Еще один блокбастер года оказался феминистским
Недавно в Gawker вышла колонка Элли Джонс, где она жестко объясняет, почему не смотрела «Звездные войны» и новый фильм франшизы тоже смотреть не будет. Статья в Gawker стала квинтэссенцией обвинений, которые предъявляют самой знаменитой космической эпопее в последние годы. Мур Соболева почти без спойлеров объясняет, почему «Звездные войны» — это на самом деле манифест того, что называется empowerment, восстания против неравноправия.
Фанатки «Звездных войн» всегда были в странном положении. Принято считать, что это «мужская» история, как изнутри, так и снаружи: женские персонажи оригинальной трилогии, за исключением Леи, суммарно говорят всего полторы минуты экранного времени, а одним из самых популярных фанатских вопросов остается формулировка «как уговорить девушку посмотреть „Звездные войны"?». Женщины, которые любят историю про далекую-далекую галактику, по распространенному мнению, или супергики, или «классные девчонки», по определению Гиллиан Флинн. Это когда девушка декларирует любовь к чему-то традиционно мужскому, вроде пива или видеоигр, для того чтобы нравиться партнеру и солидаризироваться с привилегированным полом.
Считать, что женщина не может любить «Звездные войны» по-настоящему, точно такой же сексизм, как разделять книжки на «для мальчиков» (про космос) и «для девочек» (про готовку). Одна из величайших сказок, один из самых эпохальных мифов, «Звездные войны» существуют вне гендерной парадигмы, но, как всякое выдающееся произведение, рефлексирует не только архетипические проблемы далекой-далекой галактики, но и социальную повестку. В 1977 году, когда вышли первые «Звездные войны», теперь известные как «Эпизод IV: Новая надежда», за пределами съемочной площадки бурлила вторая волна феминизма.
Одним из трех главных персонажей стала женщина, вошедшая в пантеон сильнейших женских образов за всю историю кино, — бесстрашная и саркастичная Лея с бубликами над ушами. Принцесса в белых одеждах, она, защищая с бластером в руках своих «спасителей» Люка и Хана Соло, перевернула с ног на голову всю концепцию damsel in distress — «девы в беде». В течение первых трех фильмов Лея оставалась главным голосом разума и лидером повстанческой армии, а за единственную попытку ее объективировать задушила объективатора своей же цепью. Трудно себе представить более буквальную метафору женского освободительного движения.
Героиня же новой трилогии, выходившей с 1999 по 2005 год, нежная и несгибаемая идеалистка Падме Амидала Наберри в общественном сознании не достигла высот своей дочери Леи — прежде всего потому, что место новой трилогии в истории куда более зыбко, чем в случае трилогии оригинальной. На самом деле биография Падме могла бы стать идеальной для пропаганды радфем-парадигмы: это история умной, честной, талантливой женщины с блестящей карьерой, которую в самом буквальном смысле погубила любовь и попытка построить семью. Не ходите, девки, замуж, даже за очень любимых и понимающих мужчин — ничего хорошего вас там не ждет. Но несмотря на то, что женские персонажи «Звездных войн» важные и сюжетообразующие, все шесть фильмов все-таки были сконцентрированы на одном человеке, Энакине Скайуокере, также известном как Дарт Вейдер, и его взаимоотношениях с Силой. Именно так Джордж Лукас описывал сагу, когда утверждал, что продолжения «Звездных войн» он снимать не будет. Однако с «Пробуждением Силы» началась новая во всех смыслах жизнь франшизы. Это больше не история Энакина, и это первый фильм «Звездных войн», где женщина становится не просто важным, но основным персонажем — персонажем, устанавливающим отношения с главной энергией «Звездных войн», Силой.
Режиссер Джей Джей Абрамс, описывая начало работы, отмечает, что, обдумывая, кто может стать центром этой истории, подумал о молодой женщине. Как и в случае с образами предшественниц, персонаж Рей стал адекватным ответом своему времени. Это смещение фокуса на женского персонажа, блестяще оправданное сценарием, вольно или невольно придало «Звездным войнам» совершенно новое измерение. Фильм весь посвящен тому, как женщина открывает в себе то, что у нее уже есть. Пробуждение Силы происходит не только и не столько в галактике — Сила в первую очередь пробуждается в Рей, которая в начале картины работает мусорщицей и считает себя никем, отбросом, «маленьким человеком». (В связи с этим вспоминается другой фантастический эпик года — провалившийся в прокате «Восхождение Юпитер» Вачовски, где героиня Милы Кунис, которой на Земле уготована роль поломойки, оказывается фигурой космического масштаба.) Вместе с социальными изменениями троица женщин из «Звездных войн» вырвалась из насквозь мужского мира, прорвалась сквозь сексистские нулевые и наконец добралась до наших дней, когда сомневаться в женщинах как минимум рискованно. Огромная часть женских социальных проблем вызвана тем, что женщины субъективно оценивают свою жизнь дешевле, чем мужскую — потому что они женщины, потому что их учили быть на вторых ролях, оставаться шеей, оставляя мужчине право быть головой, чувствовать себя ведомой. И Сила, которая пробуждается в Рей, становится буквальной метафорой той силы, которая есть в каждой женщине, считающей себя недостаточно достойной. Рей далеко не сразу готова эту силу принять — как далеко не все женщины готовы принять идеи равноправия и человеческой самоценности, поскольку полная свобода означает полную ответственность, а это куда как нелегко. Но у нее есть судьба, есть талант — и есть выбор, который она делает.
И это одна из тысячи причин, почему мы любим «Звездные войны», — за ощущение, что каждый и каждая из нас может оказаться символом Новой надежды. Да пребудет с нами Сила. За информацию спасибо сайту http://www.wonderzine.com.
Героини «Звездных войн»: Боролись с Империей, а победили сексизм
|