Итак, за выходные все успели посмотреть «Сойку-пересмешницу», выхода которой по всему миру ждали так долго. Это третья часть феерически успешной франшизы «Голодные игры» по мотивам одноименного романа Сьюзен Коллинз. Конечно, история о том, как дети убивают друг друга, потрясла зрителей до мозга костей, однако основная аудитория, на которую направлен цикл — тинэйджеры. Совсем недавно на большие экраны вышли «Игра Эндера» и «Дивергент», чуть ранее подростки, по большей части женская половина, просто сходили с ума от «Сумерек» и Роберта Паттинсона в частности. На радость сильного пола, звездой мирового кинематографа вышеупомянутые «Голодные игры» сделали Дженнифер Лоуренс.
Впервые на рынке кино поняли, что на подростках можно зарабатывать и очень неплохо, в пятидесятые годы, когда у тинэйджеров стали появляться карманные деньги. Как и многие другие, данное направление киноиндустрии берет свое начало в Америке, где и развивается по сей день. Удивительно, но в консервативной Европе до сих пор стараются снимать фильмы про молодых людей, а не для них. В чем же специфика этого популярного жанра?
Прежде всего, это кино о возрастных проблемах, с которыми сталкивается каждый подросток: отчужденность от мира, непонимание со стороны взрослых, первая любовь, секс, разногласия с одногруппниками, нехватка времени и денег — перечислять можно бесконечно. Важно понимать, что, как правило, все эти переживания обретают художественную окантовку, в результате чего появляется оттенок наивности: все в жизни легко и просто, главное выбрать душераздирающий саундтрек.
Так, в 1950-е, когда в воздухе уже витал дух бунтарства и жажды независимости, производители фильмов стали все чаще обращаться к молодежной культуре. Ее символами стали Марлон Брандо и Джеймс Дин, обаяние и дерзость которых до сих пор не дают покоя миллионам девушек. В моду вошли «плохие мальчики» и рок-н-ролл.
Фильмы: «Школьные джунгли», Ричард Брукс (1955); «Бунтарь без идеала», Николас Рэй (1955).
В 60-е годы предпринимались первые попытки ввести тему секса на экраны кинотеатров. Ульям Эшер подарил свету первые «пляжные» фильмы: «Пляжные тусовщики»(1963), «Мускулы на пляже»(1964), «Пляж бикини» (1964), «Пляжные игры»(1965) и др. А вот Роджер Корман, наоборот, создавал моду на картины, где в центре внимания оказывались байкеры, обращаясь к более избирательной аудитории. «Молодые гонщики» (1963) и ставшие на тот момент кинохитом «Дикие ангелы»(1966), главную роль в котором исполнил Питер Фонда. Позже актер также принял участие в ряде «байкерских» кинолент, в том числе в фильме Денниса Хоппера «Беспечный ездок» (1969). Девиз того времени — «Мы хотим чтобы нам разрешали ширяться, бездельничать и драться».
Британское кинонаследие, тем временем, пополнялось музыкальными картинами. Ничего необычного, ведь их, а затем и весь мир, начинает поражать лихорадка «великолепной четверки» жуков. Американец Ричард Лестер приглашает великих «The Beatles» принять участие в его картинах «Вечер трудного дня» и «На помощь!», и они дают согласие.
Фильмы: «Великолепие в траве», Элиа Казан (1961); «Вечер трудного дня», Ричард Лестер (1965); «На помощь», Ричард Лестер (1965).
Воплощением эпохи 70-х годов — стали ритуалы взросления и их последствия. Знаковую ленту снимает Джордж Лукас — «Американские граффити» (1973) — историю о мечтательной жизни подростков, протекающей на фоне рок-н-ролльных хитов шестидесятых. Только спустя десять лет Фрэнсис Форд Копполла принимает эстафету у Лукаса и снимает «Изгоев» (1983) и «Бойцовскую рыбку» (1983). Интересно, что дочь мастера София в 2013 году также работает в жанре подросткового кино. На экраны выходит ее фильм «Элитное общество» и, к сожалению, проваливается в мировом прокате. На практике оказалось не так-то легко уловить дух времени и показать жизнь тинэйджеров нашей с вами эпохи.
Возвращаясь к истории, стоит отметить, что в 80-е годы особенно востребованным стал жанр «романтической комедии», а главным фильмом десятилетия, неоспоримо можно назвать «Шестнадцать свечей» Джона Хьюза. Детство Саманты вот-вот закончится, ее родители забывают про день рождения дочери, подруга уходит в самый трудный момент жизни, а одноклассники, все как один, полные придурки. Девиз: «Главное, герпес не подхватить, не залететь».
По ту сторону баррикад оказались пошлые вульгарные комедии о сексе. Открыл этот рейтинг Джон Лэндис в 1978 году своей картиной «Зверинец», а продолжили Пол и Крис Вайц в 1999 году, сняв «Американский пирог». С тех самых пор ничего не изменилось, и в жанре подросткового кино параллельно развиваются оба направления.
Фильмы: «Зверинец», Джон Лэндис (1978); «Бойцовская рыбка», Фрэнсис Форд Коппола (1983); «Изгои», Фрэнсис Форд Коппола (1983); «Шестнадцать свечей», Джон Хьюз (1984); «Феррис Бюллер берет выходной», Джон Хьюз (1986); «Американский пирог», братья Вайц (1999).
В 10-х годах 21 века стремительно развивается направление фэнтези. Фильмы, в основном, снимают по мотивам книг, о будущем. Возможно потому, что у сегодняшней молодежи нет общей идеи, кроме массового потребления, селфи и котиков. Против чего бунтовать и за что бороться? Именно поэтому, сегодня мы смотрим кино про вампиров, кровавые реалити-шоу, фракции и военные детские школы. Благо технологии позволяют, картины пичкают спецэффектами, 3D и motioncapture, однако суть от этого не меняется — зрителю все также предлагают болезненно-острые социальные сообщения о девочках и мальчиках, ищущих себя. Жестокие и вместе с тем сентиментальные картины повествуют о борьбе с взрослыми, с самим собой и с окружающим миром в целом. Герои стали более дерзкими, независимыми и убежденными. Девиз: «Ты опасен, если ты другой».
Сегодня каждый подростковый фильм — блокбастер, отчего коммерческая составляющая доминирует над смысловой. И если в ближайшее время кинопроизводители не найдут иных путей развития жанра, возможно на этом его история и закончится.
Фильмы: «Сумерки», Кэтрин Хардвик (2008); «Голодные игры», Гэри Росс (2012); «Игра Эндера», Гэвин Худ (2013); «Дивергент», Нил Бёргер (2014).
Развитие подросткового кино
|