Сага «Сумерки» возвращается на экраны в среду. Без сомнения, она будет столь же успешна как и «Скайфолл», последний Джеймс Бонд. Обе картины демонстрируют противоположные взгляды на мужественность. Мнение двух экспертов.
Один слушает Дебюсси и с благоговением смотрит на объект своей страсти. Другой любит многолитражные авто и слушает только свое либидо.
С «Сумерками. Рассвет. Часть 2» и «Скайфоллом» оба образчика диаметрально противоположной мужественности захватывают экраны в конце года. С одной стороны – мужчина-женоненавистник, сплошь состоящий из мускулов грубости. С другой – вампир-вегетарианец (он убивает только животных, но не людей), культурный и романтичный. Обе картины обещают быть рекордно успешными и уже являются феноменами массовой культуры. Что же нам говорят эти герои об образе современного мужчины?
«Этот контраст совсем меня не удивляет», - говорит Мирей Бертон, доцент факультета истории и эстетики кино Университета Лозанны (UNIL). Для нее обе примера мужественности являются дополняющими друг друга: «Джеймс Бонд – пример классической мужественности, второй герой является более утонченным, мужчиной, в котором гармонично присутствуют некоторые женские черты. Эдвард Каллен (вампир) в данном случае имеет преимущество над Джеймсом Бондом, всегда символизирующим образ настоящего мужчины: он воплощает в себе не только мужскую отвагу, самоконтроль, физическую силу и моральную стойкость, но и чисто женские качества: интуиция, чувствительность, способность к сопереживанию, пониманию. «Женская чувствительность не является выдающейся чертой Джеймса Бонда», - напоминает Шарль-Антуан Курку, страший преподаватель и исследователь в UNIL, специалист по американскому кинематографу. Совсем наоборот. «Скайфолл» вновь начинается с доклада герою женщине-начальнику, связывающихся с помощью технологий. Начало фильма показывает физически и психологически устаревшего Джеймса Бонда, чтобы в дальнейшем его мужественность была очевидна.
«Персонажи, отвечающие за техническое обеспечение, Силва и Q (Кью), специально показаны инфантильными, более женственными», - замечает историк кино. «Злой Силва (Хавьер Бардем) воплощает в себе недоразвитого и женоподобного брата Джеймса Бонда, сражающегося за их общую мать – Эм. Молодой гений Кью отходит в сторону, объясняя это боязнью летать, он проводит свою жизнь в подземельях Лондона, эдаких «материнских утробах», по мнению Шарля-Антуана Курку.
Отбрасывая раз за разом эту способность к феминизации, Джеймс Бонд вновь подтверждает свою мужественность и превосходство. Он побеждает своего врага благодаря своим знаниям человеческой натуры, замечает исследователь: «К концу фильма он пересекает четыре стихии – огонь, землю, воду и воздух, и становится более сильным и выносливым, нежели его враги.»
Успокоение для девушек и молодых людей.
Противоположные по всем параметрам, примеры мужественности из «Скайфолла» и «Сумерек» нацелены на разные аудитории. «Эдвард Каллен больше всего нравится молодым девушкам, мечтающим о любимом, способным быть и романтичным и защитником одновременно, с которым можно построить долгие отношения, несмотря на препятствия. Он мужчина одной женщины: это просто мечта для девушки, начинающей свою сексуальную жизнь, не так ли?», - размышляет Мирей Бертон.
«Успех Джеймса Бонда будет опираться на другой принцип,- высказывает свою точку зрения Шарль-Антуан Курку. – Он будет стараться убедить людей в своей мужественности. Постоянство Джеймса Бонда основано на его способности воплощать в себе настоящего мужчину-гетеросексуала в обществе, где происходят постоянные изменения.» «Скайфолл», отмечающий 50-летие бондианы, будет актуален для своего времени, когда женская тематика угрожает мужскому превосходству.
В конце концов, вывод: что в то время как "сбалансированный" характер Эдварда Каллена является объектом девических грез (читай объектом поклонения), Джеймс Бонд будет стремиться к упрочиванию господства мужчин в мире гипертехнологий, что ставит вопрос об их физическом превосходстве.
Почему «Сумерки» нравятся подросткам? Заключительная часть саги «Сумерки» знаменует превращение главной героини в вампира.
Мирей Бертон: «Это обращение лишь подчеркивает необычность героини, представленной в начале саги. Белла сразу показывает свою способность выделяться из бесцветной массы других (она является новой девушкой в городе, она задумчивая и умная, была воспитана отцом, она привлекает внимание самых странных и харизматичных учеников школы и т.д.). Этот перечень исключительности Беллы продолжен ее обращением в вампира. Это изменение статуса придает новое звучание истории (от брака и его последствий, в сексуальном аспекте). Кроме того, ее друг Джейкоб отмечает, что она не изменилась (только стала чуть бледнее)». Это и есть мечта всех девушек, стать вампиром?
«Вампиры должны быть рассмотрены как пример идентификации для подростков, которые видят происходящие изменения в их телах и они хотят иметь ответы на некоторые вопросы о собственной сексуальности. Успех «Сумерек» объясняется довольно просто, потому что саге удается убедить гетеросексуальных девушек, беспокоящихся о своей сексуальности, эмоциях, чувствах. Предлагая противоядие от гиперсексуальности современного общества, этот фильм можно рассматривать как своего рода успокоительное от всех подростковых переживаний, вызванных сексуальными изменениями, беременностью в подростковом возрасте (и, следовательно, вне брака), наркотиками, возможным изнасилованием, анорексией и т.д., которые поднимаются в саге, либо напрямую, либо в символической форме. Фильм также позволяет зрителям насладиться видом совершенных вампиров и ощущением вседозволенности, реализованная супермогущественными кровососами с потрясающими телами».
Перевод выполнен §angReal специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Джеймс Бонд против «Сумерек»: кто поднимется выше?
|