21 августа 2014 года в российский прокат выходит фильм Филлипа Нойса «Посвященный» - адаптация известной книги, опубликованной в США еще в начале 90-х годов и сегодня даже вошедшей там в школьную программу. Пока не ясно, станет ли «Посвященный» стартом новой франшизы. Но само его появление лишний раз напоминает о популярности в современном кино антиутопии, причем, рассчитанной на подростковую аудиторию.
История экранизации
Лоис Лоури – популярная американская писательница, обладатель двух медалей Джона Ньюбери (престижная премия в области детской литературы), в том числе и за новеллу The Giver, выходившую в России под названием «Дающий». The Giver был впервые опубликован в 1993 году. Эта книга об «идеальном» обществе, в котором устранены боль, войны и любые отрицательные эмоции, но попутно отсутствуют любовь и все остальные прекрасные вещи, делающие человека человеком, в некоторых школах США включена в программу по литературе, некоторые же, наоборот, не рекомендуют ее для прочтения. «Дающий» - часть условной тетралогии с разными героями (куда также входят новеллы Cathering Blue, Messenger и Son).
Планы по экранизации The Giver строились давно. Джефф Бриджес был одержим этой идеей и очень хотел, чтобы роль старика, передающего коллективную память людей об эмоциях своему молодому ученику, сыграл его отец, Ллойд Бриджес. Но тот умер в 1998 году, так и не дожив до экранизации. В итоге реализацией проекта занялись Walden Media (известная по «Хроникам Нарнии») и Weinstein Company.
Фильм с бюджетом в 50 млн. долларов вышел в национальный прокат 15 августа. Сборы пока таковы: вышедший на 3003 экранах фильм собрал за первые три дня 12,76 млн. долларов, оказавшись по итогам уикенда лишь на пятом месте. Создатели фильма переработали первоисточник, главным героем которого был 12-летний мальчик, решивший бросить вызов своему идеальному миру. В фильме усилили линию взаимоотношений девочки и двух ее друзей-мальчиков. Кроме того, героев из 12-летних превратили в 16-летних. И все для того, чтобы было интереснее целевой аудитории, которая уже полюбила подобное кино после выхода в мировой прокат фильмов франшизы «Голодные игры». И хотя в литературном мире «Посвященный» гремел гораздо раньше трилогии Сьюзен Коллинз о приключениях юной Китнисс Эвердин, именно по «Голодным играм» измеряют успех фильмов похожего направления.
Увлечение темным будущим
Трилогия Сьюзен Коллинз – это романы «Голодные игры» (2008 г.), «И вспыхнет пламя» (2009 г.) и «Сойка-пересмешница» (2010 г.). В августе 2012 года по опросам среди подростков трилогия занимала второе место в списках их любимых книг, уступая только приключениям Гарри Поттера. Тогда как компания Amazon сообщала, что в списках ее продаж «Голодные игры» даже лидировали. К сегодняшнему моменту в США было продано более 65 млн. экз. всех книг трилогии. Они также были переведены на 51 язык и выходили на 56 территориях.
Премьера первого фильма от режиссера Гэри Росса с Дженнифер Лоуренс в главной роли состоялась 12 марта 2012 г. При бюджете в 78 млн. долларов картина собрала в мировом прокате $691,25 млн. Фильм второй – «И вспыхнет пламя» - с бюджетом уже в 130 млн. впервые был показан публике 11 ноября 2013 г. и собрал в мире $864,1 млн. «Сойку-пересмешницу» разбили на две части, выход в прокат запланирован, соответственно, на 19 ноября 2014 г. и 18 ноября 2015 г. Начиная со второго фильма режиссером проекта является Френсис Лоуренс.
Планировалось, что «Голодные игры» займут на киноэкранах нишу, освободившуюся после завершения «Сумеречной» саги. Но в итоге они породили собственную манию и создали отдельное направление. В западной традиции порой различают антиутопию (критику утопии, историю о еще не существующем социально совершенном «добре», у которого находится злая оборотная сторона) и дистопию (историю о еще несуществующем социально совершенном зле). В этом смысле «Посвященный» скорее антиутопия, а «Голодные игры» - дистопия. Но в тренде, созданном «Голодными играми», они оказались вместе. И не только они одни.
