Режиссер — Дэмьен Шазелл В ролях — Майлз Теллер, Дж. К. Симмонс, Мелисса Бенуа
Нет, наверное, ни одного человека, которого бы 2014 год не научил чему-нибудь нужному и важному. Кинокритики, например, раз и навсегда усвоили, что даже актеров с амплуа не шире булавочной головки рано сбрасывать со счетов.
Слыханное ли дело — Ченнинг Татум срывает аплодисменты в Каннах с ролью в «Охотнике на лис» Беннетта Миллера, а Эдди Рэдмейну всерьез прочат номинацию на «Оскар» за талантливое перевоплощение в парализованного физика Стивена Хокинга в «Теории всего» Джеймса Марша. Могли ли они надеяться на такое три года назад, когда первый с грацией табуретки «блистал» в «Опасном квартале» и «Супер-Майке», а второй — в «7 дней и ночей с Мэрилин» и «Провинциалке»? Едва ли. Вот и 27-летний Майлз Теллер, сбросив цепи глуповатых молодежных комедий, с блеском ворвался во «взрослое кино» благодаря дебютному проекту своего ровесника Дэмьена Шазелла под названием «Whiplash».
В 2012 году 85-страничный сценарий «Одержимости» был включен в знаменитый «Черный список» невостребованных проектов, в котором в свое время побывали такие любимчики Киноакадемии, как «Миллионер из трущоб», «Король говорит» и «Операция «Арго». Но задерживаться в нем Шазелл не собирался, поэтому, недолго думая, сократил сценарий до 15 страниц, а хронометраж — до 18 минут, и в 2013-м одноименную короткометражку тепло встретил кинофестиваль «Сандэнс», обеспечив «Одержимости» финансирование и надежного дистрибьютора в лице Sony Pictures. На следующий год Шазелл вновь наведался на «Сандэнс», а затем и в Довиль, увезя с обоих фестивалей гран-при, принял участие в конкурсах Канн и Торонто, а 20 сентября «Одержимость» вызвала овации на московском Amfest — традиционном смотре независимых и фестивальных американских лент.
Название «Одержимость», строго говоря, — очередная вольность наших прокатчиков, поскольку в оригинале картина именуется «Whiplash», по названию джазовой вещицы, которую разучивал оркестр под руководством Теренса Флетчера (Дж. К. Симмонс). Однако вольность эта вполне оправдана, поскольку иначе как одержимостью трудно назвать навязчивое стремление дирижера-перфекциониста достичь идеального звучания и не менее навязчивое желание юного ударника Эндрю Ньюмана (Майлз Теллер) попасть в основной состав его ансамбля.
Дэмьен Шазелл доводит остроту их противостояния до абсурда — мрачного, жестокого, безумного, до стертых в мясо пальцев, сжимающих треснувшие барабанные палочки, и залитых кровью барабанов. В виртуозно смонтированных музыкальных сценах кадры сменяют друг друга стремительнее, чем ноты в зубодробильных импровизациях кумира Эндрю Бадди Рича, и ты с открытым ртом переводишь взгляд с одного крупного плана на другой так резко, что в глазах начинает рябить, заражаясь кипучим адреналином не меньше, чем на высокоскоростном финале «Ролан Гаррос». Во многом благодаря изумительным «Надалю» и «Федереру» — Теллеру и Симмонсу, исполнившим лучшие роли в своих пяти- и двадцатилетних карьерах.
«Одержимость» — редкий пример картины, идеально выверенной по структуре: важность происходящего за кулисами для режиссера эквивалентна непосредственно сценическому действу. И сюжетные крещендо и диминуэндо словно окатывают зрителя контрастным душем, достигая высшей точки напряжения в неожиданно гениальной кульминации и только на финальных титрах позволяя выдохнуть, наконец, скопившийся в легких воздух. Лента Шазелла — не просто очередная драма об отношениях наставника—воспитанника с традиционным выводом из разряда «ученик превзошел учителя».
Скорее это емкая и пронзительная метафора мимолетной условности триумфа и совершенства, сродни знаменитому эпизоду из «Бойцовского клуба», когда Тайлер битый час возводил на пляже композицию человеческой руки из бревен, чтобы пару минут посидеть в отброшенной ею идеальной тени.
И если по досадной случайности «Одержимость» все-таки окажется за бортом грядущей «оскаровской» гонки, повторяя ежегодную судьбу множества по-настоящему классных фильмов, это лишь подчеркнет — не без горькой иронии — справедливость режиссерского замысла. Награды и слава — ничто. Восторги зрителей — уже кое-что. Кино — все.
В российский прокат фильм выходит 23 октября.
Автор текста: Алексей Комаров
За информацию спасибо сайту http://rollingstone.ru.
Rolling Stone: Рецензия на фильм «Одержимость»
|