Любому, кому приходилось видеть, как страдают любимые, то «Все еще Элис» трогательно и реалистично показывает, как это влияет не только на жизнь самого человека, но и на всех кто его окружает. Режиссеры Ричард Глацер и Уош Уэстмоленд показали опыт Элис Хаулэнд (сногшибательная игра Джулианны Мур): замужнего, известного профессора лингвистики с тремя взрослыми детьми (в ролях Кристен Стюарт, Кейт Босворт и Хантер Пэрриш), которая узнает, что у нее развивающаяся на ранней стадии болезнь Альцгеймера и борется за то, чтобы остаться той, кем она была раньше, так как она ужасно быстро начинает забывать все.
Во время пресс-конференции фильма знаменитые коллеги по площадке Джулианна Мур и Кристен Стюарт говорили о попытках понять, каково это жить с болезнью Альцгеймера, о том, как это заболевание стремительно распространяется, как общество Альцгеймера чувствует свою значимость и силу, несмотря на то, что они не сталкивались с недугом на личном опыте, и что им понравилось в работе друг с другом. Читайте ниже то, что актрисы хотели рассказать.
Вопрос: Джулианна, как вам удалось сыграть эту женщину, если никто, на самом деле, не знает, каково это жить с этой болезнью? ДЖУЛИАННА МУР: Это великолепный вопрос. Никто, на самом деле, не знает. Это, конечно же, было большим испытанием, и это то, о чем мы много говорили, работая над фильмом. Это не обычный проект, потому что это единственный фильм, который я видела, рассказывающий об этом состоянии, подавая его абсолютно субъективно, часто с точки зрения героини. Как правило, мы видим такие истории глазами тех, кто ухаживает за больными или другими членами семьи. Но это личный опыт самой Элис. Так что, единственное, что я могла сделать – это изучить это вопрос. Не то чтобы я когда-нибудь смогла бы понять все это на 100%, но я спрашивала у всех, кто мог бы хоть что-то мне объяснить. Я начала с главы Ассоциации Альцгеймера и я говорила по Скайпу с женщинами, у которых совсем недавно диагностировали это заболевание. Я поехала в город Синай, что в Монтане и разговаривала с докторами и исследователями. Я прошла их познавательный тест. Я ходила в Нью-Йоркскую Ассоциацию Альцгеймера и посещала группы поддержки, где говорила со многими женщинами. Также я была в учреждении, которое предоставляет долговременный уход за больными Альцгеймером. Я пыталась встретиться со всеми, на каждой стадии заболевания. Люди были так щедры и не скупились ни своим временем, ни информацией. Я всегда спрашивала у них: «Не могли бы вы мне сказать, каково это?», и они пытались мне объяснить. Они говорили, что все время чувствуют себя по-разному, что у них бывают хорошие и плохие дни, что они могут искать слово, пытаться его вспомнить, но оно просто не будет появляться в памяти. Работая над фильмом, мы все думали над тем, что по другую сторону этой болезни и, я считаю, именно эта «другая» - изнаночная сторона так пугает людей. Они задают себе вопрос: «Тогда кто же я, если у меня ничего нет?». Что ж, я не знаю каково это, но я подобралась к ответу максимально близко. Я думаю, всясъемочная группа пыталась показать болезнь настолько реалистично, насколько это возможно.
Учитывая развитие общества, кажется, мы всегда считаем, что можем собраться и исправить все неправильное, но в данный момент мы не можем сделать ничего, чтобы исцелить больных Альцгеймером. Вы обеспокоены этим? ДЖУЛИАННА МУР: В журнале Time однажды написали, что у женщин после 60-ти есть 1 из 6 шансов получить болезнь Альцгеймера и такие же шансы получить рак груди. Это заболевание, которое стремительно распространяется и поражает все большее количество людей. Самое страшное в этой болезни то, что если ваш диагноз положительный, вы можете сделать очень мало для того, чтобы изменить прогноз или хотя бы препятствовать развитию. Мы не знаем абсолютно ничего. Мы знаем, что есть взаимосвязь между здоровьем мозга и здоровьем сердца. Есть генетическая расположенность, заболевание развивается, когда человек уже в зрелом возрасте. Но 30 или 40 лет назад никто не знал, как бороться с раком. С достаточным количеством денег, времени и исследований ученые могут сделать так много. Люди в Ассоциации Альцгеймера считают, что они в шаге от значительного открытия.
