Вывод: Искусно выполненная, но немного сухо осуществленная литературная адаптация.
Лора Дерн, Мишель Уильямс и Кристен Стюарт исполнили главные роли в последнем исследовании Келли Райхардт северной хандры.
После своего сравнительно оживленного прошлого проекта, эко-тематического триллера «Ночные движения», режиссер независимого кино Келли Райхардт возвращается к более типичному для нее неформальному и неспешному стилю с изящно отработанными «Некоторыми женщинами». Хотя ее сценарий адаптирован с рассказов Мэйл Мэлой и место съемок развернулось в небольшом уютном городке Ливингстон, штат Монтана, а не на тихоокеанском северо-западе с вытоптанной землей, так любимом ею в прошлом, Райхардт успешно самостоятельно создает объекты и обстановку для работы. Ее фирменное внимание к пейзажу, к связи между людьми и животными и к тому, как много может выразить спокойное человеческое лицо, – все это здесь присутствует.
Хотя, несомненно, эта работа режиссера полностью подчинена ее мастерству, есть в ней что-то слегка отвлеченное и холодное, словно недостает повествовательной сплоченности, присущей такому стилю. В отличие от, скажем, «Короткого монтажа» Роберта Олтмена или других фильмов, которые основываются на собраниях историй, этот фильм кажется разделенным на три отдельные работы, проложенные рядом – словно картины в галерее, а не триптих.
Тем не менее в «Некоторых женщинах» собрался присущий Райхардт звездный состав: не только ее муза Мишель Уильямс, но также Лора Дерн, Кристен Стюарт и выдающееся открытие – Лили Гладстон. Вмести эти женщины определенно удержат внимание зрителей на дальнейших фестивалях и других рекламных мероприятиях.
История начинается незамысловато. После полуденного свидания с женатым любовником Райаном (Джеймс Ле Грос), местный адвокат Ливингстона Лора Уэллс (Дерн) встречается со своим подзащитным – плотником по имени Фуллер (Джаред Харрис). Фуллер нанял Лору, чтобы помогла получить компенсацию за несчастный случай на рабочем месте – это дело, у которого никаких шансов на победу. Лора неделями пытается донести это до Фуллера, но он, кажется, готов принять поражение лишь тогда, когда адвокат-мужчина из соседнего города уверяет его, что Фуллер не добьется «возмещения вреда». Тем не менее он по-прежнему настаивает на своем, пытаясь в последнем отчаянном шаге доказать, что не совершал ошибки, и Лора с неохотой идет ему на помощь.
Во второй, более острой части, Райан оказывается женатым на Джине (Уильямс), жесткой, лишенной чувства юмора женщине с улыбкой, похожей на ящик, полный крошечных ножей, которая купила участок земли в этом районе и планирует построить на нем дом. В сопровождении угрюмой дочери-подростка (Сара Родер) Джина и Райан навещают немощного, кажется, теряющего рассудок старика Альберта (великолепный Рене Обержонуа), в надежде уговорить продать несколько природных песчаников, которые в течение многих лет скапливались перед его домом.
Лучшая часть – последняя: изысканная история зарождающегося страстного желания и недопонимания. Работница ранчо, так и оставшаяся без имени (блестящая дебютантка Гладстон) проводит дни, ухаживая за лошадьми на далеком ранчо, где вокруг ни единой души. И все же она общается с лошадьми, а также с забирающей все внимание собакой – помесью корги (корги (англ. corgi) – декоративная порода собак). (Как и в других фильмах Райхардт, здесь собаки также играют важные для второго плана роли, и это посвящение давнему четвероногому товарищу режиссера из фильма «Венди и Люси»).
Однажды поздним вечером работница замечает у местной школы скопление автомобилей, наводит справки и находит его – класс, где проводятся занятия по праву для школьных учителей, которые ведет Элизабет (Стюарт), недавняя выпускница юридической школы. Каждую неделю она начинает посещать уроки Элизабет, и женщины становятся чем-то вроде друзей и вместе ужинают перед долгой обратной дорогой Элизабет в Ливингстон. Хозяйка ранчо едва ли в состоянии понять свои чувства, по-видимому, начиная испытывать своего рода пылкие девичьи чувства к своему учителю, но ее страсть проявляется лишь в жаждущих взглядах, а ближе к Элизабет она оказывается во время совместной езды на лошади.
Хотя персонажи здесь часто скупы на слова или же вовсе молчат, их глаза говорят о многом. Производивший съемку самый постоянный сотрудник Райхардт – главный оператор Кристофер Бловелт с помощью 16-миллиметровой пленки, зернистости и «глубокого» фокуса операторской работы сделал пейзаж живым, с постоянным мерцанием. Звуки, которые мы слышим, могут быть журчанием раскинувшейся неподалеку реки, приглушенным красивым саундтреком Джеффа Грэйса или шелестом страниц какой-то невидимой книги. Между тем, персонажи часто видны через стекло или в отражении зеркал, что подчеркивает отсутствие прямой связи, наклонные ракурсы, под которыми они наблюдают друг за другом. Неслучайно, что самый чувствительный эмоциональный момент в «Некоторых женщинах» – когда на автостоянке хозяйка ранчо и Элизабет смотрят прямо в глаза друг другу, наконец-то в действительности видя друг друга в первый раз.
Перевод выполнен Madlen специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Сандэнс 2016: Рецензия на фильм «Некоторые женщины»
|