Вампирами увлекаются не только подростки, фанатеющие от «Сумерек». Для всех нас есть Дракула, говорит писательница книг ужасов, Энн Биллсон.
Никогда ранее вампиры не были настолько популярны. Это случилось частично благодаря не утихающей популярности таких телесериалов как «Мрачные тени» (культовая мыльная опера шестидесятых о сверхъестественном, недавно адаптированная Тимом Бёртоном на большом экране) и «Баффи – истребительница вампиров», но также таким книжным бестселлерам как «Вампирские хроники» Энн Райс и «Сага Сумерки» Стефани Майер.
В наши дни кровопийцы считаются даже подходящей темой для детей – есть Граф Уткула из «Улицы Сезам» и сухие завтраки «Граф Хрумкула», а теперь, как раз в тему Хеллоуина, появились «Монстры на каникулах», мультипликационная комедия, в которой Адам Сендлер озвучил Дракулу.
От зловещего вампирского шарма нет иммунитета и у театральных подмостков. На следующей неделе в лондонском театре «Barbican» состоится премьера спектакля польского производства «Носферату». Его представит известная театральная труппа «T R Warszawa» (чей «Макбет» в 2008 году был призером Эдинбуржского фестиваля), режиссер Гжегож Яжина, вдохновленных одной из наиболее известных новел на английском языке – «Дракула» Брема Стокера, внес современные нотки в постановку. Как предупреждает «Barbican»: «В спектакле присутствует нагота, дымовые эффекты, страбоскопы и сцены, которые могут быть сочтены возмутительными». Это, а также море крови.
Впрочем, наиболее высоким рейтингом вампиры на данный момент пользуются в кинематографе. Всего через две недели на экраны выйдет заключительный фильм адаптации тетралогии Майер, «Сага Сумерки. Рассвет – Часть 2». И нет ни малейшего сомнения в том, что фильм будет бить все рекорды среди своей аудитории юных девушек, проецирующих на себя образ героини Кристен Стюарт, Беллы Свон.
Они также будут тосковать о невероятно красивом, но уже столетнем Эдварде Каллене (Роберт Паттинсон), о котором будут фантазировать, как о парне, который вроде бы плохой мальчишка, но на самом деле он не так уж и плох.
Вы задаетесь вопросом: понимают ли поклонники «Сумерек», что вампиры не всегда были хорошей идеей на роль возлюбленных. Они забирают чужие души, что в менее безбожные времена считалось хуже смерти. Когда я была маленькой, в шестидесятые, они были кровососущими извергами, которых нужно бояться, даже если они, как Кристофер Ли в «Дракуле» Теренса Фишера, были опасно привлекательными. Не зря же так много жертв пали в смертельные объятия Графа с радостью.
Он не просто погружал свои клыки в женские шеи, он также освобождал их либидо из оков строгого викторианского воспитания. Это поразительный контраст с сумеречным Эдвардом, рожденным через полгода после окончания викторианской эпохи, но применяющим нео-викторианское самоотречение в своих отношениях с Беллой.
Традиционный вампир, как мы знаем, это гротескное порождение суеверных крестьян, не могущих объяснить болезни и смерть, гниение и разложение, и дающих свою трактовку источника физической регенерации и сверхсилы у кровопийц.
В большинстве мифологий есть истории о демонических суккубах, известных под разными именами, например, в еврейской мифологии это Лилит, первая жена Адама. Называют вампирами и некоторых реальных исторических персон, таких как балканский принц ХV века, Влад Цепеш (известный как Влад Колосажатель, за привычку сажать на кол врагов и подданных), венгерскую графиню Эржебет Батори (поддерживающую свою прекрасную внешность, купаясь в крови девственниц) и бретонского рыцаря и детоубийцу Жиля де Рэ, окруженного домыслами о вампирах.
