«Дивергент», что бы вы ни думали о нем, как о фильме (я уверен, что многие исходят из того, что он построен на формуле чувствительный-подросток-в-скромной-одежке-узнает-о-его-внутренней-татуированной-силе-сражаться в мрачном триллере), он, как и подростково-молодежный роман, на основе которого он снят, является частью цельной мифологии, очевидно одолжившей много чего у «Голодных игр». Героиня, родом из загнанного района или, в этом случае, из фракции (Отреченных), проповедующих самопожертвование; варварские махинации; это чувство спортивного-зала-переполненного-стероидами, казалось бы, нормальной девушки, которая преодолевает серию смертельных поединков; и конечно же чувство, что героиня может справиться со всем, потому что, как обычно, это кажется на первый взгляд, она совершено другая, она особенная, она бунтарь, она дивергент с врожденным превосходством. (Почему я чувствую, будто Лени Рифеншталь понравились бы эти фильмы?)
Учитывая то, настолько производным является этот фильм, «Дивергент», по праву, должен быть менее эффектным триллером, нежели «Голодные игры» или «Голодные игры: И вспыхнет пламя». Мне, тем не менее, понравился этот фильм больше, чем те два, и вот основная причина: героине позволено демонстрировать страх. Хотя в большей части фильма вы чувствуете что Трис, которую сыграла одинокая Шейлин Вудли, не может справиться со всеми теми проблемами, что свалились ей на голову, и она понимает это. В моем обзоре я назвал ее «напряженной, уязвимой и такой похожей на нас» и это отличный способ описать Шейлин на экране, когда она демонстрирует нам все, через что проходит Трис, когда она приближает каждый момент так, будто его исход еще не был предопределен. Возможность провала нависла над этим фильмом, добавляя драматической тревоги. Вот почему так легко почувствовать родство с ней, даже если вам никогда и не приходилось быть частью проверяемого фанатами рынка. Вы не должны знать книгу, она не должна волновать вас, вы вообще можете никак не относиться к исходному материалу; но порывистого, хитроватого присутствия Шейлин Вудли уже достаточно. В то время как Дженнифер Лоуренс в «Голодных играх» яростная и сильная (я думаю, что она беззастенчиво великая актриса), заставляет Китнисс выглядеть такой себе амазонкой, которая, в обязательном порядке, жесткая, жестокая, сильная, неумолимая. И для меня это было не так интересно как печальная, естественная богиня Шейлин Вудли.
Критики, в общем, были не особо добры к «Дивергенту», и тот факт, что он многое позаимствовал у «Голодных игр» лежит в основе их жалоб. В некотором роде, это имеет смысл. Фильмы должны быть оригинальны – по крайней мере, на это мы надеемся, отправляясь на них. Но, если честно, в теории, сравнивая «Дивергент» и «Голодные игры», читая между строк критиков, вы можете ухватить кое-что другое. Они используют «Дивергент», чтобы выразить свое недовольство (что сказать, выглядит очень по-взрослому) всем этим подростково-молодежным кинофеноменам. Вы можете практически слышать, как многие из них говорят, по сути: Еще один из этой чертовой серии? Достаточно уже! И это, одним словом, несправедливо. Также, для меня, это выглядит немного лукаво в свете экстатических отзывов, которые получил второй фильм «Голодных игр». Да, он намного превосходил первый, но все же был немного излишне близок к этому фильму – и да, для почти что двух с половиной часов, ему не хватало самого важного элемента – неожиданности. Эти фильмы все производные, так что имеет значение, в действительности, только как они отыграны. Наседать на «Дивергент», потому что он слишком похож на «Голодные игры», это, в некотором смысле, наказание его за то, что был вторым, особенно в свете довольно триумфального исполнения Вудли, придавшей две мифические стороны подростково-молодежной героини: стороны примятого-цвета, обычной девушки и поднимающей тебя, определяющей твою судьбу стороны.
Когда вы зрите в корень, как «Голодные игры», так и «Дивергент», созданы как масштабный экшн-триллер проекции агонии и экстаза жизни подростков, и оба разработаны так, чтобы польстить своей аудитории. Но чем я действительно наслаждался в «Дивергенте», как в фильме – аллегорией старшей школы, которая скрыта от поверхностного взгляда; я не хочу делать вид, будто смотрел драму с подлинно взрослой интригой. Все это деление общества на фракции, основанные на том, умен ты, добр, самопожертвенен или, понимаете, немного социопатический, прыгающий с поезда мускулистый задира – это завуалированная версия кастовой системы старшей школы – мозги и застенчивые барышни, и звезды спорта. И сделать выбор, к какой из фракций ты хочешь принадлежать – это версия вечного кризиса идентификации каждого подростка: К какой группе я принадлежу? К какой группе я хотел бы принадлежать? Кто я? Тот факт, что Трис «дивергент» - то есть, самопожертвенная, умная и сильная одновременно – это, с одной стороны, забавная попытка автора серии, Вероники Рот, обратиться к шкафу тщеславия ее читателей. Тем не менее, здесь также идет речь о по-настоящему трогательном конфликте, с которым сталкиваются сегодня молодые люди: Что если я ищу самого себя, но не хочу быть голубем в клетке? «Дивергент» представляет собой кошмарную версию общества, в котором вначале вы только присматриваетесь к жизни, прежде чем становитесь человеческим существом.
Говоря об индивидуальности, я бы намного больше был склонен к, в основном, отрицательной критической оценке «Дивергента», если бы не почувствовал, будто уже раньше все эти подростково-молодежные франшизы рассказывали нам о любимчиках учителей или малолетних правонарушителях. На протяжении десяти лет фильмы серии «Гарри Поттера», величественно очаровательные, какими они бывали временами, не сделали ничего плохого (хотя многое и не ставили на них); затем на протяжении четырех лет фильмы Сумеречной саги, даже если они взывали к подростковому романтизму нео-50-х годов, ничего не смогли сделать правильно. Франшиза «Голодных игр», вместе со второй частью, чувствуется, будто заблокирована и перегружена статутом главная-любимица-критиков; в то время как «Дивергент», со всеми своими твердыми добродетелями (по крайней мере, для меня) в этой первой части, является официальным опоздавшим, отчего мы уже немного устали. Если бы я не знал лучше, я бы сказал, что кинокритики уже ведут себя как члены фракций, и что когда дело касается подростковых фильмов, которые продемонстрировали себя как высоко кассовые – и, в конечном счете, неважными – что ж, они немного более отличительны, чем люди думают.
Итак, верите ли вы, что киноверсия «Дивергента» сравнима с фильмами «Голодных игр»? И почему критики так сильно насели на него?
Перевод выполнен Тео специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
«Дивергент»: Переснятые «Голодные игры»?
|