Мало найдется в мире домохозяек, которые могли бы похвастаться такой же степенью самореализации, как Эрика Леонард, больше известная как Э.Л. Джеймс. 51-летняя британка — автор нашумевшей книги «Пятьдесят оттенков серого», которая, по-видимому, стала сборником ее собственных сексуальных фантазий. Роман и два его сиквела разошлись тиражом более чем в сто миллионов копий по всему миру и принесли писательнице $100 млн дохода. Режиссер экранизации первой книги трилогии — британка Сэм Тейлор-Джонсон — относится как раз к тем женщинам, которые, как и Джеймс, в жизни добились многого.
Не так много приходит на память и книг, экранизации которых были бы так ожидаемы и обсуждаемы, как «Пятьдесят оттенков серого». На вопрос, хотела ли она увидеть фильм по собственному роману, Джеймс отвечает просто: «Вы когда-нибудь видели моего агента? Когда я только начала писать книгу и делилась этой идеей с друзьями, я и подумать не могла, к чему это приведет. Но как только "Пятьдесят оттенков" разошлись по всему миру, голливудские боссы все названивали и названивали, требуя фильма. Работая продюсером на телевидении, я всегда задумывалась, каково это — снимать кино. Экранизация стала для меня определенным вызовом, потому я и согласилась».
Как только права на «Пятьдесят оттенков» выставили на продажу, Голливуд просто сошел с ума. Минимум шесть студий и дюжина продюсеров заинтересовались идеей, назначая встречи Джеймс. Победу одержали Universal и Focus Features, заплатив цену в $5 млн. Эрика была на седьмом небе от счастья, и не только от суммы с шестью нулями в чеке.
Согласно инсайдерской информации, Джеймс удалось практически невозможное — она получила контроль над картиной, что получается не у всех писателей. Большинство авторов, взяв в руки чек, просто отходят в сторону, давая голливудским профессионалам взяться за дело. Но Эрика участвовала и в подборе актеров, и в создании сценария, и даже в выборе режиссера.
Как и для многих экранизированных бестселлеров («Голодные игры», «Дивергент», «Сумерки», «Гарри Поттер» и др.), для «Пятидесяти оттенков» начало съемок фильма означало, что им заинтересуются как минимум поклонники романа. И это порой становится настоящим проклятием для создателей. Например, «Челюсти» и «Крестный отец» получили весьма вольные экранизации. Сегодня же искушенный зритель требует буквального перенесения сюжета книги на экран.
История создания бестселлера началась с того, что Джеймс в свободное от работы время под псевдонимом Snowqueens Icedragon публиковала на форумах свои рассказы. Круг читателей был довольно узок — поклонники «Сумеречной саги», которые увлекались не просто историей Эдварда и Беллы, а подробностями сексуальной жизни героев. «Сумерки» стали своеобразной Библией, с которой и началось творчество Джеймс. Белла превратилась в девственную Анастейшу Стил, а Эдвард — в равнодушного миллиардера Кристиана Грея.
Сюрпризом для автора стало желание небольшого австралийского издательства опубликовать ее историю. Но... книга в прямом смысле слова стала вирусной, попав в наманикюренные руки мамочек с Лонг-Айленда. Роман обсуждали везде, начиная от кружков по интересам и заканчивая школьными собраниями. «Это было так странно, я и подумать не могла, что все произойдет подобным образом», — признается Джеймс.
С главой Universal у Джеймс сложились прекрасные отношения, по словам автора, «из-за того, что Донна умеет готовить настоящий чай». Женщины приступили к поискам продюсеров и остановили свой выбор на создателях «Социальной сети» — Майкле де Лука и Дэне Брунетти. «Мне казалось, что корабль "Пятьдесят оттенков" давно уплыл, ведь столько продюсеров бежало за ним», — рассказывает де Лука. Встретившись в Лос-Анджелесе с Джеймс, Майкл объяснил ей свое видение будущего фильма. «Я тогда говорил о книгах, в которых главные героини подавлялись или, наоборот, открывались в сексуальном плане... Привел в пример "Мадам Бовари", "Грозовой перевал", романы Лоуренса и Миллера — все произведения, которые рассматривали сексуальность более пристально. Анастейша похожа на Элизабет Беннет из "Гордости и предубеждения", а Кристиан ассоциируется с мистером Дарси», — вспоминает де Лука.
С бюджетом в $40 млн Джеймс и команда приступили к поискам сценариста, режиссера и актеров, в то время, как фанаты вносили свои предложения через социальные сети. Что касается сценариста, вариантов было немного, но вдруг автор «Американского психопата» — Брэт Истон Эллис — вышел из тени. «Я прочитал книгу из простого любопытства. Если бы она не была таким хитом, я бы за нее и не взялся. Помню, подумал тогда, что роман не очень хорошо написан, но сама история и фильм, который можно снять, прекрасны. Только нужно переписать образы главных героев, а то они смахивают на британских пенсионеров», — признается Эллис. Он посвятил сотни твитов фильму и предложил свою персону в качестве сценариста.
