В эпоху рассказов знаменитостей история Кристен Стюарт оказалась долгоиграющим бестселлером. Забейте в Гугле «Кристен Стюарт» прямо сейчас, и перед вами появится длинный список коротеньких «новостных» статеек с фотографиями, на которых она держится за руку с женщинами в общественных местах, и сопроводительными надписями, гласящими, что отныне ей наплевать и что она просто собирается быть тем, кем хочет.
Понятное дело, это не подразумевает, что она сможет стать человеком, который способен, не привлекая к себе внимания, дойти до магазина на углу. Вуди Аллен, снявший ее в своем новом фильме «Светская жизнь», отпустил в Каннах шутку по поводу того, что терпеть не может, когда актеры «сетуют на вторжение в их личную жизнь и папарацци», потому что никто не жалуется на возможность занять лучший столик в ресторане. На следующий день Стюарт выступила с комментарием.
«Ему 80 лет. К нему известность пришла в совершенно иное время», - резко заметила она. – У нас совсем другие ответы на этот вопрос, так как имеются существенные отличия и в нашем опыте славы, и в том, как мы воспринимаем реалити-шоу, коим является индустрия развлечений. Она обратилась в нечто такое, чем прежде никогда не была, и мне дали роль персонажа, развитие которого целиком и полностью зависит от кого угодно, кроме меня. И, конечно, в этом есть и моя вина».
«Мнения людей на мой счет правдивы; вы можете составить обо мне общее представление, руководствуясь фотографиями, или интервью, или фильмами, или чем угодно еще, и неправильным назвать его будет нельзя. Это будет истинное представление обо мне. Но вы не можете отрицать тот факт, что бурно развивающаяся индустрия, провоцирующая эти истории, имеет целью лишь деньги».
Давайте на мгновение прервемся и обратим взоры на опыт славы Вуди Аллена: сделал он что-то или нет, но и для него она была далеко не пикником в парке. Стюарт, тем не менее, рубит с плеча; по сути, именно то, как она относится известности, и определяет ее как представительницу нового поколения знаменитостей, возможно, единственную, кто в действительности является тем, кем хочет являться, и говорит то, что хочет говорить. И что еще примечательней, она стала подобной личностью, находясь в центре внимания. А больше и негде было это сделать; ее «сумеречные» годы начались почти десять лет назад, но ей еще всего лишь 26.
И не сказать, чтобы ее отношения со славой хоть в какой-то момент были комфортными. Стюарт не была уверенным в себе подростком; сейчас она заявляет, что страдала от сильных приступов тревоги. «Но тревога не имела никакого отношения к давлению со стороны работы. Просто когда ночью ты опускаешь голову на подушку, то начинаешь думать: "Что будет дальше? Могу ли я хоть как-то контролировать ситуацию?” И ты сталкиваешься с необходимостью считаться и с наличием собственного физического «я», от которого невозможно убежать, и с жестокостью обладания разумом, от которого невозможно отключиться. Это по-настоящему подавляет».
Сейчас, когда Стюарт говорит об этом, вспомните, как она выглядела раньше: так, словно пыталась выпрыгнуть из своей собственной кожи. Где-то на Ютубе есть несколько видеозаписей, на которых она на сцене представляет вместе со своей партнершой по съемкам Дакотой Фаннинг фильм «Ранэвэйс»; и если Фаннинг спокойна и почти сверхъестественно хладнокровна, будто она рождена, чтобы стоять на подмостках, то Стюарт – которая снимается в кино с девятилетнего возраста и которая совершенно определенно была для этого рождена – все время неестественно дергается, словно ее что-то колет под одеждой. Теперь она уже не дергается.
И несмотря на то, что прежде в интервью она вела себя неуверенно и грубовато, сейчас она больше не разделяет общую актерскую точку зрения о том, что участие в презентациях – эта та цена, которую приходится платить, чтобы плоды твоего творчества были вознаграждены. «Если ты остаешься верен себе и верен своему творчеству, не может идти речи ни о какой темной стороне, потому что не существует такого вопроса, который мог бы поставить тебя в тупик, если ты искренен», - утверждает она. – Думаю, то что отталкивало меня раньше и заставляет чувствовать растерянность сейчас, на самом деле отталкивает как раз человека, задающего вопросы. Просто потому что мы разделяем разные ценности, так что, мне на него плевать. И меня это никак не задевает».
После «Сумерек» ее выбор фильмов не отличался очевидностью, демонстрируя все ту же мрачную решимость самостоятельного прокладывания своей собственной борозды. Во время Каннского кинофестиваля мы встретились, чтобы обсудить ее роли в «Светской жизни» и «Персональном покупателе», в своего рода интеллектуальной выдуманной истории французского режиссера Оливье Ассайаса, который, в результате, получил награду фестиваля как лучший режиссер. Другие ее недавние проекты включают в себя выстреливший вхолостую триллер «Ультраамериканцы» и еще более своеобразный, странно интригующий фильм «Равные», где она сыграла аппаратчика в мире, где эмоции запрещены.
