Он сделал себе имя как подросток-вампир, красавчик Эдвард Каллен в «Сумерках». Затем его турбулентный роман с коллегой по фильму Кристен Стюарт стал темой №1 во всех таблоидах, по всему миру. Теперь Роберт Паттинсон – старше, мудрее и пытается избавиться от своего бывшего образа голливудского красавчика. С нами он поговорил о своей новой роли в антиутопии «Ровер» Дэвида Мишо.
Есть момент в «Ровере», футуристическом вестерне Дэвида Мишо, события которого разворачиваются в Австралийской глубинке, в котором персонаж Роберта Паттинсона сидит в кабине грузовика ночью, слушая по радио песню Кери Хилсон «Pretty Girl Rock». Та ночь черна, радио пищит и трещит, и Паттинсон начинает подпевать. «Не ненавидь меня, потому что я красив», поет он, его голос высок и плаксив, слова приглушаются губами, которые цепляются за грязные зубы. «Не ненавидь меня, потому что я красив».
Это поворотный момент для Рэя, медленного, нуждающегося в направлении молодого мужчины, которого играет Паттинсон, но также это чувствуется такой себе опорной точкой в карьере самого актера; небольшое напоминание для зрителей о том, насколько далеко он забрался от тех дней, когда был просто голливудским красавчиком.
Паттинсон, который пришел на наше интервью этим утром, кажется, делает то же самое; он делает два шага по комнате, указывает на ковер в номере и говорит, что «он выглядит как картинки в стиле «Magic Eye»». И это действительно так – дерзкая, размытая картинка в кремовую и черную полоску. Но замечание Паттинсона также служит для того, чтобы оттянуть внимание от него, как будто его тяготит то, что именно он находится в центре его, что он тот человек, на которого все смотрят на улице.
Паттинсону было 22, когда его выбрали на роль Эдварда Каллена в Сумеречной саге, 5-фильмовой экранизации подростковых вампирских романов-бестселлеров Стефани Майер. За одну ночь он стал одной из самых обожаемых молодых голливудских звезд, которого, куда бы он ни пошел, преследуют папарацци и кричащие фанаты. Его назвали «самым красивым мужчиной в мире» по версии «Vanity Fair», и одним из «100 самых влиятельных людей» по версии «Time». На фоне всей этой суеты и безумия он также начал отношениям с коллегой Кристен Стюарт, а это значило, что пара редко когда покидала страницы светской прессы.
Сейчас ему 28. Последний фильм Сумеречной саги вышел, роман со Стюарт окончен, и его наконец-то приняли как серьезного актера.
Вначале актер главных мужских ролей («Помни меня», «Воды слонам»), он отказался от них ради более сложных персонажей – он заработал впечатляющие отзывы за роль молодого миллиардера в экранизации Дэвидом Кроненбергом романа «Космополис» Дона ДеЛилло, и вскоре мы увидим его в еще одном проекте Кроненберга, «Звездной карте» - а еще он сыграл вместе с Николь Кидман в биографической ленте о Гертруде Белл под названием «Королева пустыни».
Но сейчас он укоренился в «Ровере» Мишо, блестящей мрачной истории об одиночке (Гай Пирс), который гонится за бандой жуликов, укравших его машину. По пути он подбирает Рэя (Роберт Паттинсон), брат которого – один из воров – бросил его умирать после неудачного ограбления, и вместе они несутся через австралийскую пустыню, теперь уже жестокую, беззаконную землю десять лет спустя после экономического коллапса.
«Я просто подумал, что он поразительно оригинален», - говорит Паттинсон о своем первом прочтении сценария Мишо. – «Даже в том, как он выглядел на странице».
«У Дэвида очень специфический способ написания диалогов. Очень функциональный, очень жесткий стиль написания, немного диковатый, но все ж это касается не только стиля написания – но и эмоций. Так естественно было сравнивать его с чем-то таким как «Старикам тут не место». Я всегда чувствовал, что именно так должны быть написаны фильмы. И в действительности это не чувствовалось как сценарий фильма – это было похоже на сон».