Кристен, вы успешная актриса, которая обладает большими привилегиями, но в этом фильме вы играете честолюбивую, актрису в бедственном положении. Легко ли было сродниться со складом ума вашего персонажа? КРИСТЕН СТЮАРТ: Одна из наибольших проблем становления подростка, как личности – это понимание того, чем ты хочешь заняться, и что делает тебя счастливым. Лидия поняла это довольно рано. Смелый поступок - следовать этим решениям и доводить их до конца, и только потом делать выводы об их правильности. Я уважаю ее по тем же причинам, из-за которых я уважаю некоторых своих друзей, которые еще не достигли того, что они хотели в своих самых диких мечтах. Они до сих пор работают для достижения этих целей. Мне повезло находить выходы из всех положений, в которых я бывала. Но я все еще ищу свои главные истины. С каждым проектом, я все больше думаю о том, как хочу найти нужное место для того, чтобы все бросить. У любого актера есть чувство, которое мотивирует тебя на поиски этого «места». Я ручаюсь. Если бы я перестала работать завтра, у меня бы все равно остались эти чувства и порывы бросить все и найти ответы на интересующие вопросы, и удовлетворить все желания. У меня появляется это чувство каждый раз, когда у меня появляется идея сказать что-то мощное, как например: «Я достаточно хороша, чтобы быть в твоем фильме». Это веское утверждение и каждый раз, когда я говорю что-то подобное, я думаю: «Правильный ли это выбор?».
Джулианна, в этом фильме вы играете супругу и мать одновременно. Как вам удалось найти баланс между этими двумя ролями вашей героини? ДЖУЛИАННА МУР: Одна из интересных вещей об этом фильме – это то, что мне пришлось работать над персонажем женщины, которая уже многого достигла. У нее успешная карьера, счастливый брак, трое детей, которые, как она надеется, будут счастливы. Впервые и я, и зритель видим ее в том прекрасном этапе жизни, где нам бы всем хотелось оказаться. Она сбита с ног новостью о болезни, - это очень драматично и это изменило жизнь всей ее семьи. Я думаю, это интересно даже с точки зрения сюжета. Все может быть идеально или все может быть обычно, но моя героиня не знает, как все бывает всегда. В этом фильме столько красоты. В начале вы видите эту прекрасную, замечательную семью. Затем вы видите, как трансформируется эта красота, реагируя на болезнь и проблемы матери, и в конце вы тоже увидите красоту, когда поймете главную идею картины. Мы все время дискутируем о семье и работе, и о том, как их сбалансировать, но в конце дня разве не эти две вещи и являются самыми важными? Это то, что есть у всех нас. У нас есть работа, которую мы хотим делать и люди, которых мы любим. Это интересно, потому что в этом квинтэссенция наших жизней.
