На Netflix вышел приключенческий детектив «Энола Холмс», посвящённый младшей сестре легендарного сыщика Шерлока Холмса. По сюжету девушка сбегает от старших братьев, чтобы найти пропавшую без вести мать. В главных ролях снялись Милли Бобби Браун, Генри Кавилл, Сэм Клафлин и Хелена Бонем Картер. Кинокритик «Газеты.Ru» Павел Воронков — о том, почему «Энолу Холмс» стоит посмотреть, даже несмотря на вольное обращение с наследием Артура Конана Дойля.
Со всей историей про коронавирус мы подзабыли о важном: главные героини планеты (нисколько не умаляя заслуг врачей) — это девочки и девушки. Билли Айлиш, Грета Тунберг, далее по списку — вы и сами знаете. Совсем недавно об этом напоминала «Мулан» — удачный игровой ремейк «диснеевской» классики, исправивший все недочёты оригинала.
Теперь слово за Netflix: сервис выпускает «Энолу Холмс», экранизацию первой книги из пастишного янг-эдалт-цикла о приключениях младшей сестры самого известного сыщика в мире. Произведения Артура Конана Дойля о ней вероломно умалчивали, поэтому девушку пришлось выдумывать американке Нэнси Спрингер.
Впрочем, наследники придерживаются другого мнения — и намерены засудить писательницу, а заодно Netflix и студию Legendary. Предлог, стоит отметить, изобретательный: якобы раз Шерлок Холмс испытывает эмоции, это подпадает под содержание последних десяти рассказов, права на которые пока не стали общественным достоянием.
Но вернёмся к фильму. Энола (Милли Бобби Браун) всю жизнь провела наедине с матерью Эудорией (Хелена Бонем Картер). Отец рано умер, братья — Майкрофт (Сэм Клафлин) и Шерлок (Генри Кавилл) — давно покинули родное поместье, не приезжают и не пишут. В день своего 16-летия Энола обнаруживает, что её мать куда-то исчезла. Это обстоятельство вынуждает Майкрофта и Шерлока всё же посетить родовое гнездо. Однако вместо того, чтобы помочь сестре в поисках пропавшей родственницы, они хотят отправить её в женский интернат, где из «дикарки» выплавят «настоящую леди». Тогда девушка решает взять дело в свои руки — и по примеру шарообразного героя известной сказки сбегает от непутевых старших. По пути она встречает ещё одного беглеца — юного виконта Тьюксбери (Луис Партридж).
Это уже четвёртый фильм в этом году, снятый по сценарию Джека Торна, человека крайне непредсказуемого — он способен выдавать как совершенно чудесные вещи («Молокососы»), так и невозможно пресные («Аэронавты»), не говоря уже об откровенно чудовищных («Гарри Поттер и проклятое дитя»). «Энола Холмс», к счастью, попадает в первую категорию. Это увлекательное приключенческое кино, за которое можно (и даже нужно) смело усаживаться с ребёнком — без перспективы заскучать.
Кроме того, выясняется, что успешный проект, связанный с фамилией «Холмс», вовсе не должен фонтанировать маскулинностью и слоу-мо (прости, Гай Ричи) — или разворачиваться в наши дни (простите, Марк Гэтисс и Стивен Моффат). Хотя, конечно, прежние экранные воплощения Шерлока здесь не игнорируются полностью. О фильмах с Робертом Дауни — младшим напоминают околостимпанковый Лондон, манерный саундтрек и общая хлёсткость повествования. А о сериале с Бенедиктом Камбербэтчем — модернизация, только не фактическая, а смысловая. Разумеется, это кино о феминизме — о чем же ещё.
Так что в первую очередь фильм похож не на предшественников по шерлокиане, а на современные истории о своенравных и независимых женщинах: сериалы «Дрянь» и «Убивая Еву». К обоим приложила руку главная сценаристка момента — Фиби Уоллер Бридж, а ещё над ними же трудился режиссёр Гарри Брэдбир, который и снял «Энолу Холмс». Поэтому регулярный слом четвёртой стены (Энола крайне разговорчива) и надменность в отношении мужчин (совершенно обоснованная) не вызывают удивления — ясно, откуда растут уши.
Особенно чувствительных зрителей может раздосадовать отсутствие снисходительности к всем известным героям. Майкрофт — убеждённый сексист, не терпящий женской самостоятельности. Шерлок женщинам вроде бы сочувствует, однако ничего для изменения их положения предпринимать не намерен, даже когда речь идёт о родной сестре (при этом фильм однозначно заявляет, что это дело и мужчин тоже). Естественно, в итоге Энола обставляет и того, и другого.
Впрочем, наблюдать за братьями Холмс всё равно приятно. Генри Кавилл по-прежнему возмутительно обаятелен — и, надо сказать, в родной британской обстановке смотрится куда выгоднее, чем в американской супергероике. Действительно похожий на него чертами лица Сэм Клафлин, изображавший злодея в последнем сезоне «Острых козырьков», такой же притягательностью похвастаться не может, но в результате чем-то вроде симпатии проникаешься и к нему (у него есть вполне трогательная любовная линия с героиней Фионы Шоу, игриво оставленная пунктирной).
И всё же главное лицо здесь — Милли Бобби Браун, которая успешно демонстрирует, что способна не только по-щенячьи распахивать глаза и истошно вопить от ужаса. В её исполнении юная сыщица завораживает: она невероятно живая и яркая, каждую эмоцию невольно проживаешь вместе с ней. В «Эноле Холмс» 16-летняя актриса не только сыграла выдающуюся роль, но и выступила в качестве продюсерши, о чём мечтала ещё со съёмок в «Очень странных делах». Прибавьте к этому статус самого юного посла доброй воли ЮНИСЕФ — и вот, пожалуйста, ещё одна героиня момента. В распоряжении Netflix есть ещё пять книжек Нэнси Спрингер, и здесь хочется одного — пожелать наследникам Артура Конана Дойля как можно меньше удачи в суде.
За информацию благодарим сайт gazeta.ru
Следствие ведёт колобкиня: в «Эноле Холмс» сестра уделывает Шерлока
|