«Важно то, насколько мужественно ты терпишь горечь поражения» Джудит Шкляр, «Обыкновенные пороки»
Когда Эллиот (Рами Малек) в конце серии «Исх0дный к0д.flv» возвращается к Кристе Гордон, то он считает, что делает ей одолжение. Она думала, что хочет услышать от него правду, но, когда сталкивается с ней, – с тем, что Эллиот знает о ней, и что это говорит о том, какая она, – это страшный удар. Возможно, Эллиот думает, что для Кристы это будет полезный опыт: узнать, что правда – не совсем то, что ей нужно. Что это, по сути, никому не нужно. Эллиот не жесток, не так чтобы очень, поэтому вполне возможно, он решил, что доза суровой реальности пойдет психотерапевту на пользу, резанув печальными банальностями в ее нынешней ситуации. Быть может, это та причина, к которой ранее в эпизоде его подтолкнул Гидеон [Годдард], сказав, что Эллиоту нужно найти того, с кем он сможет быть самим собой. Для людей исходный код был бы катастрофой. В конце концов, Эллиот все время узнает о людях скрытую правду, но не мог бы быть более одинок. Правда добра людям не приносит.
Кроме Анжелы Мосс.
На этой неделе все внимание сюжета приковано к подруге детства Эллиота и ее путешествию в логово льва – шикарный дом Колби, где ее встречают унижением, а затем соглашаются на ее условия. Терри Колби не дает никаких поблажек, когда они остаются тет-а-тет, и сначала нападает на Анжелу с отвратительным предложением позаботиться о его гениталиях, а затем отступает, только чтобы, по существу, подтвердить худшие опасения мисс Мосс. Как ни странно, кажется, до этой минуты он не смотрел на себя со стороны, как на собственную карикатуру собрания 1993 года – кучка парней курят сигары и смеются, пока совершают плохие поступки – что оказалось не так далеко от истины. Они были пьяны. Они ели коктейль из креветок. И они сознательно обрекали людей на смерть, пока за окном шел дождь.
Но Анжела, надо отдать ей должное, как персонаж этой недели, наконец-то демонстрирует свою истинную силу. Это ее способность принять жестокость открывшейся истины. Все было именно так плохо, как она опасалась, но вместо конфронтации с огорошившей ее реальностью, она прижимает ее к себе, делает с ней то, что считает нужным, и в конечном итоге это дает ей сил двигаться дальше. Она выбирает ложь вместо человеконенавистнического цинизма Эллиота относительно истины. Некоторые, те, кто, по вашему мнению, помогут, на самом деле эмоционально раздавят вас и принесут только боль. Но другие – сильные мира сего, те, с кем при обычных обстоятельствах вы не захотели бы связываться, потому что им раз плюнуть уничтожить вас, – на самом деле могут принести освобождение. С того самого момента, как Эллиот находит подтверждение своим худшим опасениям о честности, Анжела становится гораздо более бодрящей дозой, но она проходит через это, как через очищение.
С другой стороны, Тайрелл Веллик – никуда не годный человек. С одной стороны, он терпеть не может сталкиваться с правдой. Непринужденная беседа в кругу подчиненных, во время которой они высмеивают и глумятся над поведением самого Веллика, приводит к вспышке гнева у последнего, и он увольняет всех троих мужчин. (Я могу только предполагать, но, вероятно, они задели его за живое.) Он не может справиться с имеющимся исходным кодом своей собственной идентификации, которую ему показали. Он даже не может сказать им, почему они уволены, хотя в определенном смысле прав: без всякого на то повода, из-за неспособности принять себя таким, какой он есть. В тот момент он ничем не отличается от людей вроде Эллиота, носящих истину, как предупреждающий знак.
Но, с другой стороны, увидеть это такими, каким и является – одна из немногих карт, которые осталось разыграть Веллику. Его отчаяние приводит к попытке соблазнить жену нового технического директора, вооружившись лишь знанием того, что Шерон Ноулз хочет быть желанной. Пока непонятно, было ли у Тайрелла желание убить ее еще до того, как пригласить женщину на крышу на свидание, или это спонтанно принятое решение, импульсивное и глупое, такое же, как и увольнение его подчиненных. Что-то подсказывает мне, что это было, по крайней мере, легкомысленно, что ее сознательный, презрительный, пренебрежительный отзыв о его страсти (в ее глазах, он обливался потом от нервов) вызвал неудержимый гнев, который мы видели у Веллика. Но я не могу не думать, подозревая в очередной раз, что какая-то его часть надеялась, что это произойдет. Тайрелл Веллик – садист, маскирующийся под мнимого сверхчеловека по теории Ницше, и его глубоко укоренившийся гнев, в конце концов, найдет смертельный выход. Это его неуверенность – плакать и паниковать о содеянном, дрожащей рукой стирать с ее губ свое ДНК – делает его такой интригующей персоной. И эта его ненасытная ярость, которая отрицает желание его бушующего подсознания, и делает монстром.
