Кинематограф никогда не дает зрителю сделать однозначные выводы – кино требует, чтобы его подытоживали, о нем полемизировали, ругались и находили ответы на свалившиеся вопросы. Предлагаем вам посмотреть фильмы, которые так или иначе требуют обратной связи от зрителя. Если вы покажете их компании друзей, то можете быть уверенными – у вас точно завяжется долгое обсуждение.
«Мандарины» Триумфальная картина грузинского режиссера Зазы Урушадзе. Фильм Урушадзе не только вывел «Мандарины» на интернациональный уровень, но и продемонстрировал свой дискуссионный характер – начиная от политической расстановки сил и заканчивая вопросами национального самосознания. В «Мандаринах» сюжет рисует парадоксальную ситуацию: два заклятых врага в ходе грузино-абхазской войны оказываются под одним кровом у эстонского старика – интеллигентного плотника, который спасает им жизни. Дальнейшее развитие фильма так или иначе подводит нас к замысловатым вопросам и способно вызвать горячие споры: рознь и месть, вызванные пресловутыми законами военного времени, – это наши естественные проявления? Или нечто такое, благодаря чему заинтересованные люди манипулируют нами? Есть ли общечеловеческие начала, которые выше отеческих и этнических традиций? Существует ли человечность сама по себе и как она раскрывается в нас?
«Дом, который построил Джек» Фильм Ларса фон Триера неудобно смотреть, еще неудобнее, пожалуй, дискутировать о нем. В своем исповедальном опусе о маньяке Триер поднимает на поверхность наболевшие вопросы, которые существуют на промежуточной территории между моралью и эстетикой. Смерть, насилие и кровь – тот фундамент, на котором зиждется великое искусство? Оправданно ли проливать кровь и строить свой дом из кирпичиков, состоящих из человеческих костей? Каковы взаимоотношения между искусством и моралью? Саркастическая интонация и гротескный характер «Джека» идеально подходят, чтобы выразить сокровенную мысль Триера: искусство на пару шагов обгоняет мораль в этой смертоносной гонке и ищет свои истоки в самых диких и иррациональных глубинах человеческой души. Об остальном, пожалуй, зритель поговорит со своими друзьями или знакомыми – если те, конечно, будут готовы.
«Под Сильвер-Лэйк» Весьма экстравагантное и противоречивое кино, о котором так и норовят поспорить, – новое слово в американском независимом кино или жалкое эпигонство эстетики Дэвида Линча? Дэвид Роберт Митчелл, пожалуй, свой лучший фильм снял до «Сильвер-Лэйка». Его «Оно» (It follows) было филигранным хоррором о подростках и ужасах сексуального взросления. Однако его трехчасовой триллер о тайнах голливудского подполья так и манит своей непрозрачностью. С одной стороны, Митчелл здесь выражает свой пиетет перед массовой культурой, с другой стороны, подвергает её суровому осмеянию, обвиняя во всех бедах, которые переживает поколение эхо-бумеров. Кроме того, затасканные стили и тот постмодернистский коллаж из знаковых фильмов, который лепит Митчелл, вызывают разноплановые чувства. «Сильвер-Лэйк» существует на зыбкой территории между безалаберной чушью и откровением в современном американском кино, чей статус в будущем может перерасти в культовый.
«Форс-мажор» Шведская драма Рубена Эстлунда может похвастаться всем тем, за что любят скандинавское кино: неторопливый ритм повествования, акцент режиссера на интерьерно-бытовых нюансах, а также актерские эскапады, разворачивающиеся в абсурдной и трагикомичной обстановке. Но первое, что будоражит умы после просмотра «Форс-мажора», – это дискуссионный характер той проблемы, которую поставил Эстлунд. Семья переживает сход лавины, в результате которого муж – глава семейства трусливо смылся и бросил жену и детей. Дальнейшие события фильма построены на выяснении сложных, подчас разрушительных вопросов: что такое наше эгоистическое поведение – это отказ от социальных программ и заданных ценностей, возврат в мир довлеющих инстинктов самосохранения? Или же, напротив, результат политики гендерного выравнивания, которое уничтожило все то, за что ценили мужчину и чем он гордился – своим маскулинным, доминантным поведением?
«45 лет» Еще одна фестивальная кинокартина, в центре которой проблема хрупкости семейных отношений. «45 лет» ставит вопрос ребром: могут ли у людей, проживших совместно более 45 лет, иметься собственные скелеты в шкафу? Можно ли перечеркнуть историю супружеского благополучия – крепкого, зрелого и предвещающего красивую старость – неприятной тайной из прошлого? Эндрю Хэйг строит конфликт, не выводя фильм из бытового пространства квартиры, – другое дело, что все полномочия здесь в руках Шарлотты Рэмплинг и Тома Кортни, которые выдают в фильме безупречный актерский перформанс. Этот фильм вас очарует – и да, вы всенепременно его с кем-нибудь обсудите.
