Если кратко пересказать эту фантастическую драму, то Кристен Стюарт и Николас Холт играют людей, живущих в мире без эмоций, и они изо всех сил пытаются разобраться в чувствах, которые испытывают друг к другу.
У режиссёра «Равных» Дрейка Доримуса имеются хорошие и плохие вести о будущем. Плохая новость заключается в том, что любовь, секс и все, что касается человеческих эмоций, будет уничтожено, а это значит, Николасу Холту и Кристен Стюарт будет нелегко скрывать страсть в пристальных взглядах, которыми они обмениваются в своей постапокалиптической среде обитания. Однако, к хорошему относится отличный стиль (намного лучше, чем брюки с завышенной талией, которые носили люди будущего в фильме Спайка Джонза «Она»), и архитектура совершенно фантастическая, так что в картине достаточно того, чтобы удовлетворить визуально, даже не вникая во всю эту концептуальную романтику, приятно смотреть (да и легче продается) на партнёров по фильму.
Новое ответвление от ранее снятых фильмов Доримуса «Как сумасшедший» и «Полной грудью», эта упрощённая и более очевидная аллегория любви — от эмоций сомнения, до потенциально трагического фиаско — найдёт отклик, прежде всего, у сформированного сегмента поклонников «Сумерек», делая картину, в отличие от ряда таких же, наиболее коммерческой. И да, между этими фильмами существует определённая схожесть. К сведению, в «Равных» подробно показан размораживающий эффект, который имеет скрытная Стюарт на хладнокровного парня, а также взаимная страсть, пробуждающая героев, кульминацией которой стало долгожданное расставание с девственностью и последствиями сделанного. Все это в одном фильме, а не в четырёх.
Хотя, если сравнивать «Равных», то сразу вспоминаешь фильм «Гаттака» Эндрю Никкола с хорошо продуманным образом Итана Хоука, в котором тщательно отлаженная рабочая система вступает в диссонанс с личными генетическими ограничениями (конечно, турникетные сканеры, медицинские осмотры и подавление эмоций должны держать все под контролем). Сценарий к «Равным» написал Нэйтан Паркер, автор «Луны 2112», и ясно, что он следует научно-фантастической школе Никкола, где все достаточно властно и очевидно, чтобы достаточно развить главные темы фильма.
Здесь также присутствует основная одержимость Доримуса – любовь, но в то время, как в предыдущих двух фильмах чувствуется обыденность и реалистичность, то «Равные» приближаются к понятию с более гипотетической точки зрения: каким было бы человечество без любви? Откровенно говоря, трудно принять концепцию, основываясь на идее, что общество супер шикарного работающего комплекса, названного «Коллективом», упростился до идеализированного коммунистического строя несентиментальных существ или «Равных», «выключенных» где-то между зачатием и рождением — которые, кстати, стали процессами, происходящими только в пробирках и инкубаторах.
Секс запрещён. Даже простое общение не одобряется. Но преимущества существования без эмоций огромны, или, по крайней мере, лидеры утопической общины, кем бы они ни были (это не тот фильм, где Кейт Уинслет, Джоди Фостер или Гленн Клоуз нужно разнообразить фон в качестве жадного избранного президента), хотят, чтобы все так думали. Просто представьте, сколько работы проделало бы общество, где граждане не отвлекаются каждые семь секунд на мысли о сексе.
Конечно, мы, зрители, не можем так легко очистить наши мысли, так что стройный красавчик Холт и, как обычно, невыразительная Стюарт составили по-настоящему привлекательную пару, особенно в тесной, освещённой неоном комнате, являющейся то ли туалетом, то ли каким-то шкафом. Но мы опережаем события: Холт играет Сайласа, художника-оформителя отдела «спекулятивной беллетристики» в корпорации «Атмос». Ниа, героиня Стюарт, изо дня в день надиктовывает текст. В течение многих лет они работают в одном офисе, но, кажется, что-то изменилось в восприятии Сайласа.