Паттинсон очень особенно говорит: он говорит мягко, внимательно о предмете, который очень много значит для него – как например сценарий Мишо или актерское ремесло – только затем, чтобы потом добавить нечто такое как «это было безумие!» или разразиться хриплым, немного диким смехом. Отчего складывается впечатление человека, который не совсем уверенно чувствует себя в своей шкуре.
Ему пришлось пройти прослушивание для «Ровера» - процесс, который он ненавидит. «Я вполне хорош на встречах», - говорит он. – «Если я просто встречаюсь с кем-то по работе, я как собака, особенно если мой агент говорит мне: «Многие люди хотят эту роль». Тогда я такой: «Да? Тогда я делаю все, что угодно, чтобы получить!»». Какова его техника? «Я не знаю, я просто становлюсь чертовым художником!», – он смеется. – «Вот когда я начинаю играть! Я действительно намного лучше, когда камеры не включены…».
Но прослушивания закаляют его. Он говорил о добрых 45 минутах «невроза», через которые должен пройти на каждом прослушивании. «Я просто не могу… Я буквально не могу сделать это», - пытается он объяснить. – «Я просто чувствую себя неудобно, пытаясь работать с американским акцентом или сидя в углу, пытаясь выделиться». Что помогает ему пройти через подобные неврозы, что происходит после этих 45 мучительных минут, что помогает ему играть? «Обычно то, что вы знаете, кто-то действительно верит, что вы можете сделать это», - говорит он. – «Из-за этого я кажусь таким идиотом. Это безумие».
Но радости актерства перевешивают подобные моменты.
«Так или иначе, я думаю, что есть нечто глубоко удовлетворительное в том, чтобы смотреть на то, что ты сделал после, или просто снимать сцену и чувствовать: «Вау, на мгновение я пережил этот невероятный опыт!».
Он остановился. «Всего на одну секунду», - он говорит мягко. – «И обычно люди не замечают даже этого. Кажется, буквально, будто вы уснули на мгновение». Он вспоминает такие моменты во время съемок этого фильма. «Это не самая большая сцена, ее даже нет в фильме, это было на репетиции. Мы с Гаем к тому моменту уже совершенно сошли с ума – мы были в пустыне и понемногу становились этими безумными бездомными людьми. Я повернулся и посмотрел на него и просто в действительности понял, что мы больше не играем». Он смеется. «И почему это чувствовалось таким хорошим? Это так странно».
Легко предположить, что, будучи привязанным к долготекущей Сумеречной саге, это удерживало его от переживания подобных моментов, от взросления как актера, но он утверждает, что эта роль требовала от него большего, чем другие. «Я думаю, «Сумерки», вероятно, были самой сложной ролью, которая была у меня», - говорит он, - «потому что, снимаясь в пяти фильмах, действительно сложно придумать то, что не было бы скучным. Особенно если вы еще и не можете умереть. Ведь в чем тогда драма? Вы же не боитесь ничего! А в этом-то вся суть драмы: в жизни и смерти».
Паттинсон родился и вырос в Лондоне, но многие его кинороли требуют американского акцента. В «Ровере» Рэй с американского Юга, и, как и многие, переехал в Австралию в поисках работы в шахтах. И был голос, говорит он, который привел его к этому персонажу.
Он вспоминает «как я сходил с ума» во время своего первого дня на съемочной площадке. «Все было неправильным», - говорит он. – «А затем мы добавили эту мелочь – мне нанесли грим на зубы и он стирался все время. Это действительно мешало мне – и это значило, что мне нужно было переделывать сцену. Так что я начал покрывать свои зубы, а заодно и губы. И это изменило мой голос немного, но я подумал: «Ох, это действительно здорово!». И после я начал говорить немного так «оаугх»…», - он повторяет этот стиль для нас, а затем смеется. – «Это так глупо, это так глупо! Я отчасти просто делал этот акцент, и даже не знаю из какого он штата в действительности».
Но для Паттинсона иметь возможность сыграть мямлю с гнилыми зубами с почти непонятным южно-американским акцентом было своеобразным освобождением, как и тот факт, что его персонаж играет вторую скрипку рядом с Пирсом. «Есть что-то в Рэе, а также в том факте, что мне не нужно вести всю историю вперед», - объясняет он. – «Вы можете просто быть такой себе приправой. Это своеобразная свободна, быть партнером-чудаком».
