30 октября на экраны вышла долгожданная «Серена» Сюзанны Бир по одноименному роману Рона Рэша. Долгожданная потому, что проекту уже несколько лет. Датскому режиссеру история о супружеской чете Пембертон досталась уже после того, как к сценарию присматривался Даррен Аронофски. Бир распорядилась возможностью с умом, позвав на главные роли Брэдли Купера и талантливую, но тогда еще не столь популярную Дженнифер Лоуренс, а в качестве оператора — своего давнего партнера Мортена Сёборга. Последний и без того шекспировскому накалу страстей придал эпический масштаб и воздух.
Хотя в название картины вынесена героиня Лоуренс, Серена, зритель сначала знакомится с обаятельным предпринимателем Джорджем Пембертоном (Брэдли Купер), в чьих руках лесозаготовительная империя, судьбы работяг и, как он уверен, прогресс и процветание. Джордж — холостяк, сердце которого в один миг (причем буквально; на экране все происходит за считанные мгновения) покоряет красавица Серена, блондинка с безупречным красным маникюром и шрамом на спине. Шрам — след жуткого пожара, в котором погибла вся ее семья. Еще несколько мгновений, и Джордж уже привозит новоиспеченную супругу в родную Северную Каролину, делая это к большому неудовольствию партнера по бизнесу. Серена быстро осваивается, делает вид, что не замечает беременную от Джорджа служанку, мечтает о счастливой жизни и ребенке, но ее надеждам не суждено сбыться.
«Серену» ждали на многих фестивалях в этом году, но официальная премьера в итоге состоялась во время Лондонского международного киносмотра. А за несколько дней до этого картину увидели в Санкт-Петербурге на закрытии Санкт-Петербургского международного медиафорума. КиноПоиск встретился с Сюзанной Бир в Лондоне, чтобы узнать, почему даже после работы в лесу у Серены идеальные ногти, насколько трудно было заполучить Дженнифер Лоуренс и как скоро постановщик вернется к работе в родной Дании.
— Вас очень ждали в Санкт-Петербурге, где «Серену» показали, по сути, впервые в мире. Вы собирались приехать? Или таких планов не было?
— Да, я очень хотела приехать, но потом возникли проблемы (не по работе, а семейного характера), и я вынуждена была отказаться. Я ни разу не была в Санкт-Петербурге, поэтому было бы интересно посетить этот город, но в этот раз не получилось. Мне очень интересно, как фильм приняли в России.
— К сожалению, к моменту нашего разговора рецензии моих коллег еще не опубликованы. Расскажите, на каком этапе вы присоединились к проекту, почему решили за него взяться?
— Я прочитала сценарий Кристофера Кайла, и мне он очень понравился. Меня зацепила история женщины в мужском мире, история израненной души, вроде бы сильной снаружи, но очень хрупкой внутри. Потом меня привлекла идея сочетания природы и человеческой натуры. Наши герои любят свою землю, но в то же время разрушают ее ради наживы, из жадности. Для меня это еще и кино об американской мечте, которая выразилась в стремлении к прогрессу, к процветанию. Сейчас понятно, что этот прогресс разрушает нас.
— Хотя фильм называется «Серена», мне показалось, что в центре оказался герой Брэдли Купера, Джордж. Ему и сопереживаешь больше, и кажется, что это его, а не ее история.
— Для меня Джордж и Серена равноценны в этой истории, ведь это история их любви, любви двух очень сильных личностей. Я не могу сказать, что фильм принадлежит кому-то из них. Но я понимаю, почему вам так показалось. Он открывает собой фильм, через него мы узнаем ее. Но ведь в финале именно ее трагическое прошлое разрушает их будущее. Кстати, было очень трудно найти сбалансированный подход к этим героям. Они жестоки, их обуревают страсти, но зритель все равно должен им сочувствовать, переживать за них, восхищаться ими. Для меня это было самым сложным в этой работе.
— Киноверсия «Серены» очень сильно отличается от романа. Прежде всего финалом. Вы работали исключительно со сценарием или взяли что-то из романа?
