Краткая биографическая справка: Эдвард Джозеф Сноуден родился в средней американской семье, мать юрист, отец служил в береговой охране США. Из-за слабого здоровья степень магистра Ливерпульского университета по информатике зарабатывал дистанционно и по этой же причине оставил службу резервиста в Вооруженных силах США после перелома обеих ног во время учений. Как технический специалист работал в ЦРУ и АНБ США. По специфике своей работы (обеспечение безопасности компьютерных сетей) имел допуск к служебной информации уровня Top Secret, возможно, к Специальной разведывательной информации. В июне 2013 передал изданиям The Gardian и The Wasnington Post секретную информацию, касающуюся слежки американских спецслужб за движением любой информации между гражданами по всему миру, в размере 1,7 млн секретных файлов, в том числе военного толка. Обвиненный в шпионаже и похищении госсобственности, бежал из США в Гонконг, далее в Россию, где в настоящее время имеет 3х-летний вид на жительство, занимаясь разработкой программ для обеспечения безопасности журналистов и публичными онлайн-выступлениями.
Такой "персонаж" неизбежно должен был привлечь внимание режиссера Оливера Стоуна. Стоун, человек независимый и абсолютно self-made, на протяжении всей своей творческой деятельности остается верным идеалам молодости, ведя свою личную остросоциальную кинематографическую войну длиною в жизнь с буржуазной рутиной, лицемерием, подавлением индивида, от которой молодым человеком сбежал на войну во Вьетнаме, за гуманизм, мужество одиночек, противопоставленных тоталитарной системе. Сняв в 2012 "Особо опасны" по фантазийной прозе Уинслоу, попробовав себя в жанре сатиры, пародии и утопии, Стоун вновь вступает на привычную почву почти документальности, вновь рассказывает историю одиночки, противопоставившего себя тоталитарному режиму.
Исполнитель роли Сноудена Джо Гордон-Левитт поделился впечатлениями от общения со своим героем после их встречи в России: у него отличные манеры, он в некоторой степени старомоден, общественное благо и демократические принципы ставит выше собственной жизни. Этот спокойный интеллигентный стиль протагониста и даже обманчивая мягкость пронизывает всю ткань ленты. В этом ее отличие от потока шпионских фильмов последних лет, как в игровом, так и в документальном кино. Ленту Стоуна можно разделить на две части: биография Сноудена до того, как он совершил громкое разоблачение, ставшее сенсацией и изменивший всю его жизнь, и собственно шпионская часть — передача служебной информации прессе и последствия. Последние события подробно освещены в эксклюзивной двухчасовой документальной ленте "Citizenfour: Правда Сноудена" 2014, которая смотрится как хороший триллер. Надо сказать, что художественная версия Стоуна в этой части поразительно точно и в хорошем смысле педантично воспроизводит реальные события. Мы видим молодого перспективного служащего ЦРУ, перед которым в его без малого 30-летнем возрасте расстилается безоблачная карьера и будущность, но он ставит крест на всей своей прошлой жизни, неизбежно навлекает проблемы на близких в надежде на понимание, остается почти в вакууме, если не считать контактов с журналистами, с туманными жизненными перспективами; этот волевой поступок совершает сознательно и поразительно спокойно, взвешено, невозмутимо и даже отрешенно.
С точки зрения психологической более интересной, наверное, является предыстория этого "скандала" и жизнеописание Сноудена, который, предстает отнюдь не суперменом и не идейным диссидентом, а тихим уравновешенным молодым человеком, который мечтал быть полезным своему отечеству, пока не столкнулся с изнанкой демократической политики и с тем, насколько беззащитен отдельный человек перед государственной машиной. В ленте достаточно бэкграунда, детали которого оставим на творческой совести авторов; есть важный "момент истины" — эпизод, когда Эдвард, находясь в своем благополучном уютном американском доме с любимой подругой благодаря одной вроде бы незначительной детали отчетливо и необратимо осознает, что он такая же игрушка в руках системы как и "безымянный" житель Ирака в зоне военных действий. Подобные "открытия" у любого здорового прагматика спровоцируют паранойю, плохо совместимую с патриотизмом.