У Мистера Робота, напротив, на этой неделе несколько самостоятельных сцен, и в обеих он толкует людям о горькой правде. «Мы оба знаем, что я сумасшедший», – говорит он Ромеро, вытаскивая пистолет и угрожая им. Это правда, о которой Ромер прекрасно осведомлен, как и осознание того, что его приверженность Мистеру Роботу является обязательной. Вы не можете что-то пообещать, а затем уйти, невзирая на последствиях. Робот заставляет его досмотреть все до конца. По крайней мере, Дарла вздохнула спокойно, когда Теневая Армия назначила ей встречу. Это может стоить ей парня, но она не собирается переживать о разочаровании Мистера Робота. По крайне мере, не сейчас.
[Заметки на полях: На этой неделе команде «Мистер Робот не существует» определенно было предоставлено достаточно доказательств. Также кажется вероятным, что эти сцены на самом деле происходят с Эллиотом. Его персона Мистера Робота правит бал, когда в этом есть необходимость. Я все еще не могу определиться, насколько это реально, но появление Мистера Робота в подъезде на прошлой неделе решительно продолжает убеждать меня, что он – плод воображения Эллиота.]
Это приводит нас к вопросу о том, каким количеством правды владеет Эллиот, и действительно ли он видит все так четко, как предполагает. Подобно Веллику, Эллиот думает, что видит вещи такими, какие они есть. Но у Эллиота есть свой вредоносный код, эксплуатирующий уязвимости, и в этом случае, он отказывается замечать самые очевидные слабости: он скорбит. Как видно из вступительных воспоминаний, Эллиот чувствует настоящую связь с Шейлой с самого начала. И, что более важно, он винит себя в ее смерти. «Ты мог бы быть худшим психопатом», – говорит она ему. Но нет ничего, что можно было бы сравнить со случившимся с Шейлой. Вы не хотите жить с виной за то, что обидели тех, кто много для вас значит – копируя самую честную реплику Анжелы, скажу, что это паршивое чувство. И пока Эллиот не признает, что горюет, это будет отрывать его от жизни. Он будет срываться на тех, кто его окружает. Он будет бесноваться в своей социофобии, как сделал со своим психотерапевтом, и пока он видит все в таком свете, будет только хуже. Учитывая неоднозначное состояние разума Эллиота Алдерсона, я не уверен, что любой мог бы с этим справиться.
Мысли вслух:
• Надеюсь ни у кого из вас не было положительной привязанности в песне FKA Twigs «Two weeks», потому что «Мистер Робот» сделал ее саундтреком к мерзкому деянию Веллика. Он будет жесток, но насладится этим. Кстати говоря, какое мастерское использование звука – нарезка музыки всецело притягивает к сцене, когда Тайрелл отстраняется от безжизненного тела Шерон, оказавшимся непригодным для интимных действий.
• Сцены с Трентон на этой неделе весьма приятные. Они довольно хороши и с оттенком человечности, а также знанием, что она видит все остальные, менее благородные мотивы, чем ее собственные. Это честно, и эгоцентрично. Этим-то она мне и симпатична.
• Мистер Робот прибегает к уловке с пистолетом на встрече с Ромеро – разве это не дань уважения персонажу Кристиана Слэйтера из «Смертельного влечения»? Его реплика о том, что «Видел бы ты свое лицо!», ощущается как прямая отсылка к Джей-Ди, разве нет?
• Честно говоря, если бы кто-нибудь поговорил со мной так же, как Эллиот поговорил с Кристой в последней сцене, я бы сто процентов позвонил в полицию. Он воспринимается как психопат. Люблю тебя, Эллиот! (Серьезно, Рами Малеку, очевидно, еще века назад было суждено родиться и сыграть эту роль.)
• Наблюдая за тем, как Эллиот сжигает свои файлы и называет их альбомом группы «Cure», мы можем сказать, что это последнее, что осталось у него от нее [Шейлы], еще один приятный штрих гуманиста. Может Эллиот и не обращает внимания на свое горе, но он определенно под влиянием одного из тех чудовищ, с которыми мы сталкиваемся, когда теряем кого-нибудь.
• Кто-нибудь знает, где можно купить новый продукт Ромеро? Я для друга спрашиваю.
«Мистер Робот» на канале USA Network с 24 июня 2015.
Перевод выполнен Deruddy специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы Twilight Russia™ Оfficial community Vk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
TV Club: «Мистер Робот» – Вот что ты хотела услышать?
|