«Космополис» Социально-политический памфлет от Дэвида Кроненберга – выдающегося хоррормейкера, который в 2012 году попробовал себя на новой территории. «Космополис» – короткая зарисовка из жизни молодого миллионера, который за полтора часа переживает кризис – не только моральный, но и экзистенциальный. Долгие диалоги в лимузинах перемежаются революционным фоном – уличными протестами против преступлений финансового капитала. «Космополис» говорит о виртуализации человеческого, о создании вокруг себя мира абстрактного совершенства, будь то роскошные авто или полотна Джейсона Поллока, о потере телесного и физического измерения в современной жизни. В этом смысле, каким бы фильм Кроненберга ни показался, он, безусловно, заставит вас прокрутить в дружеской компании пару-тройку злободневных вопросов.
«Догмэн» Сатирическая картина Маттео Гарроне, построенная в стилистике критического реализма. В «Догмэне» зрителю показывают Италию без присущего ей туристического флера: вопиющая бедность, зловещие кварталы и разгул криминалитета – основная фактура фильма, где главный герой – доброжелательный парикмахер, который заботится о своей дочери и мирится с окружающими его проблемами. Основной месседж фильма проявляется уже с первых кадров, и зритель понимает его, можно сказать, с полуслова: люди, как четвероногие существа, делятся на породистых и беспородных. Но тот образ человечества, который дает нам Гарроне, с одной стороны, свирепого и жестокого, с другой – кроткого и ластящегося, как собака, вызывает вопросы и требует незамедлительной дискуссии.
«Квадрат» Еще одна картина Рубена Эстлунда, но уже триумфальная. Как известно, «Квадрат» был награжден главным призом Каннского кинофестиваля. Это достаточно широкая панорама европейской жизни, в которой Эстлунд мечет молнии в каждую проблемную точку: в неэффективную политику толерантности, в бездушие и крайний индивидуализм европейцев, в современные выставочные залы, которые призваны вершить новую историю искусства – эгалитарного, участливого и гуманистического, но на деле лишь спекулирующего нашим вниманием и чувствами. «Квадрат» подхватывает дискуссионные темы «Форс- мажора» – предыдущего фильма Эстлунда, поднимая вопрос утраты маскулинности, трусости тех, кто является лицом современных культурных трендов (труслив и главный герой – успешный куратор музея современного искусства, трусливы и сами тактики, которые использует для своих целей арт- бомонд). В фильме множество открытых тем, которые режиссер оставил на зрительское обсуждение: вопрос отчужденности и недоверия в нашем неустойчивом и быстро меняющиемя социальном универсуме, а также отношение общественности к искусству.
«Магазинные воришки» Хирокадзу Корээда пошел в обход современных политических трендов и снял кино, в котором выносится на обсуждение извечная социальная дилемма: может ли быть семьей организованная группировка людей, которые родные не по крови, а по общим ценностям и жизненным приоритетам? Этот непростой вопрос имеет свои закономерные предпосылки – ведь людям свойственно сбиваться в стаи, чтобы помогать друг другу выживать. «Магазинные воришки» рассказывают именно такую историю, в центре которой парочка заядлых воров-бедняков, которые интегрируют в свою незаконопослушную жизнь маленьких и совсем не родных детей. Корээда не спешит расставлять точки и занимать высокомерную позицию справедливого судьи – он сравнивает теплоту и заботливость кровных и некровных отношений, предлагая зрителю самому проблематизировать этот момент и отвечать на вопросы.
«Матильда» Скандальный фильм Алексея Учителя, наделавший много шумихи еще задолго до премьеры. Более того, фильм вызвал целую волну протестов и подвергался специальной экспертизе, которая лишь только подлила масла в огонь. Страстная картина о взаимоотношениях между балериной Матильдой Кшесинской и цесаревичем Николаем Александровичем приоткрывает завесу их внезапно вспыхнувшей любви – при этом фильм не сказать что фривольный, похож на занудную костюмированную драму и не способен во время просмотра оголить зрительские нервы. Однако историки так не считают – «Матильда» становится идеальным полем для полемики среди людей, которым небезразличен статус последнего российского императора, в фильме Учителя поставленного в сложное положение – положение открытого конфликта между его долгом и чувствами.
За информацию благодарим сайт film.ru
10 фильмов, которые вызовут жаркие споры и дискуссии
|