Кристен, если бы вы оказались в этой ситуации, вы думаете, вы бы отреагировали так же, как ваша героиня? КРИСТЕН СТЮАРТ: Что ж, я думаю, это проще для человека, который живет и снисходительно относится к двусмысленности жизни, учитывая то, что Лидия – это человек, которому присущ артистизм и ей не совсем нужны ответы. Она не притворяется, что может точно сказать, чего она хочет. Она говорит нам: «Я не знаю, чего я хочу, и это нормально. Я преодолеваю это». Я думаю, ребенку легче смотреть на мать с чем-то настолько неопределенным. Также ребенку легче ценить мгновенье и жить им. Просто потому что ты не можешь получить окончательный ответ на вопрос, каким будет будущее, или ты не можешь назвать проблему по имени, все еще стоит жить ради этого потенциально чудесного момента. В то время как те, кто хочет распланировать все наперед, и решить проблему как уравнение, не могут жить с этой неизвестностью. Я сродни своему персонажу в том, что у меня определенно нет ответов, и я ищу не их. Я не тот человек, который хочет чувствовать себя непоколебимо и быть уверенным в том, что ничего не изменится. Я наслаждаюсь изменениями. Не то чтобы она больше склонна к этому или у нее есть что-то для того, чтобы быть эмоционально сильнее. Это не сила. Просто люди такими рождаются. Внутри этой истории и в пределах чье-либо реальности – это может быть похоже, и я молю бога, чтобы у больных Альцгеймером были близкие, которым не нужны ответы и которые могли бы просто проводить с ними время, забывать каждое предложение, и все же наслаждаться мгновеньями, проведенными вместе.
Есть ли у кого из вас личный опыт, связанный с Альцгеймером? ДЖУЛИАННА МУР: У меня нет личного опыта, связанного с Альцгеймером. Мне повезло на этот счет.
КРИСТЕН СТЮАРТ: Я никогда не сталкивалась с Альцгеймером в моей семье или у любимого. У меня есть одна история, которая случилась, когда я была ребенком на ужине у друзей семьи. Я вошла в комнату, где сидела старушка, и возникла достаточно странная ситуация. Мы начали говорить, и я быстро поняла, что что-то было не так. Я была маленькой, поэтому не знала, что это было, но я уверена, что она была той, кто как вы сказали, болеют Альцгеймером в преклонном возрасте. У нас с ней была какая-то связь, которая поразила нас обоих в тот момент с такой силой, что вы могли бы почувствовать, насколько мы были связаны эмоционально. Я видела в ее глазах как бесценно это было и как это продолжалось. А потом, она спросила меня, где ее сестра и я ответила: «Я не знаю. Пока». Мы ужинали, но она не была с нами. Она сидела за столом, но абсолютно и постоянно ее игнорировали. Я чувствовала, что душа этой женщины, несмотря на то что ее тело и разум ограничивали ее, пела. Ее просто не слышали. я долго не могла этого забыть. Это было первое, чем я поделилась с Уошем Уэстмолендом и Ричардом Глацером, когда мы обсуждали сценарий. Я не обвиняю семью, которая игнорировала ту женщину, определенно нет. Я была ребенком, который провел там 30 секунд. Но, наверное, дело не в этом. Возможно, есть связь, которая зажигает двух людей и они многое дают друг другу. То, что и вправду объединило меня со «Все еще Элис» и способствовало второму творческому сотрудничеству с Джулианной Мур – это то, что люди, о которых мы хотели рассказать, забыты, но не потеряны. Все могли бы быть счастливее и иметь намного больше. Понимание этого заставило меня эмоционально отдаться этому фильму так, как я не стала бы, если бы ребенком я не встретила ту женщину
Кристен, понравилось ли вам работать с Джулианной Мур? КРИСТЕН СТЮАРТ: Мы знаем друг друга вот уже несколько лет, и я была уверена, что смогу сыграть ее дочь и иметь с ней взаимоотношения. В общей сложности, я провела с ней очень мало времени перед фильмом.
ДЖУЛИАННА МУР: Это было время на мероприятиях.
КРИСТЕН СТЮАРТ: Но я открыла то, чего я не ожидала: она превосходит технические аспекты того, что она делает, хоть она и мастер в них, и в правду может жить и дышать в них. Я ребенок, поэтому с моей стороны глупо говорить об этом, но я видела множество людей за этим процессом. Меня поразило то, что ей действительно нравится колебаться между эмоциональной, спонтанной, пугающей стороной с одной стороны, и взвешенной и подготовленной с другой. Как только она в образе, она позволяет себе в нем остаться. Я обожаю ее, и хоть это и странновато говорить о ней в этой комнате, но я искренне и неуместно заявляю, вот так напрямик, что если вы назовете ее дурочкой, у вас будут серьезные проблемы.