Нам еще предстоит увидеть ее в картине «Некоторые женщины», которая наряду с «Персональным покупателем» была представлена в этом году на Мельбурнском международном кинофестивале. Картина снята режиссером фильма «Обход Мика» Келли Райхардт, а Стюарт в ней исполняет роль молодого юриста со Среднего Запада, которая завязывает отношения с одинокой женщиной, работающей на ранчо. В выходящей в скором времени на экраны картине Энга Ли «Долгая прогулка Билли Линна в перерыве футбольного матча» она сыграет жену ветерана войны в Ираке; далее запланирована ее съемка в фильме об убийце Лиззи Борден. Все это интересные проекты, но ни один из них – за возможным исключением Энга Ли – вероятно, не будет иметь больших кассовых сборов. Но Стюарт это не волнует.
По общему признанию, «Светская жизнь» получилась абсолютно в духе Аллена: романтическая комедия, повествующая о Голливуде в период его расцвета, где дома в стиле ар-деко выглядят словно декорации к «Веселому разводу», роскошные знаменитости пьют мартини до рассвета. Стюарт играет Вонни, солнечную и беззаботную секретаршу актерского агентства. Она заводит дружбу с неуклюжим и простодушным парнем – привычным альтер эго Аллена, роль которого исполняет Джесси Айзенберг, - безнадежно в нее влюбляющимся.
«Манеры и поведение Вонни довольно сильно отличаются от непосредственно моих черт характера, - признается Стюарт, - но у меня нет ощущения, что я очень далека от этого персонажа… Думаю для истории, рассказанной в контексте той эпохи, факт, что она смогла позволить себе нестандартные отношения и при этом не чувствовать себя виноватой, является очень прогрессивным, по-настоящему дерзким и современным. Какое отношение это имеет ко мне? Большое, думаю, это имеет отношение ко всем нам».
То, что Стюарт не упустила возможности поработать с Алленом и своим старым приятелем Айзенбергом, не так уж и удивительно; гораздо удивительнее, что на эту роль она прослушивалась, отсылала свою видеозапись, а затем читала текст на пробах.
«Я очень ценю прослушивания, - говорит она. – Ты как бы получаешь возможность утвердить за собой место в фильме, а не просто действуешь по очевидной схеме "Хорошо, я смогу заработать для вашего проекта немного денег”. Создавать фильм очень сложно; если бы в процессе кинорежиссеру пришлось менять свой выбор актеров… впрочем, подобное происходит довольно часто. Я не хочу оказаться таким вот отмененным выбором».
«Персональный покупатель» - ее второй совместный проект с французским режиссером Оливье Ассайасом; в некотором смысле она уже прослушивалась у него, на роль личного ассистента Жюльет Бинош в «Облаках Зильс-Марии».
«Я считаю, что в настоящий момент Кристен – одна из наиболее волнительных актрис, - говорит Ассайас. – Не уверен, что ее талант имеет границы. Роль, которую она исполняла в «Облаках Зильс-Марии», была написана не для нее, да и сам персонаж предполагался несколько однобоким. Я был даже как-то расстроен, потому что не переставал думать: "Боже мой, я ведь могу добиться от нее гораздо большего – и однажды попытаюсь это сделать”. «Персональный покупатель» был моим шансом. Но я все еще не увидел ее предела».
Ассайас известен во Франции своими сложными драмами, в которых вступают в противоречие личная жизнь и политика. В «Персональном покупателе», для того чтобы изобразить тяжелую утрату, он использует словарь фильмов ужасов – призраки, темные коридоры, заставляющая содрогаться музыка. Персонаж Кристен Морин – чья работа по совершению покупок для занятых богатых людей и дала название фильму – так сильно скорбит по своему погибшему брату-близнецу, что начинает верить, будто видит его призрак. Через какое-то время она начинает получать сообщения, на первый взгляд, с того света.
Большую часть фильма на экране присутствует только Стюарт, ожидающая знаков, сражающаяся со своей собственной надеждой, страхом и неослабевающим скептицизмом.
«То, что делала Кристен, был невероятно сложным, потому что ей пришлось выработать свой собственный темп и динамику, и в этом я ей был не помощник, – поделился Ассайас. – Когда речь идет о сцене с диалогами, я могу ее вырезать. Я могу ее укоротить, могу расширить, могу подкорректировать. Но здесь многие сцены полностью зависели от ее собственного определения достоверности каждого действия».
Оба этих персонажа – все ее персонажи – зарождаются где-то на грани с личностью Стюарт. «Для меня это своего рода цель, - признается она. – Я знаю, что многие актеры предпочитают прятаться за личностью своих персонажей, чтобы лучше вникнуть в сюжет, я же делаю наоборот. Мне кажется, что как только я начинаю чувствовать себя открытой и видимой, именно тогда и делаю что-то стоящее. Вонни и в самом деле была где-то во мне – я ее не выдумывала».
Морин из «Персонального покупателя» по духу Стюарт ближе; она напоминает саму актрису в то время, когда ее снедала тревога.