— Я работала на основе сценария, но потом я прочитала роман. Роман очень богат событиями, линиями, смыслами. Неизбежная часть работы по адаптации литературного произведения состоит в том, что тебе приходится отказываться от героев и линий, которые тебе очень нравятся. Тебе приходится наступать себе на горло. Мы решили, что сфокусируемся на двух главных героях и их отношениях, а от всего остального пришлось избавиться. У нас нет той же протяженности во времени, что в романе. Нам показалось, что достаточно эпичными будут пейзажи и сама любовь. А время пришлось ужать.
— Первые полчаса фильма меня, честно говоря, сбили с толку. Так быстро друг друга сменяют события. Кажется, что от многих сцен остались считанные кадры. Много ли материала ушло на монтаже?
— Тебе всегда приходится это делать. Нет фильма, который бы не был жестоко порезан на монтажном столе. В случае с «Сереной» опять же отсекать пришлось то, что не относится к любовной истории.
— Вы представили в Лондоне сразу два фильма (вторым была драма «Второй шанс»), и оба касаются темы потери ребенка, но в разных аспектах. Вы, работая над этими картинами, видели какие-то параллели?
— Для меня это абсолютно разные картины. «Второй шанс» — он об отцовстве во многом. В «Серене» эта тема проходит фоном. Для Серены ребенок — мечта, которую она теряет, ее представление об идеальной семье. Теряя ребенка, она лишается этой мечты, и ее душевные раны вскрываются. Надо сказать, хотя это очень далекие друг от друга фильмы, я горжусь обоими.
— А есть ли для вас как для режиссера разница в работе над большим голливудским проектом и куда более скромным по бюджету фильмом на датском языке?
— Как режиссер, ты делаешь одно и то же. Тебе нужно выжать максимум из каждого дня, убедиться, что каждая сцена смотрится правдиво, честно, живо, нескучно. Ты за это отвечаешь. Конечно, внешние факторы уже различаются. Например, работая над «Сереной», я должна была еще и убедиться, что могу придать истории этот эпический размах, масштаб, причем все это так, чтобы не выходить за рамки бюджета. Но, мне кажется, с «Сереной» это удалось.
— Сейчас «Серену» будут воспринимать совсем по-другому, вам не кажется? Дженнифер Лоуренс не была такой звездой, когда вы взяли ее на главную роль.
— Да, это было уже три с половиной года назад, еще до «Оскара» и до «Голодных игр». Мне кажется, то, что фильм будут воспринимать по-другому из-за ее известности, неизбежно. Но тогда, когда мы только отбирали актеров, мне пришлось бороться за ее кандидатуру. Мне нужно было убедить продюсеров, что она сможет привлечь людей в кинотеатры, что она станет звездой. Хотя она к тому времени уже получила номинацию на «Оскар» за роль в драме «Зимняя кость», и было понятно, что она очень талантлива. Но такого звездного статуса, как сейчас, еще не было, и продюсеры сомневались, смогут ли найти под нее финансирование. То, что у нас был Брэдли, слегка сбалансировало этот момент.
— Меня весь фильм поражало, как Серена умудряется не испортить свой красный маникюр.
— Да, он потрясающий, правда? В этом она вся. Она красавица. Быть привлекательной для нее важнее всего, и это никуда не делось, несмотря на суровый мужской мир, в который она приехала. Мне хотелось, чтобы в каждой сцене она оставалась этой исключительной женщиной. Даже среди грязных работяг и первозданной природы.
— Какой проект вы готовите сейчас?
— Я сейчас заканчиваю работу над лентой «Мария — королева шотландская». Одновременно мы с моим постоянным соавтором Андерсом Томасом Йенсеном пишем новый сценарий для фильма на датском языке. Но этот проект еще пока на очень ранней стадии, так что сказать ничего не могу.
— Наш традиционный вопрос: если бы вам дали задание снять документальный фильм о чем-то, что вам интересно, что вас волнует, какую тему вы бы выбрали?
— Так как я не документалист, я бы сняла что-нибудь, например, о научном центре CERN в Швейцарии (имеется в виду лаборатория Европейской организации по ядерным исследованиям, расположенная на границе Франции и Швейцарии — Прим. КиноПоиска). Я бы хотела узнать что-то новое, чему-то научиться в процессе съемок, чтобы это было полезно для меня.
«Серена» вышла на российские экраны 30 октября.
Сюзанна Бир: «Продюсеры не хотели брать Дженнифер Лоуренс»
|