Он полон похвал Пирсу, начиная от его физических способностей до его способности трансформироваться в определенную роль. Он говорит о том, как, на протяжении большей части их времени на съемочной площадке, он думал, что Пирс физически больше, и о его странном удивлении, когда съемки закончились и он увидел его не только чисто выбритым, но еще и примерно с него ростом.
«И мне понравилось видеть, что Гай, даже после того, как снялся в тысяче фильмах, все еще боится», - добавил он. – «Я работал с некоторыми актерами, которые, снявшись в таком количестве фильмов, они просто знали, что собираются делать. И не важно, что я буду делать в сцене, они уже отрепетировали свою роль перед зеркалом, а Гай же, он действительно пытается искать свою роль на площадке, до сих пор. Так что это было даже еще более веселым – потому что никто из нас в действительности не знал, каким будет этот фильм, когда мы начинали. Но он не боялся отпустить себя. И существует очень мало актеров, которые занимались бы актерством так долго, как он, которые бы подходили к своей игре так же, как он, в которых бы до сих пор чувствовался этот элемент опасности».
Как же они узнали, каким же будет этот фильм? «Думаю, я это просто почувствовал», - говорит Паттинсон. – «Думаю после того, как я снялся в «Космополисе», я понял, что пытаться психоанализировать роли и пытаться подходить к ним с точки зрения разума… что ж, такое возможно только с актерами в 50-е, за тысячи лет до этого, когда вы использовали голос и свое тело только как инструмент актерства…», - он слегка смущенно улыбается. – «Так что я вообще думаю, что если вы чувствуете, что этот проект вам нравится, вероятно, он и подходит вам».
Что понравилось ему в этой роли – язык, говорит он. «Все эти небольшие речевые обороты. Это было как песня – если вы поете песню определенным способом, вы не пытаетесь делать ее звучание грустным или еще каким-то, она сама получается такой». – Он нахмурился. – «Я пытаюсь делать это и в фильмах, но в действительности сложно найти сценарий, который бы позволил это, а это значит, что вам не стоит искать определенные тематические проекты».
Иногда он пытается писать что-то и сам. «Я пытался написать пьесу на днях, и показал ее своему ассистенту, и не совсем понял, насколько плоха она». Он смеется и смеется. «Я писал это совершенно один посреди ночи, думая: «Вот как ты делаешь это! Ты просто остаешься на всю ночь и продолжаешь писать!». Она пришла не следующее утро, а я писал всю ночь. Я сказал ей: «Ты должна прочесть это! Это потрясающе!»». Теперь он может сказать, что возможно сценарий был и не совсем потрясающий, судя по выражению ее лица, когда она читала. «А затем она сказала: «Это не по-английски… и половину времени ты даже не дал имена героям, так что это просто поток сознания…»».
Но ему хотелось бы сыграть в пьесе, говорит он. «Что-то в действительно маленьком театре. Я не думаю, что смог бы играть на Бродвее… Но мне бы очень хотелось сделать что-то шокирующее».
Ему нравится шокировать, говорит он, и его следующая роль подобное желание удовлетворит. Появившись вместе с Робертом Де Ниро в «Глазе Идола» Оливье Ассайаса, он сыграет мелкого преступника, увязшего в делах с чикагской мафией. «Мой персонаж – немного бредовый, потерянный ребенок», - говорит он. – «Все всегда приукрашивают преступников – это кажется неизбежным в фильмах – но в этом они действительно не приукрашены. Он довольно напряженный. И действительно серьезный. Очень политический».
Я думаю о том, что он сказал мне ранее, о том, как, по его мнению, «Сумерки» повлияли на его карьеру и о том, что он готов поспорить, что большинство зрителей кинотеатров осудили его еще до того, как он произнес хотя бы реплику на экране. Я представила себе его разочарование, усилия, которые он постоянно прикладывает, чтобы стряхнуть с себя эту известную роль, но напротив он объясняет, что наслаждается возможностями, которое приносит это напряжение.
«Это вроде даже весело», - сказал он. – «Потому что люди уже составили о вас предвзятое мнение, и иногда это дает вам возможность еще больше шокировать людей».
Перевод выполнен Тео специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
«The Guardian»: Роберт Паттинсон: «Ровер» - это как сон
|