В прокат вышел «Джокер» Тодда Филиппса — пронзительная драма о становлении главного врага Бэтмена Джокера. Исполнителю главной роли Хоакину Фениксу пророчат за эту роль «Оскар», а Vogue.ua тем временем рассказывает, чего стоило актеру это перевоплощение.
Один в толпе, один навсегда — такой Артур Флек. Он постоянно ищет связи с миром — хочет дружить, любить и, главное, приносить миру радость, работая клоуном, но мир не хочет этого, и избивает его (буквально), и не замечает. Так из аутсайдера — странного, тонко чувствующего человека с невероятной пластикой и любовью к драме и комедии, мечтающему быть на сцене, за полтора часа фильма рождается Джокер — главный злодей киновселенной DC, жуткий убийца и мститель. «Вначале он просто хочет заставить людей смеяться, пытается улыбнуться им, — рассказывает режиссер Тодд Филлипс («Борат», «Мальчишник в Вегасе»). — Вот почему он клоун, поэтому он мечтает стать комиком. Он просто хочет принести немного радости в мир. Но ядовитая среда Готэма ломает его — отсутствие сострадания и сочувствия, потеря вежливости, грубость... Вот что создает нашего Джокера».
«Играть этого персонажа было невероятно сложно для меня, — признается Хоакин Феникс. В сентябре фильм взял главный приз на кинофестивале в Венеции, а теперь Фениксу пророчат «Оскар». — И я знал, что он также бросит вызов зрителям и их предвзятым представлениям о Джокере, потому что в его вымышленном мире, как и в нашем реальном мире, нет простых ответов».
Действие фильма происходит в конце 70-х — начале 80-х в Готэме, роль которого в фильме играет Нью-Йорк, а также Нью-Джерси. «Одна из причин была в том, чтобы отделить его, откровенно говоря, от Вселенной DC, — рассказывает Тодд Филлипс. — Когда мы передали сценарий Warner Brothers, чтобы прояснить ситуацию, мы сразу сказали, что хотим снять фильм как отдельная вселенную. Настолько, что это явно происходит в прошлом. Плюс мне нравится ощущение ручной работы тех фильмов — «Таксист», «Король комедии», «Пролетая над гнездом кукушки». И мы попытались сделать это. Да, у нас в фильме нет CGI, но это еще не гарантия того, что вам удастся создать другой мир. В фильмах конца 70-х и 80-х годов есть ощущение ручной работы, которое я всегда любил, и нам хотелось, чтобы от «Джокера» было такое же впечатление».
Сколько килограммов потерял Хоакин Феникс, готовясь к роли? — спросит себя любой зритель, сидящий в зале и наблюдая эффектный, но одновременно жутковатый пресс Артура Флека, его натянутую спину с торчащими лопатками, сильные руки и диафрагму как у заправского йога. 25 килограммов за несколько месяцев — такова цена. Тодд Филлипс признается, что это была его идея: «Я хотел, чтобы персонаж выглядел голодным и нездоровым, как истощенный волк». Хоакин Феникс говорит, что были дни, когда он съедал не больше двух яблок.
«Мы писали это для Хоакина, но мы не знали, что мы когда-нибудь получим Хоакина — часто вы не получаете актера, для которого пишете сценарий, но это помогает писать текст. Но когда закончили, то подумали, как мы его заполучим? А что, если мы этого не сделаем? Он просто такой уникальный актер, один из величайших...», — признается Тодд Филлипс.
Автор костюмов в «Джокере» — Марк Бриджес, давний партнер Хоакина, который работал с ним над фильмами «Мастер» и «Врожденный порок». «Честно говоря, я не знаю, как он это делает, — говорит Бриджес о дисциплине Феникса, — но мы приступили к примерке за шесть месяцев до съемок, чтобы успеть адаптировать вещи, чтобы подумать, как в некоторых сценах скрыть его телосложение в этой сцене. Но через полгода на съемки пришел новый Хоакин, минус почти 30 килограммов — это чудо».
Главные цвета Готэма — рыжий, коричневый, серый: кирпичные дома, рыжие пожарные лестницы, много грязи и мусора. «Если вы верны, скажем, 1981 году, то должны понимать, в магазинах был доступен определенный диапазон цветов и цветовых комбинаций. Мы использовали много синего, коричневого, темно-бордового, серого, морского, хаки... Придерживаясь этой палитры, вы автоматически привносите в фильм атмосферу 80-х, потому что это совсем не то, что продается в магазинах прямо сейчас».
Что касается Артура, то Бриджес говорит: «Он, в общем-то, такой себе John Q. Public (идиома, которую в США употребляют в смысле «обычный человек» — прим .авт.); его стиль очень практичен. Он одевается для комфорта и уже некоторое время носит одну и ту же одежду, и в этом есть детский аспект, а также взгляд старика, которому все равно, что на нам надето. С Хоакином я никогда не хочу слишком много внимания уделять одежде, потому что его игра так сильна».
Когда дело дошло до самого костюма Джокера, Бриджес говорит, что его дизайн был описан в сценарии как «ржавый костюм, который был у Артура уже много лет». «У вас есть в голове миллионы мыслей, как должен выглядеть Джокер, и есть небольшое внешнее давление, чтобы сделать приятное поклонникам. Но в конечном итоге моя работа сводится к тому, чтобы рассказать эту конкретную историю, где наряд должен быть чем-то очень органичным для персонажа: вещи, которые мы уже видели у Артура, теперь как будто собраны, чтобы стать тем, что носит Джокер».
Рубашка, жилет, удлиненный пиджак — когда Артур надевает костюм Джокера, он преображается и наконец перестает быть похожим на аутсайдера. Хоакин Феникс подтверждает: «Когда он становится Джокером, он ходит высоко, держит спину ровно. Он уверен. До этого, похоже, он был просто оболочкой себя».
На протяжении всего фильма Артур «надевает» клоунское лицо для различных представлений. Его окончательный образ Джокера был придуман Тодом Филилипсом и Хоакином Фениксом как преувеличенная версия обычного макияжа Артура и доведен до совершенства главой департамента макияжа Никки Ледерман. Для грима они использовали красный и зеленый цвета. Никки также создала уникальный оттенок для слез Артура из различных пигментов, окрасив их в финале синим цветом.
Но самым сложным в работе над образом Джокера стал его смех — жуткий, похожий на плач. Артур Флек смеется так, потому что в детстве получил травму головы, а для окружающих у него в кармане всегда есть карточка, объясняющая, что с ним происходит. Чтобы отрепетировать свой жуткий смех, у Хоакина Феникса ушло полгода, и он признается, что иногда сходил от этого с ума.
За информацию благодарим сайт vogue
Хоакин Феникс и Тодд Филлипс о работе над фильмом «Джокер»
|