23 марта 2012 года, менее чем через пару недель после выхода в прокат первого фильма франшизы «Голодные игры», на Amazon.com появился список книжных серий, рекомендованных тем, кто полюбил историю о Китнисс Эвердин. Там было 25 наименований. Huffington Post со ссылкой на Goodreads писал о том, что популярность антиутопий находится сегодня на самом высоком уровне, начиная с 1960-х годов, и связано это именно с успехом «Голодных игр».
В мировой прокат 18 марта 2014 г. вышла экранизация книги Вероники Рот «Дивергент» от Нила Бергера (бюджет – $85 млн., мировые сборы – $263,85 млн.), история о милитаристском будущем, действие которой разворачивается в Чикаго. На 18 марта 2015 г. запланирован выход продолжения этой истории, «Инсургент». Серия Мэлори Блэкмен «Крестики-нолики» (альтернативная история о Земле, которая принадлежит чернокожим, а белые долгое время находились в рабстве) для большого экрана, правда, пока не адаптирована. Зато она уже была с успехом поставлена Royal Shakespeare Company на театральной сцене. А вот права на экранизацию «Кроваво-красной дороги» Мойры Янг, по некоторым данным, купил Ридли Скотт. Эту книгу, удостоенную британской премии Коста, рецензент The Telegraph назвал «Безумным Максом» для девочек». Еще пример - «Уродина» Скотта Вестерфельда о косметической диктатуре, практикующей обязательные операции для всех достигших 16-летия подростков с целью превращения их в красавцев (а заодно и в послушных членов общества). Роман был бестселлером по рейтингам Amazon и The New York Times, права на экранизацию куплены 20th Century Fox.
Причины популярности
Причину популярности антиутопии среди молодых совершеннолетних, так называемых young adult (хотя вообще-то этот жанр популярен скорее у подростков) многие видят в том, что сегодня молодежь раньше сталкиваются с проблемами и начинает испытывать тревогу по поводу своего будущего. Именно так, практически одинаковыми словами, об этом сказали сыгравший одну из главных ролей в «Дивергенте» Тео Джеймс и автор «Кроваво-красной дороги» Мойра Янг. Популярность антиутопий у young adult изучают в академических кругах. Например, в Mount Holyoke (Массачусетс), крупном американском гуманитарном колледже, читают спецкурс «Голодные игры: антиутопии для молодых совершеннолетних в популярной культуре». Любознательные евангелисты исследуют отсутствие бога и посмертной мифологии в таких фильмах и книгах – большая статья на эту тему (Truth in Darkness: The Hunger Games as an Unexpected Resource for Apologists) вышла в 2012 году в Christian Research Journal.
На киноэкране опасные для юной аудитории моменты, которые есть в литературных первоисточниках, обычно сглаживаются. Памятна история с урезанием «Голодных игр» для британского проката на 7 «особо жестоких» секунд, благодаря чему фильм получил более щадящий рейтинг. В «Посвященном» есть довольно откровенная сцена убийства младенца, и, видимо, именно благодаря ей фильм получил рейтинг PG-13. Но многих все равно настораживает популярность подобного кино. Свои опасения открыто выказали сразу несколько известных детских писателей, таких, как Аманда Крейг и Филип Рив. В The New York Times даже публиковались дебаты с участием популярных авторов и издателей о том, опасна ли такая радикализация литературы для подростков, да и есть ли она вообще.
Но, так или иначе, антиутопии young adult не теряют своей привлекательности. Выход в прокат «Посвященного» – возможность посмотреть довольно старомодную адаптацию книги, близкую к классике социальной фантастики. Мир «Посвященного» действительно выглядит совершенным (пригласить на роль лидера идеального мира главную актрису Америки Мэрил Стрип – хороший ход), особенностью иного, чуждого этому обществу персонажа является тяга к книгам и т. д. В этом камерном, визуально стерильном фильме действительно виден интерес именно к социальному устройству дивного нового мира, который может ждать нас в будущем.
Источник: proficinema.ru
«Посвященный»: Темное будущее для подрастающего поколения
|