После встречи Джеймс с продюсерами место все же сценариста отошло Келли Марсел («Спасти мистера Бэнкса»). Правда, позже в ее работу вносили правки еще два автора. Эллис тогда столкнулся с Джеймс на одной из вечеринок. По его словам, «они оба были пьяны, но Эрика призналась, что твиты о фильме такие классные, что Брэту стоило продолжить этим и заниматься».
В качестве режиссера команда проекта рассматривала кандидатуры Сюзанны Бир и Гаса ван Сента, который, по слухам, в качестве визитной карточки даже снял несколько сцен с Алексом Петтифером. Но счастливицей оказалась Сэм Тейлор-Джонсон, до этого работавшая лишь с жанром фэнтези.
После долгой карьеры в качестве успешного фотографа Сэм буквально «выбила» себе работу над экранизацией романа «Надежная жена» (A Reliable Wife), но фильм так и не был снят. Де Лука, который также был прикреплен к тому проекту, посчитал, что Тейлор-Джонсон идеально подойдет для «Пятидесяти оттенков». Они сошлись во мнении, что история была о любви. «Книга напомнила мне сказки братьев Гримм, в ней было что-то волшебное», — говорит режиссер. На вопрос о том, как она сможет удовлетворить все требования фанатов трилогии, Сэм ответила так: «Мне когда-то пришлось снимать фильм о Джоне Ленноне». Через день работа была у нее в кармане.
Однако поклонников бестселлера больше беспокоил другой вопрос — кто же сыграет Анастейшу и Кристиана. Непрекращающиеся дебаты, по мнению де Луки, напоминали споры вокруг Скарлетт О’Хары и Ретта Батлера из «Унесенных ветром». Кто же это будет: Мила Кунис, Эллисон Уильямс или Эмма Уотсон? Хотя ни одна из упомянутых актрис никогда не хотела сняться в столь спорном проекте.
После прослушивания Дакоты Джонсон съемочная команда растаяла. Как вспоминает Тейлор-Джонсон, «эту бедную девочку было так жаль, ведь мы каждый раз приглашали ее и на пробы на роль Кристиана...».
Исполнителя роли главного героя пришлось искать дольше. Джеймс мечтала о Роберте Паттинсоне, который был ее музой при создании образа Грея. Ходили слухи, что рассматривались кандидатуры Александра Скарсгарда, Гаррета Хедлунда и Кристиана Кука. Но остановились на Чарли Ханнэме — милом блондине из «Сынов анархии» (Sons of Anarchy). Фанаты тогда посчитали, что актер не очень-то вписывается в образ Кристиана, но, по словам создателей фильма, Ханнэм смотрелся невероятно притягательно и сексуально. К сожалению, из-за своего графика за несколько недель до начала съемок актер отказался от роли. «Я думаю, он боялся подписываться на всю трилогию, тем более, что судьба сиквелов на тот момент оставалась в подвешенном состоянии. Мне было очень жаль, что Чарли ушел, он казался нам правильным выбором», — говорит Тейлор-Джонсон.
Команда обратила свой взор на Джейми Дорнана, который на тот момент окончил работу над съемками второго сезона сериала «Крах» (The Fall). По мнению Джеймс, Дакота и Джейми идеально подошли друг другу.
Когда начались съемки, появились и первые разногласия. Взгляды Джеймс, чувствовавшей себя любителем среди профессионалов, расходились с мнением режиссера даже в плане сцен секса. Тейлор-Джонсон в качестве отправной точки желала взять «А теперь не смотри» Николаса Роуга. Сценарий, диалоги, секс, одежда — на все у автора романа было свое мнение, поскольку на тот момент «Пятьдесят оттенков» превратились для многих в стиль жизни. Подобное желание контролировать даже мельчайшие детали исходило скорее от стремления Джеймс порадовать своих фанатов.
Костюмер картины Марк Бриджес утверждает, что получил от Джеймс несколько «дружелюбных писем», в которых она составила список атрибутов из книги, обязательных к появлению в картине, например, серое шифоновое платье Анастейши. Эрика даже отправила Бриджесу фото джинсов, которые надевает Кристиан для игровой комнаты.
Де Лука, всегда и во всем поддерживавший Джеймс, подтверждает, что на съемках были и взлеты, и падения: «Эрика защищала свой роман и своих поклонников. Она беспокоилась о том, как они отреагируют на фильм. Но иногда то, что хорошо удается в книге, не вписывается в картинку на экране, и наоборот».
Что же касается постельных сцен, которые снимались в последние две недели работы над фильмом, де Лука рассказал вот что: «Съемки были закрытыми, так что мы не могли там находиться. Все, что мы могли себе позволить, — сидеть в трейлере и слушать через наушники. Это было сродни подглядыванию...».
«Сексуальные сцены сняты в очень чувственной манере. Мелкие детали, голые тела, прикосновения пальцев к коже, взгляды... Это все придает таинственности. Вы видите многое и в то же время не видите ничего», — поделилась, в свою очередь, Тейлор-Джонсон.
За информацию спасибо сайту http://lostfilm.info.
«Пятьдесят оттенков серого». За кадром
|