С выходом «Сумеречной Саги. Рассвет: Часть 2» серия «сумеречных» фильмов подходит к концу, но независимо от того, хорош фильм или нет, масса убежденных фанатов придут посмотреть его. Фильм пронизан бессмертной любовью Эдварда и Беллы, и мало кто будет размышлять о том, как решительно отличаются эти современные вампиры от Дракулы. Еще меньше людей будут рассматривать ту часть, в которой наука играет роль в эволюции вампиров на протяжении многих веков, но, тем не менее, она является тем, к чему стоит прислушаться. Научные исследования мира природы имеют решающее значение, как для создания, так и уничтожения монстров. Когда раньше моряки отправлялись в открытое море для поисков новых земель и ресурсов, они сталкивались с огромными животными, которые поражали воображение, ударяя своими хвостами по воде, что, несомненно, породило мифы о Левиафане и Кракене. Столетия спустя, с изобретением гарпуна и усовершенствованием корабельных технологий, эти монстры превратились из извергов в пищу. История вампиров, хотя и более сложная, ничем не отличается.
Самые ранние существа, похожие на вампиров, появились примерно в 1100 году н.э. в Европе. Эти монстры вылезали из могил и нападали на людей, которым не посчастливилось встретиться на их пути. Вильям Ньюбургский, английский историк, который поведал о событиях того времени, отмечает, что люди опасались быть «избитыми» и что монстры использовали неприятный запах изо рта, чтобы заполнить «каждый дом болезнью и смертью». Он описывает интригующую историю двух братьев, которые, решив отомстить за смерть отца, разрыли могилу монстра. Они сталкиваются со свежей кровью на губах монстра, когда рубят его на куски, и приходят к выводу, что он питался кровью своих жертв.
С тех пор, как мы знаем, что мертвецы не могут подниматься из могил и «наносить вред» людям, мы вынуждены рассмотреть возможность, что появление этой нежити в записях Ньюбургского были, как и Кракен, и Левиафан, делом ошибочной идентификации. К счастью, его записи богаты уликами. Вильям Ньюбургский указывает на то, что люди боялись быть покалеченными, но никто даже не подвергался физическому нападению. Действительно, смерти наступали в результате зловонного дыхания монстров, распространявшегося от дома к дому. Поскольку современники Ньюбургского имели слабое представление о болезни, вполне вероятно, что настоящие монстры в его рассказах были людьми, зараженными туберкулезом, или теми, кто слег в эпидемию гриппа, незаметно распространявшуюся по городам.
Что же касается свежей крови, найденной братьями на губах монстра после смерти, накопленный в организме газ может стать причиной того, что кровь выталкивается из легких, проходя через трахею, выходит через рот, окрашивая зубы и губы. Это создает иллюзию того, что труп недавно потреблял кровь и объясняет то, что видели братья. Тем не менее, родственники следовали за своими близкими в могилу, никто не понимал почему, и объясняли это нежитью, питающейся кровью.
Тем не менее, Ньюбургские монстры очень отличаются от чудовища из рассказа Брема Стокера 1897 года. Дракула разделяет способности своего создателя, поднимаясь из гроба и питаясь кровью, но он также способен укусом превращать других, как трагическую Люси, в вампиров.
Откуда же это взялось?
Хотя практически невозможно заглянуть в умы людей, которым в голову пришла концепция перевоплощения в вампира посредством укуса, возможность того, что бешенство в некотором роде оказало влияние на эту ситуацию, очень замнчива.
Во дни еще до разработки вакцины от бешенства, когда люди подвергались нападению бешеных животных, они разумно предполагали, что сами станут бешеными животными после смерти. Возможно, более важно то, что если они сталкивались в борьбе с другими на исходе последних дней своей жизни, и им удавалось урвать кусочек плоти, они оставят свою болезнь позади. Казалось бы, зараженный монстр должен умереть, но в течение нескольких недель появляется новый. Имеет ли шанс первоначальный миф о вампирах, зародившийся во дни Вильяма Ньюбургского, быть объяснен бешенством, прежде, чем появился Дракула? Да, имеет.
На протяжении большей части 18 века туберкулез в Европе бы на уровне эпидемии, так же, как и крупная эпидемия бешенства, ударившая по бродячим собакам и волкам в регионе. Ситуация была плачевной. В 1739 году бешеный волк во Франции покусал 70 людей, и другой случай: в 1764 году 49 человек были искусаны. В какой степени эти укусы привели к тому, что зараженные люди кусали других, неизвестно, но если такая ситуация развивалась так же, как и эпидемия туберкулеза в городах, боязнь этих болезней могла переплетаться.
Таким образом, возникает вопрос, если туберкулез, грипп, бешенство и раздутые тела – эксперименты Дракулы, как мы пришли к доброму, благородному и красивому Эдварду Каллену? Подобно кракену и левиафану, которые были разоблачены и названы китами, современная эпидемиология разоблачила Дракулу и назвала его не больше, чем страхом, порожденным болезнями и разложением. Не совершайте ошибку, эти страхи до сих пор живы, но вместо этого они изображены как кровососущие клыкастые демоны, которые сейчас очень часто представляются патогенными организмами в таких триллерах, как «Эпидемия», «Вирус Андромеда» и «Заражение».
Однако, как вечно молодые, сильные и сознательные обольстители, вампиры приспособились и нашли для себя новую нишу. Этот мир, где, казалось бы, даже самый добродетельный человек часто становится жертвой порока, общественная заинтересованность в хороших «душах» борется с их собственными природными инстинктами, с лихвой обеспечивает вампирам изучение всего этого. Эдвард Каллен, Билл из «Настоящей крови», Энжел из «Баффи – истребительница вампиров», Луи из «Интервью с вампиром», Барнабас Коллинз из фильма «Мрачные тени», список можно продолжать бесконечно. Вампиры – монстры, берущие происхождение еще из древности, но настоящих монстров нет. В самом деле, они, как и патогенные организмы, которые их и породили, стремительно видоизменяются.
Мэтт Каплан – автор книги «Взгляд Медузы и Укус Вампира: Наука о монстрах».
Перевод выполнен Nikki6392 специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Научное обоснование вампиров из «Сумерек»
|