Все любят фильмы про особенных людей — супергероев или крутых спецагентов, и в последние несколько лет интерес к таким историям только усилился. Конечно, в условиях широкого ассортимента удивить зрителей трудно. И если популярность традиционного элегантного шпиона мистера Бонда не снижается, то непричастным к этой киносерии фильммейкерам приходится серьезно напрягать фантазию, чтобы выжать из темы что-то интересное. «Ультраамериканцы» — кино о сверхлюдях своего рода новой волны, и получилось оно на удивление удачным.
Возможны спойлеры!
В небольшом провинциальном американском городке живет обычный, ничем не примечательный парень Майк Хоуэл (Джесси Айзенберг). Он работает в магазине рядом с бензоколонкой, курит травку, копит деньги на кольцо своей девушке Фиби (Кристен Стюарт). Его вполне устраивает эта спокойная, простая, расслабленная жизнь. Но в один прекрасный день выясняется, что Майк — продукт правительственного эксперимента, суперагент с выдающимися физическими и интеллектуальными способностями, которому в свое время стерли память. Более того, его, как особо опасный объект, собираются устранить. И завертелось...
В самой идее нет ничего особенного, другой вопрос — как ее воплотили. А к воплощению создатели фильма подошли весьма креативно. Картина получилась веселым винегретом, но в результате все выглядит цельно. Так, фильм относится одновременно к трем жанрам — экшену, комедии и романтической мелодраме. При этом трудно сказать, что жанры переплетены — скорее действие задорно скачет из одного в другой. История начинается как спокойный арт-хаус про двух оградившихся от мира курильщиков травки, потом на нас внезапно обрушивается жесткий и оригинальный экшен, по ходу действия неожиданно возникают комические сцены, и на фоне всего этого продолжает развиваться история настоящей любви.
Особый шарм и оригинальность картине придает то, что при сохранности общей канвы типичной истории о суперагенте каждый элемент выполнен нешаблонно, что переворачивает историю с ног на голову и в то же время делает ее более человечной и, как ни странно, реалистичной. Особенно это касается Майка. Как правило, в подобных фильмах герой, не знающий о своих способностях или еще не получивший их, подчеркнуто позиционируется как обычный. Но вскоре зритель понимает, что он все же особенный. Так вот, Майк действительно зауряден. Он ленив, не амбициозен и вполне доволен своей, прямо скажем, одноклеточной жизнью. Его мир невелик и уютен. В нем есть травка, джаз на пластинках, любимая девушка, с которой можно обсудить обезьяну-космонавта и разные философские мысли, которые приходят в голову под кайфом. И больше ему ничего и не надо, как и его девушке.
Майк глуповат, но добр и безобиден, так что ворвавшееся в размеренную жизнь прошлое его совсем не радует. Он просто в ужасе, ему хочется обратно, в свой классный крохотным мирок. Даже во время кровавых схваток парень больше думает о том, как бы все-таки сделать предложение любимой. Он совсем не хочет принимать темную часть себя и весь фильм продолжает бежать от зверя внутри. Его действия полностью лишены какого-либо плана, его мозг, в минуты опасности работающий как часы, в остальное время бьется в панике и действует хаотично, решая проблемы по мере их поступления. Джесси Айзенберг оказался прекрасным выбором на эту роль. Он мгновенно переходит от холодной ярости безжалостного убийцы к трогательной, забавной неуверенности настоящего Майка.
Любопытный персонаж получился и у Кристен Стюарт. Актрису иногда и не совсем безосновательно обвиняют в блеклой игре, но в этом фильме придраться не к чему. Тандем Стюарт-Айзенберг удался, в искренность любви их героев веришь, и чем дальше, тем явственней становится глубина чувства. Любовная линия нисколько не мешает фильму, напротив, она встраивается в сюжет очень органично, в конце концов становясь той нитью, на которую нанизывают всю окружающую пеструю вакханалию. При этом в картине нет сентиментальности, взамен этого мы видим реальные и правдоподобные отношения (хоть и немного странные, но наши герои ведь и сами чудаки).
Интересно, что при всем размахе действия историю можно назвать камерной, поскольку сюжет сосредотачивается на шестерых персонажах. Второстепенных героев, которые что-то значат для сюжета, можно пересчитать по пальцам, большинство же является просто расходным материалом для демонстрации убийственных навыков Майка. Помимо пары главных персонажей, стоит отметить Эдриана Йейтса (Тофер Грэйс). Эдриан — офисный планктон из ЦРУ, пробившийся на пост начальника, и ради повышения готовый идти буквально по головам (прежде всего, по голове Майка). Хороша и Виктория Лассетер (Конни Бриттон) — создатель проекта «Мудрец», из которого вышел наш суперагент. Есть еще два дополнительных персонажа, которые важны для раскрытия остальных героев. Первый — это Пити (Тони Хэйл), бывший подчиненный Виктории, мечущийся между приказами Йейтса и верностью Лассетер, а второй — Хохмач (Уолтон Гоггинс), один из экспериментальных солдат Эдриана. Все они так или иначе связаны между собой и образуют запутанную сетку отношений, за разматыванием которой очень интересно наблюдать.
Собственно, эти отношения во многом и делают общую картину такой выпуклой. При очевидно фантастической ситуации, в которую попали герои, все в фильме выглядит реалистично. И интриги в ЦРУ по-настоящему грязные, и поведение людей абсолютно правдоподобно — как и в жизни, они паникуют, ошибаются, закатывают истерики, совершают глупости, разрываются от непреодолимых противоречий, совершают то подлые, то благородные поступки. Все это наполняет происходящее смыслом. Но главное — как трава через асфальт, через зашкаливающую жестокость и грязь, несмотря ни на что, пробиваются и крепнут ростки настоящей любви, дружбы, милосердия.
Надо сказать, что фильму очень повезло с дубляжом. Как известно, современная цензура выдвигает довольно серьезные требования к тому, что звучит с больших экранов. Поэтому при переводе картин с рейтингом R некоторые отечественные умельцы стараются выкинуть любые мало-мальски сомнительные пассажи, из-за чего диалоги становятся пресными, исчезает колорит и атмосфера, а многие шутки просто теряются. Но «Ультраамериканцы» вытащили счастливый билет. Конечно, мат у нас запрещен, но переводчики постарались, чтобы, не нарушая закон, сохранить нецензурную хлесткость и юмор оригинала.
А юмора в картине немало, как в диалогах, так и визуального. Особенно удались сцены драк и перестрелок. Так как Майк совершенно не представляет, что ему делать, и не имеет никакого снаряжения, ему приходится выкручиваться, используя для убийства самые невероятные вещи вроде ложки, сковородки или карандаша. Так что экшен в картине довольно оригинальный и динамичный.
«Ультраамериканцы» — невероятно смешная, необычная, трогательная и совершенно безумная история про укуренного суперагента. Видно, что к созданию фильма сценарист и режиссер подошли с большой фантазией, используя множество оригинальных задумок и интересных мелочей. Это действительно один из фильмов о суперлюдях нового поколения — ушедший от классики в свободное плавание по морю сумасшедших идей.
За информацию спасибо сайту http://lostfilm.info.
Рецензия на фильм «Ультраамериканцы»: Смешные. Трогательные. Безжалостные
|