Власти «Коллектива» называют это состояние «Синдромом Общественной Сознательности» (или «СОС»), подразумевая, что подавленные с самого рождения эмоции каким-то образом повторно появляются в «заражённой» системе человека. Отдел здоровья и безопасности Коллектива (можно распознать по сине-полосатой форме) так озабочен этой «ошибкой», что большую часть дня проводит, распространяя предупреждения пропагандистского характера, наподобие сводок по громкоговорителю в младшей школе, без сомнения, вызывая такое же помутнение рассудка, как и мысли о сексе. Но, так или иначе, они должны объяснить всю это научно-фантастическую экспозицию. С точки зрения зрителей было бы легко все спихнуть на вирус, учитывая нашу страдающую СПИДо-фобией культуру, хотя, похоже, этот вариант не для Доримуса. (Здесь есть нюанс, поскольку вместо распространения венерическим путём, «СОС» у тех, кто его подхватил, вызывает сексуальное влечение.)
Так что, все дотошно стерильное и белое — начиная от костюма Сайласа Неру до минималистической квартиры (чья гладкая, выдвижная мебель выглядит эффективно, но должна, безусловно, расширить жилую площадь) — до того, пока Сайлас не начал замечать вокруг себя признаки инфицирования: в основном все вокруг бездушное и автоматизированное, но пробиваются мельком увиденные полные паники глаза самоубийцы, падающего прямо за окном. Но только когда сам начинает испытывать чувства, это затрагивает Сайласа.
Доримусу не совсем удалось раскрыть нечто столь тонкое, как «зарождающееся чувство» или «повышенная чувствительность», хотя режиссёр проделал прекрасную работу по закладыванию основы для притяжения между Сайласом и Ниа — усиленной электронными тонами и перезвонами, из которых состоит футуристическая музыка «Равных». В то же время в фильме показаны другие «дефектные» (как их называют более сентиментально настроенные члены общества), включая героев австралийских актёров Гая Пирса и Джеки Уивер, которые сыграли двух самых подавленных персонажей за всю их карьеру.
Одна из очевидных проблем фильма заключается в том, что актёрам дали чрезвычайно узкий диапазон, в пределах которого можно проявить эмоции, хотя Кейт Лин Шейл и Бел Паули, несмотря на ограничения, удаётся показать подозрительность и беспокойство. Её фанаты уже знают, что Стюарт мастер таких тонкостей, способна лишь красноречивым взглядом или своим фирменным движением — прикоснувшись к волосам, передать больше информации, чем полноценным монологом. Что касается Холта, звезда «Безумного Макса: Дорога ярости» уже освоила эту тонкую актёрскую задачу в фильме «Тепло наших тел», сыграв зомби, который медленно оживает под воздействием любви.
Можно не быть одним из астрономов «Гаттаки», чтобы предугадать, куда все это приведёт. Хотя даже в такой предсказуемости есть неуловимая прелесть для тех, кто может переключить своё внимание на великолепную картинку фильма, хоть какая-то польза от невероятных пейзажей (в том числе достопримечательности Сингапура Marina Barrage (прим.: дамба, которая преграждает для морской воды доступ к резервуару пресной) и моста «Волны Хендерсона»), умело скомпонованные вместе с несколькими японскими местами (таких как музей Михо), чтобы создать иллюзию ультрасовременного Коллектива.
Но не поразительные виды и места сделают фильм популярным, а сплочённость, ведь не только звезды тянут «Равных», но и режиссёр Доримус и его давний друг и оператор Джон Гаселеан (который снял и две первые работы Доримуса). Обеспечив этот проект более уравновешенной операторской съёмкой, Гаселеан в начальных сценах позволяет холодному синему оттенку нагреваться вместе с эмоциональным состоянием персонажей, попадая в самое чувствительное место, чтобы смягчить потенциальную резкость окружающей среды и способствовать идентификации с новыми чувствами. Это важные штрихи, учитывая то, как часто подобные варианты будущего уже были реализованы, начиная с «Бегства Логана» (1976) и заканчивая книгой «О дивный новый мир». Или ещё лучше, фильм «Спящие», в котором Вуди Ален описал «Равных» одной строчкой, когда его спросили, во что он верит: «Секс и смерть – это то, что приходит только раз в жизни, но, по крайней мере, после смерти тебя не тошнит».
Перевод выполнен Коломийка специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Обзор Венецианского кинофестиваля: Фильм «Равные» с Кристен Стюарт
|