«Я играю персонажа, который мечется взад и вперед, превращаясь в человека, настолько потерявшегося в своем собственном сознании и настолько закрытого, что физически быть им не в состоянии; она так сильно подавлена и психически истощена своими мыслями, что ее тело в буквальном смысле слова атрофируется. Мне знакомо это состояние. И я знаю, как от него избавиться, чтобы оно не разрушило твою жизнь. Поэтому, когда я взглянула на Морин, то искренне ей посочувствовала, и мне захотелось нажать на быструю перемотку, так как я понимала, что, хотя у некоторых людей это состояние длится дольше, все же оно временное. Думаю, что в конце концов она увидит свет в конце туннеля и в какой-то момент просто воскликнет: "Боже, я угодила в такую яму!”»
Тем не менее, у Морин есть и другая сторона, выраженная в шопинге. Ассайас говорит, что решил создать образ покупателя, потому что хотел снять фильм об «очень современном персонаже». Несомненно, как признается сама Стюарт, кастинг на эти роли – личного ассистента актрисы в «Облаках Зильс-Марии» и персонального покупателя здесь, – был очень своеобразным. Во время кастинга она разорялась на тему «тараканов» у прессы и мучилась поисками подходящих туфель для своего клиента, «тем более очевидной была поверхностность того, что мне предстояло сыграть». Странное времяпрепровождение. Перед Ассайасом, тем не менее, стояла более сложная задача.
«Мне хотелось снять фильм о ком-то, погруженном в современную жизнь, - заявляет он. – Для меня современная жизнь определяется противоречием между безумным материализмом современного мира и жаждой чего-то более духовного и абстрактного. И думаю, индустрия моды – и подобные персональному покупателю бессмысленные виды деятельности, создаваемые индустрией моды – является олицетворением материализма. Олицетворением любого отталкивающего рода занятий в нашем современном обществе. Как все те должности, которые связаны со средствами массовой информации, они не приносят удовлетворения. Как такое может быть? Всегда только разочарование. Хотя в каком-то смысле из двоих – человека, для которого совершают покупки, и покупателя – первый отталкивает больше».
У Стюарт нет покупателя, но она многие годы работает с одним и тем же стилистом. Неудивительно, что на эту сторону своей жизни у нее имеется более гибкая, чем у Ассайаса, точка зрения; это, по крайней мере, потенциально имеет отношение к красоте и чувственности.
«Знаете, это полноценная работа, потому что она включает в себя и создание прически, и нанесение макияжа и подбор одежды. Мне это и вправду доставляет огромное удовольствие. Вы можете либо прятаться за всем этим, либо позволить подчеркнуть вашу индивидуальность. Некоторые стилисты желают изменить твой образ, но, если они профессионалы своего дела, они видят тебя настоящую. И если ты оденешься в правильный наряд, он и в самом деле поможет тебе гордо распрямиться и почувствовать, что у тебя есть цель. И при этом никакого обмана».
Вполне возможно, что для Морин ее способность фокусироваться, как сказал Ассайас, на конкретном моменте настоящего, на вещах, которые не требуют особого умственного напряжения, станет спасением. ««В персональном покупателе» мы видим ту, кого по-настоящему привлекает красота, но она настолько ненавидит себя, что испытывает чувство вины за это, - говорит Стюарт. – Желание быть красивой и любить красивые вещи – постыдные качества. Из-за того, что Морин совершенно себя не любит, она считает их нелепыми. Мода вполне способна быть прекрасным видом искусства, и нет ничего плохого в том, чтобы ценить красоту; это одна из тех черт, которая делает нас людьми, это проявление спиритуализма. Но так чертовски очевидно, когда люди делают это по разным причинам, и Морин не может с уверенностью сказать, в чем это касается и ее саму».
А в чем это касается Стюарт? Вероятно, во всем. Мы видим актрису на красной дорожке в Шанель, похожей на космическую Коппелию, ее веки черные, как у панды; в следующий раз она появляется на снимках папарацци со своей подружкой Алисией Каргайл в обычной футболке и дырявых джинсах, довольная тем, что наконец-то может быть самой собой. Сейчас в ее жизни есть женщина; раньше – были мужчины, в частности, ее партнер по «Сумеркам» Роберт Паттинсон; она не ощущает необходимости скрывать правду или изображать из себя ту или иную личность. Как актрису, ее цитируют в самых последних новостях о знаменитостях, она преуспела в неоднозначности самовыражения.
Это хорошая линия поведения, способствующая изменению формата ее истории. Когда-то история Кристен Стюарт, казалось, была близка к тому, чтобы увенчаться сказочным финалом в духе Сумеречной саги. Благодаря силе главной героини она обратилась в артхаусовый инди, где Стюарт, правда с неохотой, делится авторством.
«Думаю, Кристен определяет ее чувство свободы, - говорит Ассайас. – Она – бунтарь. Она та, кто не желает, чтобы ее загоняли в рамки, как в Голливуде поступают со множеством актеров. Она действует инстинктивно, а на это способны лишь немногие американские актеры. Должен заметить, что из ее поколения не способен ни один. Она уникальна».
Перевод выполнен LadyX специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Как Кристен Стюарт переписала свой собственный сказочный финал
|