«Игра, которая покончит со всеми играми между нами…»
Принцип чеховского ружья подсказывает нам, что если в первом акте есть ружье, то в третьем ничем хорошим это не закончится. «Мистер Робот» верен своей форме изложения, так что он взял эту идею и обновил ее в соответствии с возрастной технической паранойей, представляя нам то, что, кажется, является первым постом Чехова в Instagram'е.
Конечно же, это были гениальные заранее продуманные предвступительные титры, флэш-бэки в то, что было до хакерской атаки, до «К черту общество», даже до того, как Эллиот стал работать в «Allsafe Cybersecurity», рассказывая предысторию Мистера Робота и усатой маски, ставшей лицом «К черту общество». Как оказалось, маска вовсе НЕ является отсылкой к Монополисту (персонажу игры «Монополия»); эта дешевая подделка за 99 центов – лицо одного из персонажей фильма ужасов «Скромная резня буржуазии», низкобюджетного пафосного фильма, который можно смотреть только если обкуриться или лежать, упиваясь жалостью к себе. К счастью, Эллиот и Дарлин делают и то, и другое, прежде чем последний хватает свой телефон, чтобы выложить это в Instagram'е, потому что «люди должны узнать об этом фильме».
О «Мистере Роботе» можно сказать только то, что в этом шоу мало что делается без определенной цели. Мы не можем припомнить ни одного «ружья», которое Сэм Эсмэйл поместил бы в центре кадра, и которое потом не выстрелило бы (в смысле, кто-то же использовал пистолет, спрятанный в аппарат для приготовления попкорна). И насколько же адекватна эстетика «Мистера Робота», начиная с социальных сетей (технологий, с которыми мы сталкиваемся ежедневно) и закачивая дымящимся дулом пистолета (в случае «К черту общество»). Агент ФБР Доминик ДиПьерро уже почти собрала все кусочки вместе: тело Ромеро навело ее на флайер, на галерею, на вечеринку «Конец света», которая, как мы знаем, транслировалась онлайн. В этом сезоне мы уже узнали, что неважно, как много систем сетевой защиты или защитных мер создаст «К черту общество», чтобы спрятать концы в воду, потому что где тонко, там и рвется: невозможно контролировать членов организации, делающих селфи с парой гигантский латунных бычьих яиц. Это так же высокомерно, как использовать в качестве секретного убежища помещение, на фасаде которого красуются буквы «F SOCIETY» [«К черту общество»], инстаграмить фильм, о котором, кроме тебя, никто и никогда не слышал. «Люди должны узнать об этом фильме». Сколько времени пройдет, прежде чем узнают не те люди?
Пост Дарлин был не только существенной деталью блестящего открытия с оттенком ужаса и жути, на подобие тех, которые случаются в «Очень странных делах» канала Netflix, Музыка где-то на стыке призрачности 1980-х и удивительной середины 1990-х подчеркивает сцену, в которой мы буквально наблюдаем за рождением монстра. Странно думать, что Рами Малек, выдающийся фотогеничный актер, представил здесь одну из наиболее привлекающих внимание киноработ, под маской. Но это сработало, потому что мы впервые видим Малека, играющего Мистера Робота, а не Эллота. (Помогает и то, что всё это закончилось аудио-пугалкой от Мистера Робота, которая, с научной точки зрения плане телевизионной критики, если честно, напугала нас.)
Гениальность вступления делает всё это еще более разочаровывающим, потому что эпизод выглядит наиболее слабым из всех, что были до него. Послушайте, шоу про компьютерных хакеров с раздвоением личности, одного из которых играет Кристиан Слэйтер, однозначно никогда не будет деликатным, снисходительно обращающимся к зрителю. Главная затея четвертого эпизода «Init 1.asec» – самая настоящая игра в шахматы между Эллиотом и Мистером Роботом, победитель получает… хм… жизнь? – это было настолько «в точку», что буквально обезоружило нас. В смысле, это же такое простое объяснение всего тезиса шоу, которое все мы понимаем. Эллиот борется сам с собой, всегда боролся; это битва, в которой он не может победить, потому что Мистер Робот – сумасшедший и помешанный, неуравновешенный, но он также имеет жизненно важное значение. Это некая странная точка где-то посередине между другими, которая фактически изменила мир; убить одну из них означало бы уничтожить остальные, не оставив ничего. Но тратить целый эпизод на то, что это основная идея и выводить ее на экран? Это ничего не доказывает. Это шаг назад.
