Кристен Стюарт и Пейман Моаади ― сыгравший в иранском фильме «Развод Надера и Симин», получившем «Оскар» ― вошли в программу «Sundance» с картиной Питера Сэттлера о лагере для военнопленных в заливе Гуантанамо.
Сценарист и режиссер Питер Сэттлер снял свой первый полнометражный фильм под названием «Лагерь «Рентген». Оставив в стороне споры вокруг Гуантанамо, он сосредотачивается на личной человеческой драме и сострадании, что ловко извлечены из повседневной жизни тюремного корпуса. В сущности, в картине два основных действующих лица. Здесь сбалансированы значительно трансформировавшееся выступление Кристен Стюарт ― обеспечивающее, возможно, ее самую лучшую экранную работу на сегодняшний день ― в роли неопытного тюремного охранника и игра Пеймана Моаади со столь же убедительными характеристиками, актер играет заключенного на долгий срок мужчину, который проникает в «раковину» девушки. Психологическая сложность и богатство эмоций должны обеспечить этому профессионально созданному и довольно длинному фильму значительную аудиторию.
Сэттлер с самого начала, еще до появления названия, демонстрирует свое уверенное повествование. Телевизионные новости на арабском языке показывают знакомое изображение дыма, развевающегося от башен-близнецов, в то время как мужчина-мусульманин готовиться покинуть свою темную квартиру. Когда он делает паузу, чтобы помолиться, сотрудники правоохранительных органов врываются в комнату, надевая мешок на его голову и отправляя в путь. Мужчину и других транспортируют воздушным, морским и автотранспортом в огороженную сталью тюрьму, где помещают в отдельные клетки. Когда мешок удаляют, мы видим избитое, окровавленное лицо человека, которого мы узнаем как Али [Моаади] или задержанного 471.
Это происходит за 8 лет до 2009 года и того момента, когда появляются новобранец Эми Коул [Стюарт] и другие новые охранники, проходящие стандартную тренировочную ориентацию. Это включает в себя двенадцатичасовой патруль и надзор с целью предотвращения самоубийства каждые три минуты через стеклянные окошки на двери каждой одиночной камеры. «Они будут проверять вас, они будут лучше вас», ― говорит Рансделл, самоуверенный крутой капрал, который будет непосредственным начальником Эми. Он советует новичкам не делиться никакими именами или информацией: «Не дайте им пробраться в ваши головы».
Стремясь доказать свою храбрость в основном мужской компании, в один день Эми отправляется добровольцем в компанию из четырех человек, которые вызваны для того, чтобы усмирить жестокого задержанного джихада. Ее «Добро пожаловать в Гуантанамо» включает в себя удар по лицу и плевок. В этих сценах Сэттлер и монтажер Жеро Бриссон заложили фундамент напряженной атмосферы, опираясь на цепкий взгляд и прекрасную операторскую работу Джеймса Лэкстона, а также угрюмое музыкальное сопровождение от Джесс Струп.
Однако тон истории начинает меняться во время потрясающей сцены с неожиданным юмором, в которой Эми катит книжную телегу вдоль коридора тюремного корпуса и впервые взаимодействует с Али. Возвращая толстый том стихов Эмили Дикинсон, он анализирует другой предлагаемый материал для чтения прежде, чем начать напыщенную речь об охранниках, удерживающих седьмую книгу о Гарри Поттере, чтобы свести его с ума. В этом и последующих его обменах остротами с «блонди», как он ее называет, иногда он просто играет с ней, иногда становится агрессивным и совершенно пошлым, в то время как девушка старается оставаться безразличной.
Пытаясь приспособиться к военному образу мысли, Эми пьет пиво и участвует в рыбацких поездках. Она пытается проглотить дурное предчувствие, когда чувствует, что Али чрезмерно наказан за преступление, которое затронуло ее. Когда Рансделл совершает на нее нападки, девушка впадает в размышления, ее принятию в компанию угрожают. Наблюдая за ее разговором с Али в прогулочной камере, капрал использует всю свою власть для того, чтобы унизить и охранника, и заключенного.
Решение Эми сообщить о нарушении поведения Рансделла имеет неприятные последствия в другой сильной сцене. При общении командир [Джон Кэрролл Линч] ясно дает девушке понять свои чувства относительно рапорта против сослуживца, а также собственное негодование по поводу назначения в Гуантанамо.
Но почти двухчасовой фильм может извлечь выгоду от некоторого затягивания, в частности, от замедления середины. Потому что продолжающаяся эволюция осторожной дружбы Эми и Али показывает эмоциональную целостность и остроту, демонстрируя двух умных людей, контрастирующих с состоянием заключения, в котором каждый из них ищет контакт. Драматические ставки повышаются в весьма тревожной кульминационной сцене, в течение которой и Эми, и Али за несколько минут показывают о себе больше, чем на протяжении всего фильма.
«Ты и я находимся в состоянии войны», ― в какой-то момент говорит девушке Али. Но в то время как невиновность задержанного, подозреваемого в терроризме, отчетливо предполагается, одной из сильных сторон сценария Сэттлера является его отказ сделать этот фильм простой драмой о врагах, несправедливости или бесчеловечном преследовании. Режиссер фильма говорит о сочувствии, расширяя при этом личную историю для того, чтобы найти универсальное решение.
Восприятие Сэттлером персонажа является убедительным, как и его руководство актерами, намекая на существование отдельных личностей среди мачо-коллег Эми, при помощи только 1 или 2 фраз. Но импульсом этой усовершенствованной тюремной пьесы, большая часть которой проходит в интерьерах, вызывающих клаустрофобию, является невероятная связь Эми и Али.
Наиболее известный своей тонкой работой в иранском фильме «Развод Надера и Симин», получившем «Оскар» в номинации Лучший фильм на иностранном языке, Моаади делает Али гордым, яростным мужчиной, который пренебрежителен к враждебности своих сокамерников. Он жесток, когда разрушает иллюзии Эми о себе и о значительности того, чему она научилась. Но персонаж также сокрушительно хрупок, когда размышляет о своем будущем.
С тех пор, как на «Сумерки» пошла обратная реакция, люди задаются вопросом, Стюарт является просто угрюмой королевой экрана или настоящей актрисой. Актриса приводит аргументы в свою пользу, устраивая здесь передышку и играя жесткого, молчаливого персонажа, приводимого в действие неясным желанием «сделать что-нибудь важное», но неуклонно пробуждаемого непредсказуемой реальностью. Это жестко сдерживаемая актерская игра, демонстрирующая личные откровения даже тогда, когда внешне нам кажется, что Эми остается крепко скована дискомфортом. Здесь нет на экране момента со Стюарт, где она не была бы совершенно ошеломительна.
Режиссер и автор сценария: Питер Сэттлер В ролях: Кристен Стюарт, Пейман Моаади, Джон Кэрролл Линч, Лэйн Гаррисон Продолжительность: 117 минут
Перевод выполнен Mussonka специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
«Лагерь «Рентген»: Отзыв от «Sundance»
|