Стокер не был первым написавшим художественную книгу о вампирах, первопроходцем в английской литературе был Джон Полидори и его повесть «Вампир», опубликованная в 1819 году. Но новелла Стокера «Дракула», опубликованная в 1897 году, стала первой книгой, что обрела такое широкое распространение. До этого ирландец был известен как персональный помощник Генри Ирвинга, и, говорят, что у персонажа есть много привычек актера. Стокер взял за основу легенды о Владе Колосажателе (чье прозвище было Дракула) и эссе Эмили Жерард 1885 года – «Трансильванские суеверия».
Знатоки фильмов уже отметили, что постановка «T R Warszawa» основана не на новелле Стокера, а на «Носферату: симфония ужаса», немой фильм немецкого режиссера-экспрессиониста, Фридриха Вильгельма Мурнау (переснятую в 1979 широко известным режиссером Вернером Херцогом), а это первый известный фильм о вампирах. Слово «носферату» дважды упоминается в книге Стокера, оба раза Ван Хельсингом, как синоним слову «вампир» или «нежить». «Мне понравилось звучание слова Носферату», - говорит Яжина. – «Оно немного поэтичное, слегка славянское… словно кто-то, спустившийся с луны».
Граф фон Орлок, как персонаж Дракулы назвали в фильме Мурнау, - это отвратительный ходячий труп, с лысой головой, острыми клыками и длинными когтями. Но, не смотря на все его уродство, самоотверженная главная героиня все с той же эротической несдержанностью отдается ему, отрекаясь от своего человеческого жениха. С самого начала все фильмы о вампирах были замешаны на сексе.
Как и большинство из нас, Яжина впервые столкнулся с вампирами в кино, если интересно, это был фильм Тода Броунинга «Дракула» 1931 года, в котором главного злодея играл Бела Лугоши. Как ужасы проложили дорогу комедиям с элементами ужастиков в сороковые, исполнение Лугоши стало поводом для значительного числа пародий, но по большому счету, его Дракула стал культовой иконой, наряду с Шерлоком Холмсом и Джеймсом Бондом.
Актер венгерского происхождения стал новым воплощением грозного, но соблазнительного иностранца в смокинге и плаще, именно его образ Дракулы приходит на ум тем, кто собирается одеться вампиром на Хеллоуин.
Одной из причин, по которой Дракула стал культурным феноменом, безусловно, является универсальность его образа, как метафоры. Назовите что угодно и вампир сможет это символизировать: религию, капиталистическую эксплуатацию, смерть и распад, вредные привычки, сексуальную распущенность или, если брать «Сумерки», воздержание. Как и подобает лучшим монстрам, образ вампира можно легко интерпретировать в соответствии с духом времени.
И граф Дракула совсем не собирается получить последний кол в сердце в ближайшее время. Его уже сыграли более 300 раз на экране, а в следующем году очередь Джонатана Риз Майерса в 10-серийном фильме NBC. Создатель сериала «Вавилон 5», Дж. Майкл Стражински, думает над другим сериалом о Владе Дракуле, пока режиссеры Элай Рот и Нил Маршалл, каждый в отдельности, работают над фильмами, на создание которых их частично вдохновило произведение Стокера. Ходят слухи, что Том Круз сыграет Ван Хелсинга в очередном пересказе этой истории.
«Мы боимся ночи, мы боимся незнакомцев», - говорит Яжина. – «Но они очень привлекательны!» И он намекает, что вампира в его версии «Носферату» может вообще не существовать. У всех его персонажей «вампир живет внутри», - говорит он. – «Они ведут себя как вампиры. Они становятся вампирами».
Может быть, именно поэтому Дракула будет популярен всегда – он не просто символ нашей эпохи, он находит отклик в душе каждого из нас. Возможно в любом человеке есть что-то от вампира.
«Носферату», на польском с английскими субтитрами, будет идти в «Barbican» с 31 октября по 3 ноября.
Перевод выполнен МуРРРка специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт и автора перевода.
Вампиры: кровь найдется всегда
|