Сноуден настолько не супермен, что будь лента не байопиком, а социально-психологическим эссе, его можно было бы назвать Форрестом Гампом нашего времени — такой же хрупкий, простодушный, немного чудаковатый, чуть-чуть аутист, немного фрик, стихийно вырванный из привычной среды, как будто внешней силой вовлеченный в крупнейший политический скандал начала 21 века, заставляющий иначе посмотреть на систему американских ценностей и главную американскую мечту. IQ только повыше, что неизбежно для технаря, и оптимизма существенно поменьше. Впрочем, запасы оптимизма у взрослеющего человечества ощутимо истончаются. И в 1930е годы истории, например, Фрэнка Капры о простачках-идеалистах, которых власть придержащие пытаются использовать в качестве своих марионеток ("Мистер Смит едет в Вашингтон" 1939 с неотразимым Джеймсом Стюартом в главной роли), заканчивались на сказочно безмятежной ноте. Форрест Гамп стал культовым персонажем и символом поколения, Сноуден как персонаж ленты Стоуна имеет шанс стать таким же символом нынешнего кибер-поколения, утратившим политическую невинность и социальную ментальность предыдущих поколений, обретшим иммунитет ко всей и всяческой демагогии "верхов", за спиной которого стоит войско непридуманных и придуманных обманутых идеалистов от Джулиана Ассанжа до Джейсона Борна.
На роль Сноудена выбран почти идеальный кандидат — Джозеф Гордон-Левитт, тоже из породы self-made, в своем молодом возрасте крепкий профессионал с большим стажем, открытый любым экспериментам. Этот выбор нельзя не одобрить, когда в финале ленты появляется сам Эдвард Сноуден и портретное сходство Джо с протагонистом и идентичный стиль и манеры становятся особенно очевидны. Что их безусловно отличает — в Сноудене есть все же некоторая ностальгическая нота и взгляд внутрь себя, что не удивительно для человека, несущего столь тяжелый крест: заклейменный предателем отечества, он для прогрессивного человечества является героем и рыцарем без страха и упрека, демон и ангел в одном лице. А Джо, находящемуся на пике карьеры и востребованному в элитном кино самыми лучшими режиссерами, трудно совсем глубоко запрятать сияние уверенного благополучия. Работу Джо высоко оценил Оливер Стоун, сам Эдвард Сноуден одобрил все, кроме излишне низкого голоса. Забавно, что Джо снялся у Кристофера Нолана в последней части трилогии о Бэтмане, логическим завершением которой стала фраза: Бэтман не человек, он символ, эта эстафета может бесконечно передаваться из рук в руки. Это в полной мере относится и к Сноудену как персонажу.
В картине и в целом мощный актерский состав, где многие из участников независимо от возраста с успехом становились лицом сольных проектов, что повышает градус добротности ленты, серьезности и убедительности истории. Это и классики старшего поколения номинант на Оскар Том Уилкинсон, обладатель Оскара Николас Кейдж в небольшой роли, Риз Айфэнс, обладатель Оскара Мелисса Лео в роли той самой Лоры Пойтрас, которая сделала фильм "Citizenfour: Правда Сноудена", и более молодые таланты — Закари Куинто, достойный продолжатель династии Скотт Иствуд, Шэйлин Вудли.
В основе сюжета книги российского правозащитника Анатолия Кучерены "Время Спрута" и британского журналиста Люка Хардинга "The Snowden Files: The Inside Story of the World’s Most Wanted Man", а также личные впечатления Оливера Стоуна от нескольких встреч с Эдвардом Сноуденом в России. История подана в неспешном повествовательном ключе, как драма, но не шпионский боевик, как удачный гибрид Ле Карре с Достоевским; при всей злободневности подкупает безыскусностью, человечностью, отсутствием аффектации и пафоса, оставляя открытым вопрос о самой сути понятий "патриотизм" и "героизм". Вполне динамичной ее делает нерв истории и работа уникального оператора, лауреата Оскара Энтони Дод Мэнтла, которому подвластен и блестящий экшен, и камерная съемка, и "портретная живопись" в драматических фрагментах. Музыку написали соратники Стоуна Крейг Армстронг и Адам Питерс, монтажом занимался Алекс Маркес, также сотрудничавший со Стоуном на нескольких картинах. Специально для фильма Бог британского музыкального Олимпа Питер Гэбриэл, известный также своей гуманитарной деятельностью, написал композицию "The Veil". Приятно, что по стечению обстоятельств к проекту причастны отечественные продюсеры — часть фильма снималась в Москве.
На днях Эдвард Сноуден дал интервью российским журналистам. "Я сплю в России, но живу во всем мире. С Россией меня связывает немногое. Это потому, что, как бы безумно это ни звучало, я все еще надеюсь уехать". Надо надеяться, что успешный прокат байопика и внимание общественности будет ему в помощь.
Автор: Constance
За информацию спасибо сайту http://www.kinonews.ru.
Рецензия к фильму "Сноуден": Гражданин мира
|