация, особенно «Love Death Birth» - есть определенная форма этого, которая соответствует ощущению Беллы в этом фильме. Мне было тяжело найти такую форму, как в «Рассвете – Часть II», но я принимаю ваше объяснение… Это так же хорошо, как все, что я понимаю о том, что это означает.
И затем, чем больше я думаю об этом, тем больше понимаю, что в целом Сумеречная Сага представляется некоторой аллегорией текущей политической системы США.
[Смеется] Что ж… [Смеется] Должен сказать, особенно во время работы над второй частью «Рассвета» было время, когда это ощущалось… больше, чем несколько раз. Я не хочу сказать, что это было намерение Стефани Майер или студии, но в монтажной, определенно, это чувствовалось много раз. Люди не могли не заметить, даже если это совпадение. Но я согласен, что в некоторых аспектах можно провести параллель с американской политической системой. Теперь, когда путь «Сумерек» подходит к концу, оглядываясь назад, хотели бы вы внести свой вклад в «Новолуние» и «Затмение»?
Да, хотел бы. Воспринимая всю серию фильмов как одну совокупность событий, мне бы понравилось участвовать в этом путешествии. Когда мы подошли к «Рассвету. Часть 1», где были персонажи, к которым мы не обращались в первых «Сумерках» - у Джейкоба практически не было музыкального воплощения или темы. Он вырос в самостоятельного персонажа в «Новолунии» и «Затмении». Я на самом деле хотел бы принимать участие в развитии его персонажа. Но в то же время, меня не смущало то, что я так много пропустил.
Я так счастлив, что Билл Кондон был выбран режиссером этих фильмов, так что мы смогли сделать это вместе. Честно говоря, многое из того, что было приятным в процессы работы над фильмами, это работа с режиссерами. Я не работал с режиссерами «Новолуния» и «Затмения», но это было огромным удовольствием работать с Кэтрин над первым фильмом и с Биллом - над последними двумя. Должно быть, приятно было бы работать и с другими режиссерами, но я не жалею об этом.
Побывав частью такой франшизы, по чему вы будете больше всего скучать?
Я бы сказал, что другие фильмы, на которые я потратил большую часть моей деятельности, не играли такой роли в массовой культуре. Это фильмы, которые мне нравились, и которыми восхищаются люди, но у них нет такой новизны, что есть в «Сумерках». Это действительно был уникальный опыт для меня. Я никогда не думал, что буду работать над фильмами, которые будут ТАК популярны, и что я буду завален письмами фанатов. Я никогда не ожидал, что это произойдет. Так что это был приятный сюрприз, и это было приятно - быть частью чего-то подобного. Но, я не думаю, что буду сильно скучать по этому, я просто вернусь к работе над моими независимыми художественными фильмами. Тогда как музыка к Сумеречным фильмам настолько тематична и может быть воспроизведена в минималистичном виде на минимальном количестве инструментов, думали ли вы иногда о том, чтобы написать музыку к «Сумеркам» для концертного исполнения?
Это предлагалось, но я мало интересуюсь тем, чтобы музыку к фильму «вынимать» из него и исполнять [отдельно]. Поскольку это предлагалось, я исполнял некоторые из моих произведений для фильма в небольшой компании друзей. И в такой ситуации это немного забавно для меня, потому что мы можем импровизировать и заново это переосмысливать, и это мне интересно.
Но, говоря в целом, идея превращения музыки к фильмам в концертные версии не привлекает меня. Но, это что-то, что кто-то другой мог бы захотеть сделать. [Смеется]. Мне нравится сочинять музыку, и когда это написано и записано, мне не интересно слушать это снова, я предпочитаю двигаться к чему-то еще. Если я пойму, что у меня очень много свободного времени, то, возможно, я бы рассмотрел это.
Меня постоянно беспокоит то, что в музыкальной теме фильм за фильмом вы практически выходите за рамки этих фильмов, но по тем или иным причинам, вас игнорирует Академия. Вы переживаете о том, что по каким-то причинам ваши работы оставляют без внимания из года в год? Я знаю, что множество людей были огорчены тем, что фильм «Железная схватка» был дисквалифицирован пару лет назад.
Я испытываю смешанные чувства в отношении всего этого. Я на самом деле чувствую себя прекрасно от того, что не вовлечен в эту гонку. Но люди, которые создают фильмы, довольно настойчивы в том, что бы вы представили музыку к фильму, потому что это реклама для них. Так что, не то что бы у меня был выбор в этом. Но как только вы включаетесь в гонку, вы хотите сделать лучшее из того, на что способны.
Да, я был расстроен из-за «Железной хватки», но я также понимаю решение Академии, принятое в отношении неё. Конечно, часть была заимствована из протестантского гимна 19 века. Дело в том, что трудно сделать из музыки соревнование. И когда ты собираешься сделать это, кажется, что такие правила деспотичны, и способ, которым голосуют люди, кажется деспотичным, но все происходит так, как происходит. Это разочаровывает, и я испытываю очень противоречивый чувства в отношении этого. Я должен быть частью гонки, потому что это требуется от меня. Но мне не нравится, когда что-то не получается, но в то же время я понимаю, что это и не могло получиться. Это просто часть этой работы. Перевод выполнен Yulla специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk . При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Картер Беруэлл говорит о «Рассвете. Часть 2»
|