Мы так давно не видели классических экранизаций, что уже стали отвыкать от них. А зря… Прямолинейность, открытость и непринужденность новой постановки «Золушке» очень к лицу.
Юная Элла в раннем детстве потеряла мать. Отец девушки после долгих лет одиночества решается на повторный брак, и в старинном доме, где Элла провела всю свою жизнь, объявляются три сварливых гостьи – леди Тремэйн и две ее дочери. В то время как отец семейства находится в разъездах, новые члены семьи третируют хозяйку и зовут ее Золушкой. Однажды Элла встречает в лесу молодого человека, который мгновенно влюбляется в прекрасную незнакомку. Принц, а это оказался именно он, срочно созывает бал, на который должны прибыть все девушки королевства. Преодолев множество преград, на бал прибывает и Золушка. Подаренные ей феей-крестной платье и туфельки сводят с ума весь дворец, а простота, невинность и доброта кружат голову королевскому наследнику…
Даже как-то несколько странно сегодня, в век постмодерна, всеобщего цинизма и абсолютного неприятия авторитетов, встретить в кино совершенно безобидную классическую сказку, в которой нет никакого второго дна, насмешек над историей или современного переосмысления. Студия Disney раньше так и работала, делала добрые универсальные сказки, не призванные шокировать. Последние годы несколько изменили баланс сил: вслед за эксцентричной «Алисой в Стране чудес» последовала перевернутая с ног на голову «Малефисента», а утрамбовал это хулиганство разудалый мюзикл «Чем дальше в лес…». Казалось, что от «Золушки» нужно ожидать чего-то подобного: неожиданные повороты сюжета, финальный твист или волшебное преображение героев. Но нет, сказка полностью соответствует канонам, заданным анимационным фильмом 1950 года. Плохо ли это? Это отлично!
Вот мы и дожили до тех времен, когда на фразу «Вы в мультфильмах не снимались?» не нужно будет глупо улыбаться. И сейчас мы не о потугах Роберта Земекиса и не о работе в кино Энди Серкиса – фильм Кеннета Браны вполне можно назвать ожившим мультфильмом. Не узнать старинную сказку семидесятилетней выдержки просто невозможно, такое погружение в знакомые с детства кадры трудно себе представить. Своей волшебной рукой, словно направляемой самим Уолтом Диснеем, Брана рисует мир, от которого остальные постановщики, художники, декораторы давно отказались. Мир «Золушки» богат красками, необъятен, полон самых разных невероятных локаций и по-хорошему притягателен – именно так должна выглядеть сказка.
Останавливаться на сценарии фильма нет никакого смысла, Крис Вайц, кажется, сделал все, чтобы никоим образом не навредить оригиналу (студия не скрывает, что новая «Золушка» – это «одушевленный» ремейк полнометражного мультфильма). Бросающимися в глаза дополнениями являются только расширенная роль Злой Мачехи леди Тремэйн и сцена встречи Эллы и Принца в лесу накануне судьбоносного бала. Первое дополнение позволяет со всей широтой своего таланта развернуться Кейт Бланшетт (особенно ей удается смех), а второе создает реалистичную подложку для вспышки чувств между Золушкой и королевским наследником. Они встречаются на охоте, где девушка спасает оленя (привет, «Бемби»!), и каждый может показать себя с самой лучшей стороны: она – добрая и чувственная, он – отважный и нежный. В остальном действие течет ровно по строкам сценария анимационной ленты, включая тыкву и мышей.
Мыши, кстати, вызывали наибольшее опасение, компьютерные животные – обычно не самые милые животные. Но все с мышами получилось отлично, тем более что их основной перформанс предварялся сценой-бенефисом Хелены Бонем Картер. Британской актрисе досталась роль эксцентричной феи-крестной, передавшей очередную волшебную эстафетную палочку от анимационного прародителя – слова знаменитой песенки «Биббиди-боббиди-бу».
Впрочем, даже столь яркой актрисе не удалось затмить главный дуэт фильма – Лили Джеймс и Ричарда Мэддена. В том, что Брана на ведущие роли выбрал актеров с телевизионным прошлым, не имеющих серьезного опыта на большом экране, был определенный риск, но ставка себя оправдала. Пожалуй, более известные, предсказуемые и «затасканные» лица лишили бы главных героев сказочного обаяния, но в случае Джеймс и Мэдден этого не произошло – это действительно Золушка и Принц, химия между которыми очевидна с первой совместной сцены. Все остальное – лишь оправа для волшебной пары, в лучшем виде олицетворяющей представление о сказочных королевствах и далеких светлых временах.
Не возьмемся предсказывать, но, скорее всего, другой подобный опыт классического переложения сказки на большой экран может больше не сработать. Зерно Кеннета Браны упало в благодатную почву в нужное время и в нужном месте. Вы хотели настоящей сказки? Без плеток с оттенками серого, без взрывов и стрельбы, без сомнений в правильности выбора и давления быта? «Золушка» – это то, что нужно. Снова единственная и неповторимая, сверкающая и кристально чистая как волшебная туфелька, которая обязательно станет проводником в любовь и сказку.
С 12 марта в кино.
За информацию спасибо сайту http://www.film.ru.
Рецензия на фильм «Золушка» (Крис Вайц): Ожившая классика
|