Возможно, безопасней было бы показать кое-что действительно прекрасное – мечты Эллиота о счастливом будущем в кругу людей, которыми он дорожит, которые дорожат им, рядом с тем, кто, возможно, однажды будет заботиться о нем, несмотря на все странности. Это эффектно, потому что поднимает на поверхность очевидные идея, представляя шахматы в ином свете. За всё время своего одиночества Эллиот, каким-то образом, скопил очень длинную очередь из тех, с кем можно общаться: «К черту общество», Корпорация Зэт, «Allsafe», Анжела. Изоляция Эллиота вовсе не на благо обществу, или капитализму, или еще какому-нибудь философскому бреду; это Эллиот. Так что, да, он борется сам с собой, но по неправильным причинам. Цель не в том, чтобы покончить с той или иной стороной, «уничтожить», как назвала это Криста, а в том, чтобы сочетать в себе обе эти стороны, чтобы стать, наконец, на удивление обаятельным, чутким человеком, которому всегда рады за обеденным столом. Эллиот – это Мистер Робот, Мистер Робот – это Эллиот, и отрицание этого является куда большим уничтожением, чем бойня, которую Эллиот тщательно скрывает внутри себя.
«Ты мне нужен. Только ты».
А где-то в другом месте всё катится в пропасть.
Дарлин обнаруживает, что ей тяжело удержать друзей в своем пост-хакерском мире, и никто не сказал, что ее жизнь пойдет таким путем (ну, кроме Эллиота: «Мы пересекли черту, на которую не подписывались», – сказал он ей; хотя это не совсем верно). С одной стороны, ФБР всё ближе подбирается к «К черту общество» из-за плохо запрятанного флайера в доме Ромеро. С другой – Темная армия, опасная группа хакеров, во главе с одержимым временем фанатиком по имени Белая Роза, не слишком довольна разгильдяйским поведением Дарлин и компании.
Но есть и кое-что еще… куда большее, но «Мистер Робот» продолжает удерживать своих персонажей в состоянии постоянного головокружения, что трудно отличить черную от белой (розы). Ключевым моментом для стабилизации может стать та составляющая, которую не сможет увязать даже Доминик ДиПьеро: у Ромеро был список агентов ФБР, которые допрашивали Гидеона Годдарда.
Гидеон Годдард слишком много знал… и был убит. Ромеро слишком много знал о Гидеоне Годдарде… и был убит. «Мистер Робот» – шоу, одержимое моделями, созданием циклов, если вам угодно, так что следуйте по цепочке, не возвращаясь не только к Темной армии или Тайрэллу Веллику, или ФБР, но и к самому Эллиоту. «Людям больно из-за нас», – отмечает Эллиот во время игры с шахматы с Мистером Роботом. Это попытка отвлечься, или исповедь? Почему так прекрасно построенный цикл превращается в хаос, параллельно с тем, как затягивается и подтягивается окровавленная повязка на голове Эллиота, в то время как продолжают умирать только нужные люди, чтобы как можно дольше удерживать всё это вместе?
«Мир, который я всегда желал, – говорит нам Эллиот. – И, знаешь? Я очень хочу за него сражаться». Мы уже видели, что это за борьба, в которой Эллиот готов уничтожить часть себя. Что же он готов сделать со всем остальными?
Коротенько о главном: • Как-то не получается у нас в полной мере объяснить Рэя и его очевидный теневой «онлайн-бизнес», но как же нам нравится тот факт, что его не менее сомнительного прихвостня зовут Одинокая Звезда.
• Заметка на полях: Одинокая Звезда, пугающий прихвостень, который должен был наблюдать за Элиотом, не заметил, как тот прямо у него под носом хакнул ФБР.
• Благодаря нашей вере в «Мистера Робота», мы знаем, что линия Анжелы в Корпорации Зла рано или поздно получит развитие и ответвление, но пока что, по сравнению с первым сезоном, там творится полнейший бардак.
• В шахматном поединке Эллиота и Мистера Робота хочется отметить следующее: это дало нам дополнительное понимание / подлинное переживание за людей, которые в парках Нью-Йорка играют в шахматы самом с собой.
• На заметку: Джоанна Веллик безусловно, подняла на новый уровень… ЧТО-ТО… что включает в себя шантаж сотрудника парковки, на которой проснулся Эллиот после своей трехдневной отключки.
• Брэдли Дэррил «БиДи» Вонг – сокровище. Для записи: хотя мы бы предпочли серьги, которые слева.
Перевод выполнен Deruddy специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
«Мистер Робот» (резюме S2Ep04): Чехов в Instagram-е
|