Я многому научилась. Я многому учусь у актеров, которые, на мой взгляд, не лучшие. Каждый новый опыт оттачивает нас самих. Мне приходилось работать с актрисами, и я говорю «актрисами», потому что они просто подобие женщин, которые добились того, что они имеют, путями, которые не подвластны моему пониманию. Когда я встретила Джулианну и начала с ней сближаться, у меня была возможность наблюдать за тем, как она выполняла это необыкновенное и тяжелое задание, и могу сказать, что мне близок способ, каким она всего достигает. Я была так счастлива от этого. Я хочу знать, как нас видит зритель, под какими углами нас показывают, я хочу говорить с главным режиссером, я хочу целый день раздражать режиссера о том, какие сцены мы сегодня снимаем, потому что я хочу использовать каждую секунду, которая у нас есть, чтобы рассказать эту историю. Это так весело. Я не знаю, что нужно для того, чтобы остаться нетронутым, не впутанным в эту ситуацию. Джулианна – техник душ. Я никогда такого не видела, и, слава Богу, она не тот человек, который может сказать: «Я даже не знаю, где находится камера, я просто в ней». Нет, она знает. Вот поэтому она лучше многих.
Джулианна, а вам понравилось работать с Кристен Стюарт?
ДЖУЛИАННА МУР: Неважно нравится мне или не нравится человек. Мне нужно любить кого-то для того, чтобы с ним работать. Я – профессионал. Но когда ты получаешь бонус в виде симпатии, связи и наслаждения работой с человеком – это потрясающе. И я думаю мы почувствовали это как люди, как актеры и как партнеры. Это развязывает руки. И благодаря этому съемки прошли очень легко для нас.
Кристен, что вы ищете в персонаже, когда соглашаетесь на съемки?
КРИСТЕН СТЮАРТ: Я была не безразлична и сопереживала большинству персонажей, которых сыграла. На мой взгляд, это честнее и правильнее всего не только для проекта, в котором ты работаешь, но и для тебя, как для актера. Я очень редко переставала быть той, кто я есть, чтобы сыграть роль, непонятную мне. Не знаю, сделаю ли я это когда-то. Однажды, возможно. Я не знаю. Нет какой-то особенной черты сходства между героями, к которым я тяготею. Я думаю, вы видите меня в них, потому я не могу и не пытаюсь скрыть саму себя. Я играла нескольких персонажей, которые были написаны с настоящих людей, и тогда я чувствовала, как сильнее всего приспосабливалась и менялась. Но даже в то время, причиной почему меня так тянуло к тем героем, было то, что я чувствовала в них невероятное количество самой себя, что куда более важно. Я не совсем заинтересована в том, чтобы играть то, что я знаю. Конечно, мне удобно запускать руку в волосы, когда я чувствую себя небезопасно, и это можно увидеть на пленке, поэтому вы можете приписать мне эту манерность в жизни, и в этом нет ничего страшного. Но причина, из-за которой это происходит – это то, что я хочу там быть и делать это. Я хочу узнать, почему я беспокоюсь о проекте. Я хочу узнать, почему меня наполняет то или иное чувство, когда я читаю сценарий, или когда говорю по телефону с режиссером. Мне необходимо проживать это, для того чтобы я могла понять другую сторону всего этого. Ретроспектива 20 к 20 и я узнаю что-то, но только в тот момент, когда я всю себя отдаю персонажу. Вот что я люблю делать.
«Все еще Элис» в кинотеатрах с 16 января. Перевод выполнен ღVendettaღ специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.